является и реализацией распределительной и контрольной функцией финансов
предприятия.[9 c.203]
При сравнении квартальных платежных календарей выявляются тенденции и
проблемы в деятельности предприятия. Результаты анализа используются для
разработки очередного текущего финансового плана.
Бюджетным видом финансового планирования на наших предприятиях стало
бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и
расходов всех хозяйственных подразделений предприятия. Составление
финансовых бюджетов предприятия служит основой внутрихозяйственного
оперативного планирования, соизмерение затрат и результатов.
Помесячное планирование бюджета дает более точные показатели размеров и
структуру затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета.[1
c.219]
В рамках утверждения бюджета подразделениям предоставляется большая
самостоятельность в расходовании и экономии по бюджету ФОТ.
Минимизация количества контрольных параметров бюджета позволяет сократить
непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических
служб. Осуществляется режим строгой экономии финансовых ресурсов, что
особенно важно для выхода из финансового кризиса.
ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и
отчетности о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах,
организация разрабатывает оперативный бюджет.
Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского
отчета и финансового контроля. Финансовые отчета организации должны
включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция,
производительность, использование активов, инновации [6 c.201].
Для составления прогнозных финансовых документов применяются методы
прогноза продаж, процента от продаж, регрессионный анализ.
Процесс финансового планирования обычно начинается с прогнозирования
будущих продаж.
Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно
прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж
разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и
конкретнее должна быть содержащаяся в них информация [2 с.97]
Величину будущих продаж можно определить при помощи следующих методов
Оценки торговыми работниками. Это очень ценный источник информации,
поскольку торговые работники наиболее тесно соприкасаются с нуждами и
потребностями покупателей.
Опросы потребителей. Они проводятся для определения их покупок в
прогнозируемый период. Слабым местом этого метода является высокая
вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры.
Анализ временных рядов. Необходим для учета временных колебаний величины
продаж товара.
Экономические модели. С их помощью связывают размеры продаж с
макроэкономическими переменными, а также с отраслевыми данными.[6 с.213]
Использование метода процента от продаж – следующий шаг в финансовом
планировании. Этот метод позволяет вывести каждый элемент планового баланса
и отчета о прибылях и убытках, исходя из запланированной величины продаж.
Суть метода заключается в том, что каждый из элементов документов
рассчитывается как определенное процентное соотношение от установленной
величины продаж.[3с.320]
Регрессионный анализ – еще один метод определения потребности в капитале.
Регрессионный анализ связывает продажи и потребность в капитале напрямую,
исследует эту взаимосвязь в диалектике. Поэтому метод дает иногда более
тесные и конкретные прогнозы, чем расчет процента от продаж.
Регрессионный анализ рассматривает потребности в финансировании как функции
от объема продаж. В системе координат отмечаются соотношения между объемом
продаж и потребностью в капитале в каждом из предыдущих годов
хозяйствования фирмы. Точки объединяются в единую линию:
она может быть прямой (линейная регрессия) – А;
или кривой (нелинейная регрессия) – В.
Линейная регрессия строится легче, однако дает менее достоверные
результаты.[9с.118]
Потребности в финансировании (тыс.руб.)
800
400
200
200 600 1000 1400 1800 2200
А – линейная регрессия;
В – нелинейная регрессия
Рис.1 Потребности в финансировании
III. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Основные финансовые документы имеют важное значение для финансового
планирования по следующим причинам:
они представляют данные для расчета и анализа финансовых показателей
деятельности фирмы;
служат основой для составления финансовых прогнозов, так называемых
proforma документов.
К основным финансовым документам фирмы относятся:
баланс, или балансовая таблица;
отчет о прибылях или убытках;
отчет о движении наличности.[1 с.154]
Баланс фирмы – это сводная таблица, указывающая источники капитала и
средства его размещения. В левой части балансовой таблицы размещены активы
фирмы, то есть материально-денежные средства, которыми располагает
предприятие и которые активно «заняты» в хозяйственной деятельности. Правая
часть баланса – пассивы, они включают различные источники получения
необходимых капитальных средств.
Активы баланса включают две основные части: оборотные средства и основные
средства.
Оборотные средства иначе называют текущими активами, предполагается, что
они превращаются в наличность в течение года. Основные средства, или
фиксированные активы, как правило, оборачиваются через несколько лет, то
есть служат фирме гораздо более длительное время. Пассивы включают
обязательства фирмы перед своими кредиторами и собственный капитал фирмы.
Баланс фирмы входит в состав документов финансового планирования. Отчетный
баланс служит основой для первой стадии финансового планирования – анализа
финансовых показателей.[2с.370]
В отличие от баланса, который как бы отражает фиксированную, статическую
картину финансового равновесия фирмы, отчет о прибылях и убытках показывает
динамику ее финансовых операций.
В отчете о прибылях и убытках фирма сравнивает затраты и результаты своей
деятельности, определяет величину чистого дохода и его распределение. Отчет
о движении наличности – финансовый документ, получающий все большее
признание в последние годы. Анализирует источники и использование
наличности. Должен уметь ответить на три ключевых вопроса:
Какое количество наличности фирма генерировала за истекший год?
Каковы источники наличности?
Как фирма использовала свою наличность?
Обычно прогноз движения наличности составляется как краткосрочный период,
часто на полгода, с разбивкой по месяцам. В прогноз вносятся как плановые,
так и последующие фактические показатели.[4 с.321]
РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА
Выручка от реализации продукции (работ, услуг).
Реализация готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг позволяет
определить финансовый результат деятельности предприятия.
Выручка от реализации продукции – сумма денежных средств, полученных
предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные
услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования
доходов предприятий.[9 с.153]
Важным моментом в процессе поступления выручки является своевременность
поступления средств. На размер выручки от реализации влияют объем
выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество, уровень цен, ритмичность
отгрузки, формы расчетов.
Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции (работ,
услуг) – процесс ценообразования. В конечном счете цена товара определяется
рынком; на нее большое влияние оказывает соотношение спроса и предложения,
и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями
покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажной цены является
калькуляция.
Таблица 1
Расчет себестоимости продукции по статьям калькуляции(в расчете на единицу
продукции).
|№ |Статьи затрат и элементы цены |Сумма, руб.|Минимальная |
|п.п| | |цена, руб |
|1. |Сырье и материалы (за вычетом возвратных |14300 | |
| |отходов) | | |
|2. |Покупные комплектующие изделия и |640 | |
| |полуфабрикаты | | |
|3. |Топливо и энергия для технологических |1150 | |
| |целей | | |
|4. |Заработная плата производственных рабочих |4700 | |
|5. |Отчисления на социальные нужды |1833 | |
|6. |Итого прямые затраты |22623 | |
|7. |Общепроизводственные расходы |8144 | |
|8. |Общехозяйственные расходы |3846 | |
|9. |Итого производственная себестоимость |34613 | |
|10.|Коммерческие расходы |716 | |
|11.|Итого коммерческая себестоимость |35329 |35329 |
|12.|Прибыль (по принятому нормативу |8832 |3180 |
| |рентабельности – 25%, для минимальной цены| | |
| |– 9%) | | |
|13.|Оптовая цена |44161 |38509 |
|14,|НДС (20%) |8832 |7702 |
|15.|Отпускная цена |55993 |46211 |
Пункты с 1 по 3 рассчитываются с помощью нормативного метода за счет норм.
Заработная плата рассчитывается с учетом тарифов.
Для определения нижнего предела рассчитывается минимальная цена при данном
уровне коммерческой себестоимости единицы продукции(35329 руб.), которая
отличается от предполагаемой продажной цены (52993 руб.), поскольку в нее
закладывается минимальная прибыль, объективно необходимая для поддержания
жизнеспособности предприятия. Всегда существуют объективно необходимые
расходы, источником которых является прибыль: некоторые виды налогов,
расходы на содержание социально-бытовых объектов. Предположим, коммерческая
себестоимость всей продукции предприятия по расчета на предстоящий год
равна 1178 тыс.руб., а минимально необходимые расходы из прибыли – 106
тыс.руб. Тогда минимальная рентабельность продукции составит не 25, а 9%.
Рассчитывается по формуле:
(106*100) / 1178 =9 %, ( Прибыль * 100 %)/Себестоимость (1)
Соответственно минимальная отпускная цена единицы продукции будет равна
4624 руб.
Таким образом, если условия реализации требуют снижения цены по сравнению с
предполагаемым уровнем, то диапазон для маневра составляет при реализации в
оптовых ценах 5652 руб.(44161 – 38509), а при реализации по отпускным ценам
( с НДС) – 6782 руб. (52993 – 46211). Конечно, могут сложиться