его собранию (комитету) кредиторов на утверждение (план внешнего управления
может предусматривать продажу предприятия-должника с целью удовлетворения
требований кредиторов на торгах или части имущества);
перед окончанием срока внешнего управления собрание (комитет
кредиторов утверждает отчет арбитражного управляющего перед представлением
его суду и решает вопрос об обращении в суд с ходатайством о продлении
срока управления или введении конкурсного производства, если
платежеспособность должника восстановлено, то собрание принимает решение о
начале расчета с кредиторами;
- конкурсное производство - завершающая процедура банкротства, в ходе
которой прекращается производственная деятельность предприятия, увольняются
его работники, реализуется имущество и производятся расчеты с кредиторами,
срок конкурсного производств год и может быть продлен судом на срок до 6
месяцев. С момента введения конкурсного производства:
прекращается мораторий на удовлетворение требований кредиторов,
прекращается начисление штрафов, неустоек, пени и иных финансовых санкций
по обязательствам должника;
снимаются ранее наложенные аресты, органы управления должника
отстраняются от распоряжения имуществом, если это не произошло ранее;
конкурсный управляющий оценивает имущество должника, формирует
конкурсную массу (имущество, изъятое из оборота передается соответствующим
органам, жилой фонд - муниципальному образованию), реализует имущество
должника, производит расчеты с кредиторами, после чего представляет суду
отчет о конкурсном производстве, после чего суд выносит определение о
завершении конкурсного производства, являющееся основанием для исключения
предприятия-должника из государственного реестра (определение в 10 -
дневный срок представляется в орган, осуществляющий госрегистрацию);
- мировое соглашение заключается между кредиторами и должником на
любой стадии дела о банкротстве (по решению большинства голосов от общего
числа кредиторов плюс все кредиторы, обязательства которых обеспечены
залогом) в письменной форме и должно содержать положения о размерах,
порядке и сроках исполнения обязательств должника или о прекращении
обязательств должника по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Мировое
соглашение может быть принято только после удовлетворения требований
кредиторов 1 и 2 очереди и подлежит утверждению судом. Утверждения мирового
соглашения судом является основанием для прекращения производства деле о
банкротстве.
На собрании кредиторов право голоса имеют конкурсные кредиторы -
кредиторы по денежным обязательствам, исключая кредиторов по которым
должник несет обязательства по возмещению вреда здоровью и жизни. На первом
собрании кредиторов право голоса имеют налоговые и иные уполномоченные
органы (на последующих не имеют), представитель должника, представитель
работников, временный управляющий право голоса на первом собрании
кредиторов не имеют.
Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве:
1. Требования по возмещению вреда здоровью и жизни граждан;
2. Заработная плата, выходные пособия, авторские гонорары;
3. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом;
4. Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
5. Требования иных кредиторов.
Закон предоставляет должнику возможность добровольно объявить себя
банкротом на основании решения учредителей или собственника при условии
получения письменного согласия всех кредиторов должника, при этом
руководитель должника формирует реестр кредиторов (при ликвидации -
председатель ликвидационной комиссии), при наличии .хотя бы одного
письменного возражения должник должен обратиться в суд с заявлением о
признании его банкротом, как и любой из кредиторов.
Если должник имел возможность удовлетворить требования кредиторов, но
обратился в суд с заявлением о признании его банкротом (фиктивное
банкротство), он должен возместить ущерб, причиненный кредиторам подачей
такого заявления.
Если должник стал банкротом по вине его учредителей или лиц, которые
могут давать обязательные для исполнения указания (преднамеренное
банкротство), то эти лица несут субсидиарную ответственность по
обязательствам должника при недостаточности его имущества .
Закон устанавливает упрощенные процедуры банкротства:
- банкротство ликвидируемого должника - упрощенная процедура
банкротства, при котором сразу открывается конкурсное производство причем,
конкурсным управляющим может быть назначен председатель ликвидационной
комиссии, а кредиторам предоставляется 1 месяц для предъявления своих
требований к ликвидируемому должнику;
- банкротство отсутствующего должника - суд в 2-х недельный срок
принимает решение о признании его банкротом и об открытии конкурсного
производства; при обнаружении имущества такого предприятия в ходе
конкурсного производства сумма от его реализации направляется на покрытие
судебных расходов, выплату вознаграждения конкурсному управляющему и на
удовлетворение требований кредиторов.
В отношении граждан применяются конкурсное производство, мировое
соглашение. Решение суда о признании гражданина банкротом исполняет
судебный пристав. Суд имеет право при принятии заявления о признании
гражданина банкротом наложить арест на его имущество, в конкурсную массу не
может быть включено имущество, на которое по ГПК РФ не может быть обращено
взыскание. Требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни и
здоровью граждан, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания
производства по делу о банкротстве. При повторной процедуре банкротства в
течение 5 лет банкрот- гражданин не освобождается от дальнейшего
исполнения требований кредиторов по обязательным платежам. Между 1 и 2
производствами по делам о банкротстве должно пройти не менее 5 лет.
Если индивидуальный предприниматель признан банкротом, то он не может
быть зарегистрирован вновь в качестве предпринимателя в течение 1 года.
Исковое заявление о признании банкротом фермерского хозяйства может
подать глава хозяйства с письменного согласия всех членов хозяйства,
внешнее управление хозяйством вводится судом, если есть возможность за счет
реализации урожая, который будет собран, удастся погасить требования
кредиторов, причем, внешним управляющим может быть лицо, не имеющее
лицензии арбитражного управляющего Имущество фермерского хозяйства в ходе
конкурсного производства может быть продано только по конкурсу, условием
которого является сохранение целевого назначения с/х объектов.
Особенностью банкротства страховых организаций является участие в деле
Страхнадзора. Продажа имущественного комплекса страховой организации в ходе
банкротства может быть осуществлена только страховой организации согласной
принять на себя все договоры страхования, по которым страховой случай не
наступил до момента признания страховой организации банкротом.
Очередность удовлетворения требований кредиторов страховой организации:
1. Требования кредиторов по договорам обязательного личного страхования;
2. Требования кредиторов по иным договорам обязательного страхования;
3. Требования иных кредиторов-страхователей (выгодоприобретателей);
4. Требования прочих кредиторов.
К рассмотрению дела по признанию банкротом профессионального участника
рынка ценных бумаг привлекается ФКРЦБ. Арбитражным управляющим по такому
предприятию назначается лицо, имеющие лицензию арбитражного управляющего н
аттестат профессионального участника рынка ЦБ, выдаваемый ФКРЦБ.
При банкротстве градообразующих предприятий к участию в деле
привлекается орган местного самоуправления, по его ходатайству суд вправе
ввести внешнее управление и продлить его срок. Обязательным условием при
продаже имущества такого предприятия является выставление на продажу на
первых торгах (по ходатайству органа местного самоуправления торги должны
проводиться в форме конкурса предприятие как единого имущественного
комплекса).
Признаками банкротства кредитных организаций является их не способность
в течение месяца удовлетворить требования кредиторов по обязательным
платежам с момента наступления даты их исполнения. Процедуры банкротства
кредитных организаций: наблюдение и конкурсное производство. С исковым
заявлением о признании кредитной организации банкротом кроме
вышеперечисленных лиц может Центробанк РФ Лицо, назначаемое арбитражным
управляющим кредитной организации, должно иметь соответствующий аттестат
Центробанка РФ [2].При банкротстве банков в первую очередь удовлетворяются
требования кредиторов - физических лиц по договорам банковского счета и
вклада и обязательства из возмещения вреда. На учредителей банка, виновных
в доведении банка до банкротства, возлагается субсидиарная ответственность.
Для исключения кредитной организации из Книги государственной регистрации,
включая случаи признания ее банкротом, необходимо представить перечень
документов, содержащихся в Указании ЦБ РФ N 408-У от 11.11.93r.
Субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса
считаются имеющими признаки банкротства, если не могут в течение 6 месяцев
со даты наступления исполнения не могут удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и обязательным платежам и сумма кредиторской
задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-
должника, в том числе права требования. Лицо, назначаемое арбитражным
управляющим, кроме лицензии, должно иметь аттестат Федеральной службы в
области топливно-энергетического комплекса и опыт работы в соответствующих
организациях топливно-энергетического комплекса. Срок внешнего наблюдения -
не более 18 месяцев, при внешнем управление продажа предприятия и части его
имущества запрещена. При конкурсном производстве предприятие выставляется
на торги в форме конкурса единым лотом, причем покупатель должен иметь
лицензию на осуществление деятельности по профилю предприятия банкрота,
сохранить целевое на значение предприятия и принятие обязательств по
договорам энергоснабжения, транспортировки (распределения) газа или
нефтепродуктов.
На действия арбитражного управляющего кредиторы имеют право подать
жалобу в суд, в производстве которого находится дело о банкротстве о
нарушении их прав и интересов, включая споры по размеру денежных требований
кредиторов, которые суд рассматривает в 2-х недельный срок, как и заявления
арбитражных управляющих о рассмотрении разногласий, возникших между ними и
кредиторами.
До процедуры банкротства могут применяться меры оздоровления
предприятий и предупреждения банкротства, например, в виде санации
(предоставление финансовой помощи, достаточной для погашения денежных
обязательств и обязательных платежей собственником предприятия,
учредителями, кредиторами), по кредитным организациям (кроме санации,
изменение структуры активов и пассивов, организационной структуры),
Центробанк РФ имеет право назначить Временную администрацию, к которой
переходит управление кредитной организацией, на срок не более 6 месяцев
[3].
Проведение государственной политики по предупреждению банкротства и
обеспечению условий реализации процедур банкротства осуществляет
Федеральная служба РФ по делам о несостоятельности и финансовому
оздоровлению, которая действует на основании Положения, утвержденного
постановлением Правительства РФ N 537 от 1.06.98г. Служба осуществляет
лицензирование конкурсных управляющих, их подготовку, представляет по
запросу суда заключения о наличии признаков фиктивного банкротства,
представляет интересы кредиторов по платежам в федеральный бюджет и
внебюджетные фонды и иные функции.
В целях предупреждения банкротства Федеральная служба по не
состоятельности (банкротству) ежегодно до 15 марта направляет
предприятиям, включенных в перечень организаций подлежащих финансовому
мониторингу уведомление о проведении мониторинга и сроках предоставления
службе необходимых для этого документов. В такой перечень включаются
организации, входящие в число 100 крупнейших компаний РФ по рыночной
стоимости; организаций с численностью свыше 10 000 человек; субъектов
естественных монополий; градообразующих предприятий, имеющих фактическую
численность свыше 1 000 человек (распоряжение ФСДН N 13-р от 13.03.99г.)
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области N 348
от 27.08.93г. создан координационный. Совет по делам о несостоятельности
(банкротстве), в задачи которого входит отслеживание процессор в социально-
экономической сфере организаций области координацию действий органов власти
и управления при инициировании процедур банкротства, выявление организаций
с признаками банкротства, выработка предложений по судебной санации,
подготовка предложений по кандидатурам арбитражных управляющих.
Указом Президента N 199 от 14.02.96г. установлена обязанность судебных
приставов обращать взыскание на недвижимость по исполнительным листам
только в третью очередь (после не участвующих в производстве имущества и
готовой продукции) и после уведомления ФСДН и ГНИ, ФСДН имеет возможность
возбудить в суде дело о банкротстве предприятия-должника при получении
уведомления.
Заключение
О
дной из категорий рыночного хозяйствования является банкротство
(несостоятельность) хозяйствующих субъектов. Вся жесткость рыночного
механизма объясняется тем, что банкротство предприятий и определенный
уровень безработицы являются своего рода платой за результативность
хозяйственной деятельности.
Банкротство – стало фактом в России. С одной стороны банкротство – крах,
гибель предприятия. Но с другой стороны – это толчок к изменению в лучшую
сторону, возможность возрождения с учетом прошлых ошибок. Процедуры,
используемые в качестве необходимых для вывода предприятия из кризисного
состояния устанавливаются законодательно.
В зависимости от особенностей функционирования предприятий, их места в
сложившейся системе хозяйственных связей, роли, которую они играют в
региональном хозяйственном комплексе и в соответствующей отрасли, могут
быть предложены различные процедуры: продажа предприятия целиком;
преобразование его в акционерное общество и продажа контрольного пакета на
инвестиционных торгах, коммерческом аукционе или конкурсе; применение
процедур внешнего управления; продажа на инвестиционных торгах с
одновременной реструктуризацией капитала; диверсификация производств;
ликвидация предприятия как юридического лица возможным сохранением имеющих
самостоятельное значение активов предприятия путем продажи их единым
имущественным лотом в процессе kонкурсного производства; реструктуризация в
рамках санации на основе негосударственных средств.
Опыт работы Федерального управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) показывает, что в случае своевременного и грамотного
применения процедур банкротства в отношении предприятий-должников удается
достичь снижения кредиторской задолженности, в том числе и по задолженности
предприятия своим работникам по заработной плате. Примером является продажа
в соответствии с Указом Президента РФ от 02.06.1994 N 1114 Московского
экспериментального витаминного завода на инвестиционном конкурсе с
условиями погашения имеющейся задолженности предприятия в месячный срок и
осуществления инвестиций в предприятие более чем на десять миллионов
долларов.
Необходимо отметить, что процедура банкротства применима как к
государственным, так и предприятиям иных форм собственности.
Квалифицированная реализация уже существующего законодательства о
несостоятельности и неплатежеспособности предприятий позволяет осуществить
реорганизацию, перепрофилирование на производство пользующейся
платежеспособным спросом продукции, привлечение инвестиций в предприятия,
в конечном итоге — экономическое оздоровление.
В данной курсовой работе автором была сделана попытка охватить
финансовые и правовые аспекты института банкротства с учетом современных
методик оценки потенциального банкротства, как российской, так и
зарубежных, а также последних изменений законодательства о банкротстве,
что является неоспоримым достоинством работы.
Список использованных источников и литературы:
1. Гражданский кодекс РФ, часть 1
2. Письмо ЦБ РФ N 83-П от 21.07.99г. "Положение о порядке выдачи и
аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации
по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при
банкротстве кредитной организации"
3. Письмо ЦБ РФ N 84-И от 12.07.99г. Инструкция "О порядке осуществления
мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных
организаций"
4. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области N 358 от
27.08.98г. "О координационном Совете по делам о несостоятельности
(банкротстве)"
5. Постановление Правительства РФ N 537 от 1.06.98г. "О Федеральной службе
России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению"
6. Распоряжение Федеральной службы России по делам о несостоятельности и
финансовому оздоровлению от 13.03.99 г. N 13-р "О введении мониторинга
финансового состояния организаций и учета их платежеспособности"
7. Указ Президента РФ N 199 от 14.02.96г. "О некоторых меpax по реализации
решений об обращении взыскания на имущество организаций"
8. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" N 6-ФЗ от
8.01.98г.
9. Федеральный закон N 122-ФЗ от 24,06.99г. "Об особенностях
несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-
энергетического комплекса"
10. Федеральный закон N 40-Ф.З от 25.02.99r, "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций"
***
11. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению/
Под ред. Г.П. Иванова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. – с.130
12. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П.
Мерзлякова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 298с.
13. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Т2. – К.: Ника-Центр, 1999.
– 512с. – (Серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып. 3).
14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е
издание, перераб. И доп. - Минск: ООО «Новое знание». 1999. – 688с.
15. Стрекалов О.Б., Зарипов Э.Р. Кризисы в организации и управление
проектами: Учебное пособие. – Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 1997, 160
стр., с. 36-40
16. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Г.З.
Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др.; Под ред. С.Г. Беляева и В.И.
Кошкина. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. – 469 с., с. 95-97
17. Шеремет А.Д., Сауфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М.:
Инфра. - М. 1999.- 343с.
18. Финансовый мененджмент: Учебник для вузов. Под ред. Академика Г.Б.
Поляка и др. М.: «Финансы». Издательское объединение «ЮНИТИ», 1997. – 518с.
***
19. Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска
банкротства предприятий // Управление риском, 1999 г., № 3, с. 13-20