Финансовые правоотношения в области государственного кредита

Финансовые правоотношения в области государственного кредита

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

НА ТЕМУ

ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

Выполнил: Жантован Николай Иванович

студент 3 курса

юридического факультета

заочного отделения

шифр зачетки 828-ЮЗ/02

группа 25-ЮЗ

Научный руководитель:____________________

____________________

Оценка:_______________

Подпись преподавателя:_______________

2005 г.

Оглавление

Контрольной работы по дисциплине «Финансовое право»

на тему:

«Финансовые правоотношения в области государственного кредита»

Введение …………………………………………………………….. 3

1. Сущность и функции государственного кредита ……………………… 5

2. Правовые основы государственного кредита …………………………...9

3. Основы классификации государственных займов ………………………11

Заключение …………………………………………………………………...12

Список использованной литературы ………………………………………..13

Введение

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-

финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и

осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на

ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает

участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются

составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой

функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами)

инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и

расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка

заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-

правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность

вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным

финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может

привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и

дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые

ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их

получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между

государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по

поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в

руках государства.

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия,

хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль

в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой

системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы

роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение

страны на мировой экономике.

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы

правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг

- это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом

дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин

"государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед

иностранными и внутренними кредиторами.

Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая

следующие признаки кредита:

. наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов

кредитной сделки;

. аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и

организаций на принципах возвратности срочности и платности (в

исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

. возможность использования госкредитных операций внутри страны и в

международных отношениях[1].

Государственный кредит является составной частью такого звена

финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть

составляет банковский кредит).

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе

отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных

отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются

существенные различия.

Основная, особенность государственного кредита заключается в

непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при

таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного

капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие

бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование

государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые

займы. К. Маркс называл государственный кредит антиципированными (взятыми

заранее) налогами[2].

Характерной чертой банковского кредита является производительное

использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и

выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в

процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского

кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимодавца),

юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном

кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение

между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту

гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций

выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых

правоотношений.

Государственный кредит представляет отношения вторичного

распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального

богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов,

сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через

государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды

потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства

населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего

потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях

население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и

в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для

текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры,

когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению

государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных

финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита

как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной

выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов,

мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует

возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде

процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и

являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату

средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный

характер.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком –

государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов

власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать

дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без

использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного

кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование

финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса

государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный

спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит

отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.

Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к

платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем

поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов

государства[3].

В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в

роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных

либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям,

учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для

всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны.

Примером может служить Указ Президента РФ «О порядке предоставления

финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета».

Итак, государственный кредит — это совокупность экономических

отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной

стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых

государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также

кредитора и гаранта[4].

Правовые основы государственного кредита

В настоящее время государственный кредит регулируется

Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По

этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые

обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими

и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами

Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего СССР включаются в

государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет

и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ

обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства

РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных

Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством

выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых

обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств

РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением

государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации

производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не

установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего

долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств

РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной

форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О

мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где

предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам

осуществляется с 1 июля 1993 года по первому требованию клиентов без

ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам

бывшего СССР использовать: средства бюджета РФ; 100 процентов валютной

выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства

РФ на погашение обязательств перед физическими лицами; средства от

реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения

Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и

использованием активов СССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед

российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка,

было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и

Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска

государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных

условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары США;

процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 до

15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению

внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство

ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались

меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке,

акций которого принадлежит государству.

Основы классификации государственных займов

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются

государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и

государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления,

хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг.

Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных

ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством

безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом

Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому

рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к

федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по

размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде

процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается

обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых

обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется

представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”.

Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья

о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый

год.

Заключение

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в

том, что он является средством мобилизации в руках государства

дополнительных финансовых ресурсов.

В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно

мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между

бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо

мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются

для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что

государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых

возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения

социально-экономического развития страны.

Необходимость погашения государственного долга требует изыскания

дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены

(если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же

погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть

бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности

наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Главная задача системы управления внешним долгом, являются

обеспечение национальной экономики страны внешними источниками

финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление

контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их

объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать

свой внешний долг.

г. Тирасполь

«____» _________________ ________________________ Жантован Н.И.

Список использованной литературы

контрольной работы по дисциплине «Финансовое право»

на тему

«Финансовые правоотношения в области государственного кредита»

1. Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки

предприятиям за счет средств федерального бюджета»

N 1484 от 8 июля 1994г.

2. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее.

М.: Финансы и статистика, 1992г.

3. Химичева Н.И. Финансовое право — М.: Юристъ, 2000г.

4. Фесенко М.К., Заяц Н.Е. Теория финансов “Высшая школа”, 1997г.

-----------------------

[1] Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и

статистика, 1992, с. 8

[2] Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000, с. 447

[3] Фесенко М.К., Заяц Н.Е. Теория финансов “Высшая школа”, 1997г.

[4]Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.:

1997г.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты