финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения
заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть,
помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно указу
президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и
приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от
налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в частный бизнес, а
также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации
коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для коммерческих предприятий.
Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению
кредитов частному бизнесу будет появление организации по переучету
займов.[2] Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят
к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы
банков.
Внешним внебюджетным источником финансирования частного бизнеса, помимо
коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На
Западе нередко за какой-либо частной фирмой стоит крупная корпорация,
заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например,
венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской,
технологической и проектной разработки принципиально новых технологий,
опытного и промышленного их освоения.
Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости
акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро
достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции,
станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист,
предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой
выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то что многие
венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные
им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных
проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока
не получило широкого распространения в российской предпринимательской
практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность
участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий
различных организационно-правовых форм.
Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых
предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ
банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие в
капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей
стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо
разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых
между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной
предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.
Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как
привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных
бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным
недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных
средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым
предприятием-эмитентом самостоятельности.
Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между
отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом
с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы
соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и
влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере
малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.
Финансированию частного бизнеса могут содействовать кредитные программы
и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку
деятельность самих коммерческих организаций ориентирована главным образом
на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием
местных органов власти. Последние должны определить основные направления
поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых
мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их
реализации за счет региональных источников.
Согласно Федеральной программе государственной поддержки
предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (утвержденной правительством РФ
18 декабря 1995 г.) и Закону РФ "О государственной поддержке малых
предприятий" от 14 июня 1995 г., доходы от деятельности Федерального фонда
поддержки предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки
предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении
Государственного комитета РФ по поддержке и развитию предпринимательства
(создан в соответствии с указом президента РФ от 6 июня 1995 г.),
государственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении, не
подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач,
предусмотренных федеральным законом.
Большую роль в организации финансирования коммерческих организаций в
регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные
палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита
- объединение страховой организации и банка для финансирования предприятий.
Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские
операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные,
учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также
давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по
кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их
финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.
Глава. 2. Финансовое планирование
2.1. Задачи и методы финансового планирования.
Финансовый план – является итоговым документом, для разработки
которого необходимо предварительно учесть и рассчитать все возможные
изменения в условиях деятельности коммерческого предприятия, которые могут
произойти в планируемом периоде по сравнению с условиями базисного периода.
Для расчетов влияния этих изменений на финансовые показатели малого
предприятия существует несколько методов. Они различаются тем, какая
исходная база выбирается для финансового планирования.
Один из наиболее простых – метод, базирующийся на планируемом объеме
реализации.
От объема реализации зависит большинство показателей финансового
плана: прибыль, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в
резервный и другие фонды предприятия и т.д.
Финансовый план можно рассматривать как задание по отдельным
показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимоувязку
показателей развития малого предприятия с имеющимися ресурсами,
взаимодействие совокупной стоимостной оценки средств, участвующих в
воспроизводственном процессе, и используемого денежного капитала.
Задачи финансового планирования:
1. Обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми
источниками финансирования.
2. Соблюдение интереса акционеров и других инвесторов. Бизнес-план,
содержащий подробное финансовое обоснование инвестиционного проекта,
является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение
капитала.
3. Гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и
внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для
частного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и
обеспечивает платежи в бюджет на минимально необходимом уровне.
4. Выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного
использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные.
5. Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и
кредитоспособностью предприятия.
Стратегический финансовый план определяет важнейшие показатели,
пропорции и темпы расширенного воспроизводства; является главной формой
реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых
накоплений.
2.2. Оценка финансового состояния коммерческой организации.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью
детализации, в зависимости от цели анализа, имеющейся информации и т.д.
Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка
финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности
функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой
политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика
его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности,
кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала,
выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими
субъектами.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод
оценки и прогнозирования финансового состояния коммерческого предприятия на
основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового
анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками
предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится
аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например,
аудиторами).
Анализ финансового состояния малого предприятия преследует несколько
целей:
V определение финансового положения;
V выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном
разрезе;
V выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
V прогноз основных тенденций финансового состояния.
Финансовое состояние коммерческого предприятия характеризуется
системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование
финансовых ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную
деятельность предприятия.
Основной формой при анализе финансового состояния является баланс.
Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время
составляется в оценке нетто (учет основных средств и МБП по остаточной
стоимости без учета износа). Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы
средств, находящихся в распоряжении предприятия. Исследовать структуру и
динамику финансового состояния предприятия удобно при помощи сравнительного
аналитического баланса.