Финансовый анализ

Финансовый анализ

Анализ финансовых результатов является одним из важных аспектов

исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и

структуры факторного анализа результата от реализации необходимы для

ретроспективного анализа финансовых показателей, экономического

прогнозирования.

Основы информационной базы для анализа финансовых результатов

составляет "Отчет о прибылях и убытках". Идеальным должен быть отчет,

основой которого является выручка от реализации и в котором дается разбивка

расходов как по функциям, так и по местам возникновения затрат.

Российская форма отчета о прибылях и убытках имеет целый ряд

недостатков, осложняющих анализ финансовых результатов.

Главный недостаток – типовая форма отчета, обязывающая предприятия

отражать разнородные расходы и доходы, непосредственно не связанные с

реализацией, по строкам отчета, установленным для прочих операционных

(внереализационных) доходов и расходов.

Так, в состав операционных доходов и расходов объединены данные по

операциям, отражающим движение имущества организации, курсовые разницы, а

также налоги и сборы, причитающиеся к уплате за счет финансовых

результатов.

Необходимым условием проведения качественного анализа финансовых

результатов является отделение стабильных составляющих доходов и расходов

от случайных, неповторяющихся и неустойчивых. В качестве примера можно

привести не обеспеченные страхованием убытки от стихийных бедствий, прибыли

и убытки от раннего погашения долга и т. п.

Подобные данные в Форме № 2 отражаются как прочие внереализационные

доходы и расходы. Однако здесь же отражаются и суммовые разницы,

возникающие при расчетах с использованием условных денежных единиц,

иностранной валюты и т. п. То есть, для раскрытия содержания операционных и

внереализационных статей внешнему аналитику приходится полагаться на

содержание пояснительной записки к годовому бухгалтерскому отчету.

Изменения и дополнения к Инструкции "О порядке заполнения форма

годовой бухгалтерской отчетности", утвержденной приказом Минфина РФ №

81недвижимост от 21.11.97, дают право хозяйствующим субъектам предоставлять

отчетность на самостоятельно изготовленных бланках с включением

дополнительных показателей, если типовых форм недостаточно для формирования

полного представления об имущественном и финансовом положении организации.

Но пока это нововведение мало используется на практике.

Расчет многих показателей затрудняется из-за отсутствия в российском

варианте отчета о прибылях и убытках общей суммы процентов, выплачиваемых

за пользование заемными средствами. В зависимости от характера кредита (на

финансирование текущей деятельности, на осуществление капитальных вложений)

установлены различные источники выплаты процентов (себестоимость продукции,

объем капитальных вложений, прибыль после уплаты налогов) и начисленные

суммы попадают в различные статьи отчета ("Себестоимость реализованной

продукции", "Отвлеченные средства").

Для проведения анализа и определения "качества прибыли" необходимым

источником информации будет служить приказ об учетной политике предприятия

на определенный отчетный год. Рассматривая принятую политику, необходимо

помнить, что на величину финансовых результатов будут влиять ее основные

элементы:

- способы оценки материалов, отпущенных в производство;

- варианты погашения стоимости МБП, амортизации основных средств;

- порядок создания резервов на оплату очередных отпусков, ремонт

оборудования и др.

непосредственно на показатели отчета о прибылях и убытках влияет

принятый предприятием вариант учета затрат. Одним из главных отличий нового

построения Формы № 2 является выделение составляющих себестоимости

реализованной продукции, то есть отражение по отдельным статьям затрат на

производство продукции, работ, услуг ("Себестоимость реализации товаров,

продукции, работ и услуг") затрат по сбыту, учитываемых на счете 43

"Коммерческие расходы", и административно-хозяйственных расходов

("Управленческие расходы").

Вместе с тем обособление управленческих расходов возможно только в

случае, когда согласно учетной политике общехозяйственные расходы

списываются в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". При

калькуляции полной себестоимости управленческие расходы отдельной строкой

не выделяются, а их доля, относящаяся к проданной продукции, отражается в

составе себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Отчет о прибылях и убытках, пояснительная записка, приказ об учетной

политике – это информационные источники для проведения внешнего анализа

финансовых результатов деятельности предприятия. Если такой анализ

проводится самим хозяйствующим субъектом, то он будет основан на более

широкой информационной базе с привлечением управленческой отчетности,

аналитических ведомостей по счетам бухгалтерского учета, первичных

документов.

Представим проведение анализа финансовых результатов деятельности

предприятия как последовательность взаимосвязанных этапов. Первым будет

изучение информации и получение понятия о применяемых учетных стандартах.

Затем – использование приемов и инструментов анализа, а также интерпретация

полученных результатов.

Анализ итогового финансового результата на основе отчета о прибылях и

убытках в качестве обязательных элементов включает в себя:

- исследование изменения каждого показателя за анализируемый период,

то есть "горизонтальный анализ" финансовых результатов;

- изучение структурных сдвигов – "вертикальный анализ".

Неотъемлемым условием качественного проведения вертикального и

горизонтального анализа, а также правомерности полученных выводов является

сопоставимость базисных и отчетных данных. При этом внешнему аналитику

приходится полагаться на соблюдение организацией требований Положения

"Бухгалтерская отчетность организации" о корректировке данных базисного

периода в случае несовпадения учетных принципов, изменения законодательства

и т. п. и раскрытии этих корректировок в пояснении к балансу и отчету о

прибылях и убытках. Для специалиста, проводящего анализ внутри предприятия,

проблема достаточности информации не является существенной, и он может

перед составлением аналитической таблицы произвести промежуточные расчеты и

поправки.

Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование валового

финансового результата традиционно предполагает изучение динамики

показателей за ряд отчетных периодов, то есть трендовый анализ.

Построение трендов позволяет:

во-первых, определить среднюю прибыль за 5-10 лет, выравнивающую

неустойчивые факторы, а также цикличность воздействия и представляющую

собой более надежный показатель "доходности предприятия";

во-вторых, данные за ряд лет выявляют минимальную прибыль;

в-третьих, трендовые прибыли содержат важные характеристики

деятельности предприятия (циклическая, с тенденцией роста или спада) и

качества управления.

Базой для составления трендовых таблиц являются откорректированные

отчеты о прибылях и убытках, причем не только на предмет изменения учетных

принципов и разделения стабильных и случайных компонентов финансового

результата, но и с точки зрения отнесения отдельных элементов доходов и

расходов по соответствующим временным периодам. Отдельные статьи отчета

могут меняться местами, подразделяться, укрупняться, однако все изменения

должны согласовываться с величиной чистой прибыли за каждый отчетный год.

Проведение трендового анализа финансовых результатов на российских

предприятиях затруднено. За последние годы неоднократно менялись формы и

состав показателей отчетности, интерпретация тех или иных хозяйственных

операций, порядок их отражения. Изменился и сам План счетов бухгалтерского

учета. Таким образом, обеспечение сопоставимости данных по периодам

возможно только при перерасчетах на основе первичных документов. Но даже

этом случае останется проблема учета инфляционной составляющей, а также

коэффициентов перерасчета восстановительной стоимости основных фондов при

их переоценке, первоначально "спускавшихся" предприятиям для обязательного

применения.

Как уже отмечено, при нормальных условиях хозяйственной деятельности

основу финансовых результатов составляет прибыль от реализации продукции

(работ, услуг), поэтому особую значимость приобретает определение причин

изменения ее величины. Для этих целей используются приемы факторного

анализа.

Не существует единого подхода к количественной оценке влияния динамики

отдельных показателей на итоговый результат. Наиболее часто встречающиеся

варианты в формализованном виде обобщены в таблице учета следующих условных

обозначений.

П1(0) – прибыль от реализации отчетного (базисного) периода;

Q1(0) – количество реализованной продукции в отчетном (базисном)

периоде;

р1(0) – цена единицы реализованной продукции в отчетном (базисном)

периоде;

Z1(0) – себестоимость единицы реализованной продукции в отчетном

(базисном) периоде;

Вi – выручка от реализации продукции i-го вида;

Zi – себестоимость реализации продукции i-го вида;

Р0 – средняя цена единицы реализованной продукции в базисном периоде;

Z0 – средняя себестоимость реализованной продукции в базисном периоде.

При решении вопроса о практическом использовании того или иного

варианта факторного анализа следует учитывать, что любой из них имеет

преимущества и недостатки.

Первый и второй варианты почти идентичны между собой: при сходном

расчете за основу берут либо показатели выручки, либо затраты на

производство. Однако их практическое применение затрудняется, если

показатели объема реализации продукции отчетного года не пересчитывались по

себестоимости и ценам базисного года. Для устранения подобных затруднений

могут быть использованы индивидуальные индексы цен.

Третий вариант основан на использовании приемов индексного метода

определения влияния факторов на изменение обобщенного показателя. Его

применение наиболее оправдано при производстве сравнимой продукции, когда

ведется ее учет в количественном выражении и для организации каналов сбыта

ее существенное значение имеет общий объем выпущенных единиц. Однако

следует отметить, что несмотря на выделение отдельных абсолютных значений,

влияние на прибыль количественных, структурных и качественны факторов тесно

взаимосвязаны. То есть при изменении какого либо параметра необходим

пересчет всех факторов в совокупности.

Достоинством четвертого варианта является использование величин,

содержащихся в типовых формах отчетности, без необходимости какого-либо

пересчета. Однако подобное упрощение повлекло за собой существенные

допущения при формализации метода, что привело к получению результатов,

значительно отличающихся от всех предыдущих. Поэтому в качестве

практического использования представляется возможным рассчитывать влияние

изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции для отслеживания

динамики этого показателя.

Помимо различных подходов к расчету влияния на прибыль от реализации

динамики цен, затрат, объема реализации и ассортимента, существуют варианты

анализа с выделением иного перечня факторов, формирующих финансовые

результаты от реализации. Так, дополнительно может рассматриваться влияние

цен на сырье, материалы, топливо, тарифы на энергию и перевозки, изменение

структуры затрат, нарушений хозяйственной дисциплины. Эти элементы,

формирующие издержки производства, определяют величину прибыли

опосредованно через изменения уровня затрат по производству конкретных

видов продукции, и их колебания целесообразно изучать в разрезе влияния на

индивидуальную себестоимость калькуляционных единиц.

При необходимости проведения анализа влияния на результирующий

показатель сложной системы взаимосвязанных величин необходимо применение

методов стохастического анализа, в частности корреляционного и

регрессионного многофакторного анализа. Использование подобных методик

значительно расширяет и углубляет возможности изучения прибыли, однако

требует значительных трудовых и материальных затрат, что, в свою очередь,

предопределяет необходимость оценки экономической эффективности и

целесообразности проведения подобных расчетов.

Таким образом, при выборе перечня факторов и методики оценки их

количественного влияния на прибыль от реализации конкретный алгоритм

расчетов определяется на основе изучения характера производимой продукции,

объема и качества исходной информации, возможности получения дополнительных

данных, а также в зависимости от требуемой точности данных.

Не менее важным является и преемственность использования тех или иных

методик использования из года в год, когда каждый расчет обладает

определенной долей условности, и наибольший практический интерес

представляет тенденция изменения показателей во времени.

Таблица 1.

Способы практического проведения факторного анализа прибыли от

реализации

| |Изменения параметров продаж |Изменения качественных |Изменения уровня|

| | |характеристик продукции |затрат на 1 |

| | | |рубль |

|№ | | |реализованной |

| | | |продукции |

| | | |(берется с |

| | | |обратным знаком)|

| |Изменение объема |Изменение структуры и |Изменение цен |Изменение | |

| |реализации |ассортимента | |себестоимости | |

| | |продукции | |(берется с | |

| | | | |обратным | |

| | | | |знаком) | |

| |[pic] |[pic] |[pic] |[pic] | |

| | | | | |Х |

| |[pic] |[pic] |[pic] |[pic] | |

| | | | | |Х |

| |[pic] |[pic] |[pic] |[pic] | |

| | | | | |Х |

| |[pic] |[pic] | | |[pic] |

| | | | | | |

| | | |Х |Х | |

Проиллюстрируем:

Таблица 2.

Справка о реализации продукции за 2 года

|Изделия |Количество |Цена |Себестоимость |

| |Q0 |Q1 |P0 |P1 |Z0 |Z1 |

|А |70 |60 |20 |24 |15 |16 |

|В |120 |180 |14 |18 |10 |17 |

|С |60 |60 |18 |28 |15 |25 |

|Итого |250 |300 |Х |Х |

Для удобства последующих расчетов определим промежуточные показатели.

Таблица 3.

Расчет выручки и затрат по реализации

|Изделия |[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |

|А |1400 |1200 |1440 |1050 |900 |960 |

|В |1680 |2520 |3420 |1200 |1800 |3060 |

|С |1080 |1080 |1680 |900 |900 |1380 |

|Итого |4160 |4800 |6540 |3150 |3600 |5400 |

Итоговые расчеты сгруппируем в таблице 4, округлив до целых.

Таблица 4.

Сравнение результатов различных способов проведения факторного анализа

прибыли от реализации

| |Изменения параметров продаж | |Изменения качественных |Изменения уровня затрат|Всего |

| | | |характеристик продукции |на 1 рубль | |

| | |Итого| |реализованной продукции| |

|№| | | |(берется с обратным | |

| | | | |знаком) | |

| |Изменение объема |Изменение структуры и | |Изменение |Изменение | | |

| |реализации |ассортимента продукции | |цен |себестоимости | | |

| | | | | |(берется с | | |

| | | | | |обратным | | |

| | | | | |знаком) | | |

| |[pic] |[pic] |190 |6540-4800=|5400-3600=1800|Х |130 |

| | | | | | | | |

| | | | |=1740 | | | |

| |[pic] |[pic] |190 |6540-4800=|5400-3600=1800|Х |130 |

| | | | | | | | |

| | | | |=1740 | | | |

| |[pic] |[pic] |190 |6540-4800=|5400-3600=1800|Х |130 |

| | | | | | | | |

| | | | |=1740 | | | |

| |[pic] |[pic] |577 |Х |Х |[pic][pic] |130 |



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты