Финансовый учет
Финансовый учет.
Тема № 1. Принципы построения и организации финансового учета.
1. Общие принципы организации ФУ на предприятиях.
2. Система счетов, объекты ФУ и их характеристика.
3. Перспективы развития и совершенствования ФУ и отчетности.
1. Общие принципы организации БУ на предприятиях.
Действующим Положением “О БУ и отчетности в РФ” установлены основные
принципы организации ФУ на предприятиях.
1. БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на
предприятиях способом двойной записи в соответствии с Планом счетов. С
01.01.96 года исключением являются малые предприятия, численность которых
составляет 15 человек, а годовой оборот не превышает 100-тысячный размер
минимальной зарплаты. На этих предприятиях двойная запись не ведется.
Вместо нее ведется финансовый счет “Доходы и расходы”. Разница между
доходами и расходами - это финансовый результат деятельности.
2. Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные
документы, которые фиксируют фактическое совершение х/о. Первичные
документы заполняют в момент возникновения х/о; они содержат все
необходимые реквизиты, правильно оформленные и имеют подписи ответственных
лиц.
3. Имущество, обязательства и х/о для отражения в БУ и отчетности
подлежат оценке, которая определяется путем суммирования фактически
произведенных расходов. Оценка осуществляется в отечественной валюте.
4. С целью обеспеченности достоверности данных ФУ проводят
инвентаризацию имущества и финансовых обязательств и оформляются ее
результаты.
5. Соблюдение в течение отчетного года учетной политики, оценки
имущества и финансовых обязательств.
6. Правильность отражения доходов и расходов по отчетным периодам.
7. Тождество данных аналитического и синтетического учетов.
2. Система счетов, объекты ФУ и их характеристики.
Для организации ФУ применяется система счетов, разработанная в новом
плане счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В
соответствии с этим планом применяются счета за исключением всех счетов для
учет затрат на производство.
Объекты ФУ - все имущество предприятия в соответствии с
классификацией по функциональной роли и источников образования:
- денежные средства на расчетном и валютном счете, в кассе;
- расчеты: - с поставщиками
- с покупателями
- с организациями соцстраха и пенсионного обеспечения
- с бюджетом
- с банком
- с персоналом;
- производственные запасы;
- основные средства;
- капитальные вложения;
- нематериальные активы;
- финансовые вложения в ценные бумаги;
- готовая, отгруженная и реализованная продукция;
- фонды, резервы и займы;
- финансовые результаты и использование прибыли.
3. Перспективы развития и совершенствования ФУ и отчетности.
За последние годы в ФУ и отчетности произошли большие изменения:
1) издано Положение о БУ и отчетности в РФ, регламентирующие организацию и
методологию БУ;
2) создан новый план счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия;
3) изменена методология учета основных средств, УК, капитала, прибыли,
специальных фондов.
4) ответственность за ведение БУ возложена на руководство предприятия;
5) внесены изменения в бухгалтерскую отчетность: в балансе, в приложении к
нему, которые приближены к международной практике;
6) разработаны отдельные бухгалтерские стандарты.
Вместе с тем существующая практика БУ не соответствует требованием
рыночной экономики и международным стандартам. Для успешного проведения
реформы БУ департаментом БУ и отчетности Минфина РФ определены направления
развития и совершенствования:
1) создание системы нормативного регулирования БУ. Для этого разработан
закон “ о БУ”, закон одобрен Гос. Думой и должен быть одобрен Советом
Федерации и Президентом;
2) внедрение международных стандартов БУ, что позволит решить проблему
гармонизации БУ в странах с рыночной экономикой;
3) повышение профессионального уровня главных бухгалтеров путем
сертификации, что позволит повысить их профессиональный уровень. Главный
бухгалтер должен иметь высшее образование;
4) разработка организационной системы БУ, связанной с разделением ФУ и БУ;
5) повышение уровня автоматизации учетно-вычислительных работ;
6) совершенствование отчетности в соответствии с международной практикой.
Тема № 2. Учет денежных средств и расчетов.
1. Основные принципы организации учета денежных средств и расчетных
операций.
2. Учет денежных средств на расчетном счете в банках.
3. Учет денежных средств на валютном счете в банках.
4. Учет наличности в кассах предприятия.
5. Учет подотчетных сумм.
6. Учет расчетов по товарным и нетоварным операциям.
7. Учет расчетов по претензиям.
8. Учет внутрихозяйственных и междубалансовых расчетов.
9. Учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям.
10. Учет расчетов по социального страхованию, пенсионного обеспечению и
другим внебюджетным платежам.
11. Платежи в бюджет и учет расчетов с бюджетом.
12. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
13. Учет расчетов с банками.
14. Учет краткосрочных и долгосрочных кредитов.
15. Инвентаризация денежных средств, расчетных операций и отражение ее
результатов в учете.
1. Основные принципы организации учета денежных средств и расчетных
операций.
В процессе хозяйственной деятельности предприятия возникают
хозяйственные связи с целью бесперебойного снабжения непрерывного процесса
производства, своевременности расчетов. Хозяйственные связи устанавливаются
с другими предприятиями, организациями и учреждениями на основаниями
хозяйственных договоров. В соответствии с этими договорами предприятие
становится поставщиком, покупателем или плательщиком. Правильная
организация расчетов между предприятиями имеет важное значение для
своевременных поступлений денежных средств, а значит ускоренной
оборачиваемости оборотных средств. В процессе производственной деятельности
у предприятия возникают отношения с его работниками, организациями соц. и
мед. страхования, пенсионным фондом, бюджетом.
Все расчеты предприятия осуществляются в денежной форме. Денежные
расчеты ведутся в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. В
условиях рыночной экономики безналичные расчеты ведутся с помощью векселей,
чеков и других документов - заменителей наличных денег.
Безналичные расчеты ведутся через расчетный и текущий счет, которые
открываются в учреждении банков, обслуживающих предприятие, а также путем
взаимных платежей.
Помимо расчетов за проданную продукцию и приобретения материальных
ценностей, предприятие осуществляет безналичные расчеты различных
банковских, кредитных и расчетных операций, которые заменяют наличные
деньги в обороте.
Применение безналичных расчетов снижает расходы на денежное
обращение, сокращение потребности в наличных деньгах, концентрирует в
банках свободные денежные средства предприятий, обеспечивает сохранность
денежных средств.
Безналичные расчеты осуществляются путем перечисления денежных
средств со счета плательщика на счет поставщика. Посредник для
осуществления этих расчетов - учреждение банка.
Банк- юридическое лицо, которое создано для привлечения денежных
средств предприятий и размещения их на условиях возвратности, платности,
срочности.
Банковская системы РФ : ЦБ и коммерческие банки.
Предприятие вправе выбирать коммерческий банк для осуществления
расчетов и платежей.
Между предприятием и банкам заключается кредитный договор, в
соответствии с которым осуществляется обслуживание предприятия по всем
расчетным операциям:
- расчеты по платежам;
- выдача наличных денег;
- предоставление кредита.
Предприятие имеет право открыть в учреждении банка расчетный,
текущий, валютный счета.
2. Учет средств на расчетном счете
Для осуществления расчетных операций в наличной и безналичной форме
предприятие открывает в учреждении банка расчетный счет. Право открытия
расчетного счета предоставляется организации, которая является юридическим
лицом и имеет самостоятельный баланс. Открытие расчетного счета
регулируется законодательством, в соответствии с которым предприятие
предоставляет банку следующие документы:
1) заявление на открытие расчетного счета;
2) свидетельство о регистрации предприятия;
3) копия Устава предприятия, заверенного нотариально, и Учредительного
договора;
4) карточка с образцами подписей и оттиском печати - 2 экземпляра -
заверенные нотариально;
5) справка о постановке на учет в налоговую инспекцию и пенсионный фонд.
На основании этих документов банк и предприятие заключают договор на
расчетно-кассовое обслуживание, в котором оговариваются все условия
расчетов между предприятием и учреждением банка.
Для осуществления расчетов по текущим операциям предприятия в
учреждении банка предприятие предоставляет первичные документы, в которых
указываются все необходимые реквизиты плательщика и получателя денежных
средств:
1) наименование плательщика и получателя;
2) расчетный счет плательщика и получателя;
3) корреспондентские счета банков, обслуживающих предприятие плательщика и
получателя;
4) наименование продукции, услуг, по которым идут расчеты;
5) сумма.
Расчетный счет в банке открывается предприятию и ему присваивается
определенный номер, в соответствии с которым в дальнейшем производят все
расчеты. Банк на каждое предприятие открывает лицевой счет, где и ведется
учет движения денежных средств предприятия. Для зачисления денег на
расчетный счет и их перечисление с расчетного счета предприятие
предоставляет учреждению банка платежное поручение (требование) с подписями
руководителя и главного бухгалтера, которые в дальнейшем сверяются с
карточкой с образцами.
Аналитический учет операций на расчетный счет ведется в бухгалтерии
предприятия на основании выписки из расчетного счета, которая
предоставляется учреждением банка. Периодичность составления выписок
зависит от движения денежных средств на предприятии ежедневно или один раз
в неделю.
Синтетический учет операций на расчетном счете ведется на счете 51
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10