- государственное управление;
- правоохранительная и международная деятельность;
- участие государства в развитии науки и техники;
- финансирование некоторых отраслей народного хозяйства.
Экономическая структура – группировка расходов бюджета по экономическому
признаку, где расходы связаны в единые экономические категории, которые
отражают разграничение средств, направляемых на текущие или капитальные
расходы. Детально они распределяются по их предметным признакам: заработная
плата, выплаты населению и т.п.
С 1.01.2000 в бюджетную классификацию включена ведомственная классификация
расходов. Ведомственная структура расходов показывает адресное выделение
финансовых ресурсов и отражает распределение средств по конкретным
распорядителям.
11. Государственный бюджет: сущность, структура.
Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств
для обеспечения функций органов государственной власти (Закон РСФСР «Об
основных бюджетных средствах…»).
Бюджет формируется за счет денежных средств и расходуется за счет денежных
средств, т.е. форма бюджета обязательно ликвидная.
Бюджет на 1999 г. отличается от бюджета на 1998 г. по следующим параметрам:
1. Созданы дополнительно следующие целевые фонды:
- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных
биологических ресурсов.
- Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
- Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
2. Девять целевых фондов консолидированы в государственный бюджет:
- Средства федерального дорожного фонда.
- Федеральный экологический фонд.
- Государственный фонд борьбы с преступностью.
- Фонд развития таможенной системы РФ.
- Фонд министерства РФ по атомной энергии.
- Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
- Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
- Федеральный фонд министерства РФ по налогам и сборам и федеральной службы
налоговой полиции РФ.
- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных
биологических ресурсов.
Все доходы и расходы этих фондов (кроме Дорожного фонда) будут
контролироваться казначейством РФ.
Структура доходов федерального бюджета (с 1.04.99 г.):
1. Налог на прибыль:
- с предприятий – 11 % с прибыли, которая получена после 1.04.99 г. (до
1.04 – 13 %).
- в бюджеты субъектов РФ – с 1.04 – 19 % (было 22 %).
- с посреднических операций, брокерских контор, страховщиков, бирж, банков
– 27 % (было 30 %).
- С акцизов на нефть, по операциям с ценными бумагами, таможенные пошлины –
100 % в Федеральный бюджет.
2. Подоходный налог – 3 %.
3. Налог на добавленную стоимость:
- в 1 квартале 99 – 75 % в Федеральный бюджет;
- с 1.04.99 – 85 % в Федеральный бюджет.
4. В федеральный бюджет:
- 50 % от акцизов на этиловый спирт;
- 60 % от покупки иностранных денежных знаков;
- 40 % за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами.
Дефицит государственного бюджета.
Считается: Доходы – Расходы.
По отношению к ВВП: Доходы – Расходы/ВВП х 100 % (норма – от 2 до 5 %)
Источники покрытия государственного дефицита:
1. Доходы от эмиссии ценных государственных бумаг.
2. Доходы от приватизации государственного имущества.
3. Кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных
государств, банков и фирм, средства от покупки Центробанком облигаций
федерального займа с постоянным купонным доходом.
12. Система финансирования и кредитования оборотных средств предприятия.
Оборотные средства – средства находящиеся в обороте предприятия и
направленные на простое и расширенное воспроизводство и необходимы для
непрерывного производственного процесса.
Источники формирования: прибыль, постоянная минимальная кредиторская
задолженность, банковский и коммерческий кредит.
Коммерческий кредит оформляется векселем. Он представляет собой кредит
поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей
производится покупателем позже, в оговоренные поставщиком сроки.
13. Организация бюджетного процесса в РФ.
15. Содержание и модели бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм – бюджетные взаимоотношения центра и регионов.
Содержание бюджетного федерализма:
повышение эффективности использования и управления финансовыми
ресурсами бюджетной системы Российской Федерации;
выравнивание возможностей реализации на всей территории страны
минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и
федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых
должно осуществляться из бюджетов всех уровней;
создание условий для повышения эффективности социально - экономического
развития регионов.
Межбюджетные отношения в Российской Федерации должны основываться на
следующих основных принципах:
сбалансированность интересов всех участников межбюджетных
взаимоотношений;
самостоятельность бюджетов разных уровней;
законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и
доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований;
объективно обусловленное и транспарентное перераспределение средств
между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности
регионов и муниципальных образований;
единство бюджетной системы.
В целях устранения существующих недостатков и реформирования
межбюджетных отношений на 1999 год и последующие годы необходимо решить
следующие задачи:
повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем,
оздоровление региональных финансов;
сокращение дотационности и количества дотационных территорий;
минимизация встречных финансовых потоков;
обусловленность выделения средств и повышение контроля и
ответственности за их использование регионами;
обеспечение дополнительной финансовой поддержки высоко дотационных
территорий;
создание механизмов избирательной инвестиционной поддержки территорий;
использование режимов совместного финансирования за счет средств
федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации
отдельных программ и проектов;
повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении
производственного и налогового потенциала территории, рационализации
расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов;
обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления;
обеспечение соответствия федеральному законодательству соглашений по
вопросам межбюджетных отношений, подписанных в рамках договоров между
федеральными органами государственной власти и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и
полномочий.
Модели федерализма:
Децентрализованная – независимая модель, бюджет формируется из доходов
субъекта федерации.
Кооперативная – формирование бюджета при содействии федерального бюджета.
16. Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления
предприятием.
Финансовая работа и финансовое планирование на предприятии.
Финансовое планирование – разновидность управленческой деятельности,
которая направлена на определение необходимого объема финансовых ресурсов,
доходов, их оптимального распределения и использования с целью обеспечения
финансовой устойчивости предприятия.
Задачи финансового прогнозирования:
1. Обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия,
включая их вложение в реальные финансовые, интеллектуальные инвестиции,
прирост оборотных средств и социальное развитие.
2. Выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного
использования различных доходов предприятия.
3. Соблюдение интересов акционеров и инвесторов.
4. Выполнение обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами,
кредитными и страховыми организациями.
5. Контроль за финансовым состоянием предприятия.
Блоки контроля:
- анализ финансового состояния;
- рынок и конкуренция;
- деятельность предприятия в сфере маркетинга.
Виды финансовых планов (в зависимости от периодов, на которые
разрабатывается план):
1. Стратегические (перспективные);
2. Текущие;
3. Оперативные.
Основа деятельности – текущее планирование.
Группы основных показателей текущего планирования:
1. Связанные с основными видами деятельности предприятия;
2. Связанные с воспроизводством основных фондов;
3. Связанные с социальным развитием трудового коллектива;
4. Связанные и отражающие взаимоотношения с бюджетной системой;
5. Связанные и отражающие взаимоотношения с кредитными организациями;
6. Связанные и отражающие взаимоотношения с вышестоящими организациями;
7. И другие.
Оперативное планирование – включает в себя платежные и налоговые календари.
Платежный календарь – составляется по всем статьям денежных поступлений и
расходов.
Налоговый календарь - составляется на основании действующего налогового
законодательства и позволяет следить за сроками уплаты налогов.
Методы финансового планирования:
1. Метод процентов от реализации;
2. Бюджетное планирование;
3. Расчетно-аналитический метод.
17. Становление Российской модели бюджетного федерализма.
Межбюджетные отношения в России фактически по-прежнему строятся на
предположении о том, что Федерация несет ответственность за весь комплекс
условий жизни в регионах. Такой подход, по существу, не соответствует
Конституции Российской Федерации, хотя и диктуется целым рядом федеральных
законов.
Поэтому работа по реформированию межбюджетных отношений должна быть
продолжена. Необходимо перейти от поиска новых методов распределения
средств между субъектами Российской Федерации к подлинному бюджетному
федерализму. Его суть - максимально возможная бюджетная независимость
субъектов Российской Федерации. Каждый уровень власти должен быть в
достаточной мере обеспечен собственными финансовыми средствами для
выполнения своих конституционных функций.
Это - ключ к решению не только политических, но и экономических
проблем. У регионов должны появиться действенные стимулы к увеличению своих