сумма долга, составляющая приблизительно 25 млрд. долл., будет погашаться в
течение 25 лет с момента первой выплаты в 2002 г.
В соответствии с достигнутым соглашением Внешэкономбанк признается
официальным должником по реструктуризованным долгам Лондонскому клубу, в
свою очередь, правительство, действующее от имена Российской Федерации,
должно заявить о поддержке обязательств Внешэкономбанка перед Лондонским
клубом. Несмотря на то что правительство РФ не является прямым должником по
этим обязательствам, они включаются в статистику государственного внешнего
долга.
После распада СССР правительство РФ взяло на себя обязательства по долгам
перед бывшими странами-членами СЭВ. Эти долги возникли благодаря системе
межгосударственных расчетов, действовавшей в отношениях между странами-
членами СЭВ. К концу июня 1996 г. величина этого долга составляла 16 млрд.
долл. Часть его будет погашена товарными поставками.
В таблице 3 содержится прогноз расходов по обслуживанию и погашению
внешнего долга на пять лет, включая капитальную сумму и проценты,
выплачиваемые по всем внешним долгам, не погашенным на 01.07.96; в расчете
использованы текущие значения обменных курсов и процентных ставок. При этом
предполагается, что платежи по обязательствам перед Парижским и Лондонским
клубами будут производиться в соответствии с достигнутыми соглашениями.
Планируется, что при завершении реструктуризации внешнего долга бывшего
СССР только 16,5% невыплаченной на 01.07.96 суммы внешнего долга будет
погашено в период до 2001 г. Общая величина расходов по обслуживанию
внешнего долга уменьшится с 8,2 млрд. долл. в 1996 г. до 7,5 млрд. в 1997
г., возрастет до 9,0 млрд. в 1998 г. и 12,2 млрд. долл. в 1999 г. в
основном за счет погашения капитальной суммы долга МВФ.
Государственный внутренний долг
Суммарный объем государственного внутреннего долга на 1 января 1997 г.
составлял 434 трлн. руб., или около 19 % ВВП. Согласно классификации, виды
государственного долга с кодами 001-010 включаются в состав госдолга СССР.
Строка классификации с кодом 027 относится к государственному долгу
индексационного типа . Остальные виды долга составляют государственный долг
кредитного типа (см. табл. 2).
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные,
существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по
итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования
образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно
регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на
очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на
принятие соответствующих законодательных актов.
К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные
облигации (ГКО), облигации федеральных займов с переменным и постоянным
купонами (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ),
облигации внутреннего валютного займа ("вэбовки"), к нерыночным - векселя
Министерства финансов, задолженность Центральному банку и пр.
Предполагается, что число видов государственного внутреннего долга только в
1997 г. увеличится в полтора раза, в основном за счет нерыночных
инструментов.
В 1996 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета
осуществлялось в основном путем выпуска ГКО.
В целях увеличения сроков заимствования и уменьшения процентных ставок в
июне 1995 г. в обращение были введены облигации федерального займа (ОФЗ).
Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает
с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по
обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных
бумаг. В соответствующей статье бюджета отражаются только сальдированные
финансовые результаты: выручка от размещения ГКО - погашение ГКО + выручка
от размещения ОФЗ - погашение ОФЗ - обслуживание ОФЗ. Игнорирование
экономической сущности происходящих процессов приводит к значительному
искажению бюджетных показателей.
Проблемы и противоречия
Остановлюсья на основных противоречиях и проблемах, с которыми
сталкивается сегодня система государственных заимствований. Начать следует
с особенностей, связанных с нынешним состоянием государственного
внутреннего долга.
1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного
внутреннего долга: в течение 1996 г. - в два раза (с 190 трлн. до 380 трлн.
руб.), в течение 1997 г. - в 1,8 раза ( до 690 трлн. руб.). При сохранении
таких темпов роста к 2000 г. объем государственного внутреннего долга будет
сопоставим с величиной ВВП.
2. На государственный долг списывается все текущее бюджетное
недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы.
Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный
завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для
погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком
РФ, Пенсионным фондом и пр. Объем обязательств по ГКО-ОФЗ на 1 января 1998
г. не превысит две трети всего объема внутреннего долга.
3. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком
"облигационном" сегменте финансового рынка. Управление долгом свелось к
планированию объемов и периода обращения очередного выпуска ГКО-ОФЗ.
4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при
подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного
долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на
двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ
ситуации.
5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным
только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со
сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три
года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует
обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с
долговыми обязательствами государства.
6. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот
процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск
ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны,
наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ
(инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение
понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок". С
допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты
платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ,
сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по
сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден
брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с
ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи,
возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной
системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход
к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания"
двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их
размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной
характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.
Рассмотрю основные проблемы, связанные с нынешним состоянием
государственного внешнего долга.
1. Принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются в
отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской
Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой
режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то
использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в
бюджетной отчетности вряд ли оправданно.
2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той
ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными
кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ,
Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию
внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент
правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-
1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне
посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус
Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью
решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное
законодательство.
3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также
реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок
внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и
правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс
России остается не изученным.
Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых
правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с
российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается и
практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне
затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными
операциями, стимулирует злоупотребления.
Приложения
Таблица 1
Структура и объем государственного внешнего долга (млрд. долл. США)
|Код | |1.01.96|1.01.97|1.01.98|
|010 |Внешний долг бывшего СССР, принятый на себя РФ,|103 |102,3 |103,2 |
| |в том числе по кредитам, полученным от: | | | |
|011 |правительств иностранных государств |62,6 |62,2 |62,3 |
|012 |иностранных коммерческих банков и фирм |40,4 |62,1 |40,9 |
|020 |Внешний долг РФ, в том числе по кредитам, |17,4 |25,1 |33 |
| |полученным от: | | | |
|021 |международных финансовых организаций |11,4 |15,8 |20,5 |
|022 |правительств иностранных государств |6 |9 |10,9 |
|023 |иностранных коммерческих банков и фирм |0 |0,3 |1,6 |
Таблица 2
Структура и объем государственного внутреннего долга (млрд. руб.)
|Код | |1.01.9|1.01.9|1.01.9|
| | |6 |7 |8 |
|001 |Целевой заем 1990 г. |650 |2300 |1000 |
|002 |Целевые вклады и чеки на автомобили |150 |3000 |2800 |
|006 |Дефицит республиканского бюджета, образовавшийся в |63 |63 | |
| |1991 г. | | | |
|007 |Государственный республиканский внутренний заем 1991|80 |79 |79 |
| |г. | | | |
|010 |Внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР |335 |335 |335 |
|011 |Государственный заем 1992 г. |322 |55 |70 |
|012 |Задолженность правительства РФ по кредитам, |61025 |59650 |64811 |
| |полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита | | | |
| |1991 - 1994 гг., включая задолженность по процентам | | | |
|013 |государственные казначейские обязательства |7348 |12 | |
|014 |Золотые сертификаты |1000 | | |
|016 |Задолженность по АПК, переоформленная в казначейский|5040 |4480 |3920 |
| |вексель | | | |
|017 |Задолженность по централизованным кредитам и |25000 |25000 |25000 |
| |начисленным процентам организаций АПК и организаций,| | | |
| |осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего | | | |
| |Севера, переоформленная в казначейский вексель | | | |
|018 |Государственные казначейские обязательства |65677 |203600|266000|
|019 |Государственные гарантии |9200 |18000 |80000 |
|020 |Задолженность по АО «КамАЗ», переоформленная в | |1745 | |
| |векселя Минфина РФ | | | |
|021 |Задолженность предприятий текстильной промышленности| |560 |560 |
| |Ивановской области по неуплаченным процентам за | | | |
| |пользование централизованными кредитами | | | |
|022 |Задолженность по финансированию затрат на оформление|1941 |2189 |1993 |
| |мобилизационного резерва, переоформленная в вексель | | | |
| |Минфина РФ | | | |
|023 |Облигации федеральных займов |10913 |33500 |72000 |
|024 |Государственный сберегательный заем |3000 |8000 |12000 |
|025 |государственный внутренний заем РФ для погашения | | |25000 |
| |товарных обязательств | | | |
|026 |ОФЗ с постоянным купонным доходом | |10000 |100000|
|027 |Индексация вкладов | | |100000|
|028 |Задолженность по техническим кредитам, | | |2407 |
| |предоставленным ЦБ РФ странам СНГ | | | |
|029 |Задолженность Пенсионному Фонду по возмещению |5000 | |7799 |
| |расходов по выплате госпенсий и пособий | | | |
|030 |Задолженность предприятий ТЭК и других отраслей по | | |12000 |
| |предоставленным коммерческими банками кредитам в | | | |
| |1993-1994 гг. | | | |
| |Итого объем государственного внутреннего долга |196745|372570|687776|
| |Государственный внутренний валютный заем |35352 |61777 |69000 |
Таблица 4
График платежей по обслуживанию внешнего долга по состоянию на 01.10 96
(млрд. долл. США)
|Код | |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
| |основная сумма долга |2,73 |1,42 |3,00 |6,06 |4,88 |3,75 |
|010 |Внешний долг бывшего СССР |1,15 |0,12 |0,20 |1,56 |1,59 |1,30 |
|020 |Внешний долг РФ |1,58 |1,30 |2,80 |4,50 |3,29 |2,45 |
| |Процентные платежи |5,44 |6,09 |6,03 |6,16 |6,19 |6,59 |
|010 |Внешний долг бывшего СССР |4,52 |5,07 |5,08 |5,40 |5,64 |6,15 |
|020 |Внешний долг РФ |0,92 |1,02 |0,95 |0,76 |0,55 |0,44 |
Список использованной литературы
Борисов С. М. «Внешние долги России», «Деньги и кредит» №2, 1997
Буткевич В. «Долги растут , а погасить их нечем», «Экономика и Жизнь» №44,
1997
Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997
Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО» №10, 1997
Петров П. А. «Неплатежи как зеркало больной экономики», «Финансы» №4, 1998
Попов В. «Как разорвать долговую петлю», «Экономика и Жизнь» №7, 1997
Романенко Л. М. «Еще раз о неплатежах», «Финансы» №4, 1998
Титков В. «Стабилизация и управление государственным долгом России»,
«Вопросы экономики» №12, 1997
Шмелев Н. «Неплатежи - проблема № 1 российской экономики», «Вопросы
экономики» №4, 1997
-----------------------
[1] К этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской
методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых
накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.
[2] Сегодня очевидно, что эту сумму необходимо увеличить как минимум на
60 трлн. руб., поскольку объем ГКО, уже находящихся в обращении, на 40
трлн. руб. превысил утвержденные показатели 1996 г., а объем выданных
гарантий оказался на 10 трлн. руб. больше запланированного. Государственный
внутренний долг разбит на две категории: долговые обязательства
правительства (530 трлн. руб.) и целевые долговые обязательства в размере
30 млрд. долговых рублей (100 трлн. руб., см. табл. 2, код 027)
Страницы: 1, 2