Государственный долг

сумма долга, составляющая приблизительно 25 млрд. долл., будет погашаться в

течение 25 лет с момента первой выплаты в 2002 г.

В соответствии с достигнутым соглашением Внешэкономбанк признается

официальным должником по реструктуризованным долгам Лондонскому клубу, в

свою очередь, правительство, действующее от имена Российской Федерации,

должно заявить о поддержке обязательств Внешэкономбанка перед Лондонским

клубом. Несмотря на то что правительство РФ не является прямым должником по

этим обязательствам, они включаются в статистику государственного внешнего

долга.

После распада СССР правительство РФ взяло на себя обязательства по долгам

перед бывшими странами-членами СЭВ. Эти долги возникли благодаря системе

межгосударственных расчетов, действовавшей в отношениях между странами-

членами СЭВ. К концу июня 1996 г. величина этого долга составляла 16 млрд.

долл. Часть его будет погашена товарными поставками.

В таблице 3 содержится прогноз расходов по обслуживанию и погашению

внешнего долга на пять лет, включая капитальную сумму и проценты,

выплачиваемые по всем внешним долгам, не погашенным на 01.07.96; в расчете

использованы текущие значения обменных курсов и процентных ставок. При этом

предполагается, что платежи по обязательствам перед Парижским и Лондонским

клубами будут производиться в соответствии с достигнутыми соглашениями.

Планируется, что при завершении реструктуризации внешнего долга бывшего

СССР только 16,5% невыплаченной на 01.07.96 суммы внешнего долга будет

погашено в период до 2001 г. Общая величина расходов по обслуживанию

внешнего долга уменьшится с 8,2 млрд. долл. в 1996 г. до 7,5 млрд. в 1997

г., возрастет до 9,0 млрд. в 1998 г. и 12,2 млрд. долл. в 1999 г. в

основном за счет погашения капитальной суммы долга МВФ.

Государственный внутренний долг

Суммарный объем государственного внутреннего долга на 1 января 1997 г.

составлял 434 трлн. руб., или около 19 % ВВП. Согласно классификации, виды

государственного долга с кодами 001-010 включаются в состав госдолга СССР.

Строка классификации с кодом 027 относится к государственному долгу

индексационного типа . Остальные виды долга составляют государственный долг

кредитного типа (см. табл. 2).

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные,

существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по

итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования

образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно

регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на

очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на

принятие соответствующих законодательных актов.

К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные

облигации (ГКО), облигации федеральных займов с переменным и постоянным

купонами (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ),

облигации внутреннего валютного займа ("вэбовки"), к нерыночным - векселя

Министерства финансов, задолженность Центральному банку и пр.

Предполагается, что число видов государственного внутреннего долга только в

1997 г. увеличится в полтора раза, в основном за счет нерыночных

инструментов.

В 1996 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета

осуществлялось в основном путем выпуска ГКО.

В целях увеличения сроков заимствования и уменьшения процентных ставок в

июне 1995 г. в обращение были введены облигации федерального займа (ОФЗ).

Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает

с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по

обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных

бумаг. В соответствующей статье бюджета отражаются только сальдированные

финансовые результаты: выручка от размещения ГКО - погашение ГКО + выручка

от размещения ОФЗ - погашение ОФЗ - обслуживание ОФЗ. Игнорирование

экономической сущности происходящих процессов приводит к значительному

искажению бюджетных показателей.

Проблемы и противоречия

Остановлюсья на основных противоречиях и проблемах, с которыми

сталкивается сегодня система государственных заимствований. Начать следует

с особенностей, связанных с нынешним состоянием государственного

внутреннего долга.

1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного

внутреннего долга: в течение 1996 г. - в два раза (с 190 трлн. до 380 трлн.

руб.), в течение 1997 г. - в 1,8 раза ( до 690 трлн. руб.). При сохранении

таких темпов роста к 2000 г. объем государственного внутреннего долга будет

сопоставим с величиной ВВП.

2. На государственный долг списывается все текущее бюджетное

недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы.

Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный

завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для

погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком

РФ, Пенсионным фондом и пр. Объем обязательств по ГКО-ОФЗ на 1 января 1998

г. не превысит две трети всего объема внутреннего долга.

3. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком

"облигационном" сегменте финансового рынка. Управление долгом свелось к

планированию объемов и периода обращения очередного выпуска ГКО-ОФЗ.

4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при

подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного

долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на

двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ

ситуации.

5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным

только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со

сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три

года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует

обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с

долговыми обязательствами государства.

6. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот

процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск

ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны,

наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ

(инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение

понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок". С

допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты

платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ,

сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по

сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден

брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с

ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи,

возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной

системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход

к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания"

двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их

размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной

характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.

Рассмотрю основные проблемы, связанные с нынешним состоянием

государственного внешнего долга.

1. Принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются в

отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской

Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой

режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то

использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в

бюджетной отчетности вряд ли оправданно.

2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той

ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными

кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ,

Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию

внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент

правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-

1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне

посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус

Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью

решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное

законодательство.

3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также

реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок

внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и

правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс

России остается не изученным.

Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых

правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с

российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается и

практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне

затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными

операциями, стимулирует злоупотребления.

Приложения

Таблица 1

Структура и объем государственного внешнего долга (млрд. долл. США)

|Код | |1.01.96|1.01.97|1.01.98|

|010 |Внешний долг бывшего СССР, принятый на себя РФ,|103 |102,3 |103,2 |

| |в том числе по кредитам, полученным от: | | | |

|011 |правительств иностранных государств |62,6 |62,2 |62,3 |

|012 |иностранных коммерческих банков и фирм |40,4 |62,1 |40,9 |

|020 |Внешний долг РФ, в том числе по кредитам, |17,4 |25,1 |33 |

| |полученным от: | | | |

|021 |международных финансовых организаций |11,4 |15,8 |20,5 |

|022 |правительств иностранных государств |6 |9 |10,9 |

|023 |иностранных коммерческих банков и фирм |0 |0,3 |1,6 |

Таблица 2

Структура и объем государственного внутреннего долга (млрд. руб.)

|Код | |1.01.9|1.01.9|1.01.9|

| | |6 |7 |8 |

|001 |Целевой заем 1990 г. |650 |2300 |1000 |

|002 |Целевые вклады и чеки на автомобили |150 |3000 |2800 |

|006 |Дефицит республиканского бюджета, образовавшийся в |63 |63 | |

| |1991 г. | | | |

|007 |Государственный республиканский внутренний заем 1991|80 |79 |79 |

| |г. | | | |

|010 |Внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР |335 |335 |335 |

|011 |Государственный заем 1992 г. |322 |55 |70 |

|012 |Задолженность правительства РФ по кредитам, |61025 |59650 |64811 |

| |полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита | | | |

| |1991 - 1994 гг., включая задолженность по процентам | | | |

|013 |государственные казначейские обязательства |7348 |12 | |

|014 |Золотые сертификаты |1000 | | |

|016 |Задолженность по АПК, переоформленная в казначейский|5040 |4480 |3920 |

| |вексель | | | |

|017 |Задолженность по централизованным кредитам и |25000 |25000 |25000 |

| |начисленным процентам организаций АПК и организаций,| | | |

| |осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего | | | |

| |Севера, переоформленная в казначейский вексель | | | |

|018 |Государственные казначейские обязательства |65677 |203600|266000|

|019 |Государственные гарантии |9200 |18000 |80000 |

|020 |Задолженность по АО «КамАЗ», переоформленная в | |1745 | |

| |векселя Минфина РФ | | | |

|021 |Задолженность предприятий текстильной промышленности| |560 |560 |

| |Ивановской области по неуплаченным процентам за | | | |

| |пользование централизованными кредитами | | | |

|022 |Задолженность по финансированию затрат на оформление|1941 |2189 |1993 |

| |мобилизационного резерва, переоформленная в вексель | | | |

| |Минфина РФ | | | |

|023 |Облигации федеральных займов |10913 |33500 |72000 |

|024 |Государственный сберегательный заем |3000 |8000 |12000 |

|025 |государственный внутренний заем РФ для погашения | | |25000 |

| |товарных обязательств | | | |

|026 |ОФЗ с постоянным купонным доходом | |10000 |100000|

|027 |Индексация вкладов | | |100000|

|028 |Задолженность по техническим кредитам, | | |2407 |

| |предоставленным ЦБ РФ странам СНГ | | | |

|029 |Задолженность Пенсионному Фонду по возмещению |5000 | |7799 |

| |расходов по выплате госпенсий и пособий | | | |

|030 |Задолженность предприятий ТЭК и других отраслей по | | |12000 |

| |предоставленным коммерческими банками кредитам в | | | |

| |1993-1994 гг. | | | |

| |Итого объем государственного внутреннего долга |196745|372570|687776|

| |Государственный внутренний валютный заем |35352 |61777 |69000 |

Таблица 4

График платежей по обслуживанию внешнего долга по состоянию на 01.10 96

(млрд. долл. США)

|Код | |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |

| |основная сумма долга |2,73 |1,42 |3,00 |6,06 |4,88 |3,75 |

|010 |Внешний долг бывшего СССР |1,15 |0,12 |0,20 |1,56 |1,59 |1,30 |

|020 |Внешний долг РФ |1,58 |1,30 |2,80 |4,50 |3,29 |2,45 |

| |Процентные платежи |5,44 |6,09 |6,03 |6,16 |6,19 |6,59 |

|010 |Внешний долг бывшего СССР |4,52 |5,07 |5,08 |5,40 |5,64 |6,15 |

|020 |Внешний долг РФ |0,92 |1,02 |0,95 |0,76 |0,55 |0,44 |

Список использованной литературы

Борисов С. М. «Внешние долги России», «Деньги и кредит» №2, 1997

Буткевич В. «Долги растут , а погасить их нечем», «Экономика и Жизнь» №44,

1997

Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997

Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО» №10, 1997

Петров П. А. «Неплатежи как зеркало больной экономики», «Финансы» №4, 1998

Попов В. «Как разорвать долговую петлю», «Экономика и Жизнь» №7, 1997

Романенко Л. М. «Еще раз о неплатежах», «Финансы» №4, 1998

Титков В. «Стабилизация и управление государственным долгом России»,

«Вопросы экономики» №12, 1997

Шмелев Н. «Неплатежи - проблема № 1 российской экономики», «Вопросы

экономики» №4, 1997

-----------------------

[1] К этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской

методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых

накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.

[2] Сегодня очевидно, что эту сумму необходимо увеличить как минимум на

60 трлн. руб., поскольку объем ГКО, уже находящихся в обращении, на 40

трлн. руб. превысил утвержденные показатели 1996 г., а объем выданных

гарантий оказался на 10 трлн. руб. больше запланированного. Государственный

внутренний долг разбит на две категории: долговые обязательства

правительства (530 трлн. руб.) и целевые долговые обязательства в размере

30 млрд. долговых рублей (100 трлн. руб., см. табл. 2, код 027)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты