Государственный долг РФ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Финансов, бюджета и налогообложения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему : «Государственный долг»
16.11.00, Москва
Введение
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и
растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на
которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы;
национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных
положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.
В ощеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает
совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними
кредиторами.
Лет десять тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия
окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного
просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема
управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и
финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной
платежеспособности наших должников из развивающихся стран и стран СЭВа, а с
другой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания
валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с
дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением
ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и
поставок военной техники.
1.Содержание государственного долга, его экономические и финансовые
последствия
Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования
общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и
обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния
народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено
привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников.
Основной формой государственных заимствований является государственный
кредит, функционирование которого в свою очередь ведет к образованию
государственного долга. Государственный долг – это сумма задолженностей
государства по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам
государства, включая начисленные по ним проценты перед физическими и
юридическими лицами, иностранными государствами, международными
организациями и другими субъектами международного права. Государственный
долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.
Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности
государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть
предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственными
долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым
наступил срок платежа.
Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре
между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа
государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и
инвестором, с другой стороны.
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в
следующих формах:
1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными
организациями, иностранными государствами и международными финансовыми
организациями;
2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры
поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими
лицами;
4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный
долг РФ на основе принятых федеральных законов;
5) соглашение и договоры, в том числе международные, заключенные от имени
РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых
обязательств с одновременным осуществлением заимствований или
принятием других долговых обязательств с установлением других условий
обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные ( до одного
года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти
до 3 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями
займа, и не могут превышать 30 лет.
В целях регулирования размера государственного долга устанавливается
его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и
внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом
о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные
периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо
переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции,
что требует значительных государственных расходов, как требует их и
содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов,
выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в
подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление,
следовательно большая часть военных расходов финансируется за счет продажи
обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады.
В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может
увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к
бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга - упомянутые выше
политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов
и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
В определении размеров государственного долга существуют различные
подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного
долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга
игнорирует объем ВНП. Границей опасности считается превышение суммы долга
по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.
Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в
необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как
результат государственного долга. При достижении определенного уровня
платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП
государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно
важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами
правительства. В зависимости от рынка размещения, валюты и других
характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К
первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых
организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и
размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от
национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной
валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности
прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных
статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает
такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременного выполнять
свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их
пролонгации, т.е удлинению сроков погашения или конверсии – уменьшению
размеров выплачиваемых процентов по займам.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России – это покрытие
дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на
ту сумму задоженности, которая должна быть погашена в данном году,
осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за
собой увеличение займов и долга, поэтом государственный внутренний долг
тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения,
так и объемными показателями.
* Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей
мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием
всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с
соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер
опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного
бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности
страны. Для государственного бюджета в 3-х звенном кредитном цикле
(привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия
чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его
погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят
возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные
источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного
процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей
по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия
зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего
долга.
2. Внутренний долг
Внутренний государственный долг регулируется законом “О государственном
долге Российской Федерации” и обслуживается ЦБ РФ. Он обеспечивается
активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на
обслуживании в ЦБ РФ. Российская Федерация не несет ответственности по
долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если
такие обязательства не были гарантированы РФ .
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные,
существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по
итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования
образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно
регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на
очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно несмотря на
принятие соответствующих законодательных актов.
К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные
облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными