Государственный долг РФ

Государственный долг РФ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Финансов, бюджета и налогообложения»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему : «Государственный долг»

16.11.00, Москва

Введение

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и

растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на

которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы;

национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных

положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.

В ощеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает

совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними

кредиторами.

Лет десять тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия

окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного

просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема

управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и

финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной

платежеспособности наших должников из развивающихся стран и стран СЭВа, а с

другой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания

валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с

дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением

ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и

поставок военной техники.

1.Содержание государственного долга, его экономические и финансовые

последствия

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования

общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и

обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния

народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено

привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников.

Основной формой государственных заимствований является государственный

кредит, функционирование которого в свою очередь ведет к образованию

государственного долга. Государственный долг – это сумма задолженностей

государства по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам

государства, включая начисленные по ним проценты перед физическими и

юридическими лицами, иностранными государствами, международными

организациями и другими субъектами международного права. Государственный

долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности

государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть

предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственными

долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым

наступил срок платежа.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре

между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа

государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и

инвестором, с другой стороны.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в

следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными

организациями, иностранными государствами и международными финансовыми

организациями;

2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры

поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими

лицами;

4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный

долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашение и договоры, в том числе международные, заключенные от имени

РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых

обязательств с одновременным осуществлением заимствований или

принятием других долговых обязательств с установлением других условий

обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные ( до одного

года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти

до 3 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями

займа, и не могут превышать 30 лет.

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается

его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и

внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом

о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные

периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо

переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции,

что требует значительных государственных расходов, как требует их и

содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов,

выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в

подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление,

следовательно большая часть военных расходов финансируется за счет продажи

обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады.

В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может

увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к

бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - упомянутые выше

политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов

и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

В определении размеров государственного долга существуют различные

подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного

долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга

игнорирует объем ВНП. Границей опасности считается превышение суммы долга

по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в

необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как

результат государственного долга. При достижении определенного уровня

платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП

государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно

важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами

правительства. В зависимости от рынка размещения, валюты и других

характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К

первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых

организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и

размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от

национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной

валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности

прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных

статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает

такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременного выполнять

свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их

пролонгации, т.е удлинению сроков погашения или конверсии – уменьшению

размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России – это покрытие

дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на

ту сумму задоженности, которая должна быть погашена в данном году,

осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за

собой увеличение займов и долга, поэтом государственный внутренний долг

тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения,

так и объемными показателями.

* Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей

мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием

всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с

соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер

опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного

бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности

страны. Для государственного бюджета в 3-х звенном кредитном цикле

(привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия

чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его

погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят

возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные

источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного

процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей

по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия

зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего

долга.

2. Внутренний долг

Внутренний государственный долг регулируется законом “О государственном

долге Российской Федерации” и обслуживается ЦБ РФ. Он обеспечивается

активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на

обслуживании в ЦБ РФ. Российская Федерация не несет ответственности по

долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если

такие обязательства не были гарантированы РФ .

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные,

существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по

итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования

образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно

регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на

очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно несмотря на

принятие соответствующих законодательных актов.

К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные

облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты