Государственный финансовый контроль в Царской России

Государственный финансовый контроль в Царской России

Министерство общего образования Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Реферат

Государственный финансовый контроль в Царской России

Выполнила: студентка экон. ф-та,

5 курса, гр

504, ОДО

Дудник А.В.

Краснодар 2002

Содержание

1. Государственный финансовый контроль в России в период с XV по X(X

век…………………………………………………………………………….3

2. Государственный финансовый контроль в России в период с X(X до 1917

г………………………………………………………………………………8

1. Министерство финансов……………………………………………8

2. Казначейская система……………………………………………...14

3. Государственный контроль………………………………………..17

4. Комитет уполномоченных………………………………………....18

5. Банковские синдикаты……………………………………………..20

6. Государственная роспись………………………………………….21

Вывод………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………….25

1. Государственный финансовый контроль в России в период с XV по X(X

век

Государственный контроль в России, как отдельное, независимое

установление в составе государственного управления, получил начало со

времени издания Высочайшего Манифеста 28 января 1811г. Но фактически

учреждения с функциями государственного контроля в стране появились

значительно раньше.

В XV в. появились первые государственные учреждении русского

средневековья - казенные дворы. Они стали началом системы централизованного

управления Российским государством. Денежной казной в это время управляли

так называемые приказы - службы, которые ведали государственными доходами и

исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на

местах.

Приказная система управления просуществовала до конца XVII века.

В 1654 г. учреждается Счетный Приказ для проверки раздачи полкового

жалования во время войны, и для этой цели ему доставляются приходно-

расходные книги за 1653-1663 гг.; на него же возлагается задача

обревизовать Большую Казну за 50 лет. Приказы учреждены были не только в

столице, но и в разных территориях. В Счетный приказ поступали недоимки

прошлых лет и остатки от ассигнованных по разным ведомствам сумм со всего

государства. Однако система была сложной и запутанной: единых правил

составления смет не существовало, итоговый бюджетный баланс не подводился,

контроль исполнения отсутствовал.

Затем, в известной мере, может быть признана контрольным учреждением

так называемая Ближняя Канцелярия, учрежденная Петром Великим в 1699 г. В

нее должна была доставляться "со всех приказов по вся недели ведомость,

что, где, чего в приходе, в расходе и кому что должно на что расход

держать, чтобы ему, Великому Государю, о тех делах известно был о всегда".

Круг вопросов, подлежавших веденью Ближней Канцелярии, не

ограничивался собственно финансовой областью, а охватывал более широкую

сферу административных действий; в ней сосредотачиваются сведения не только

о состоянии денежных сумм, но и количестве армии, ее содержании, о

количестве военных запасов и т.д.

Петр I кардинально реформировал систему государственного управления.

Вместо прежних приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела

финансово-экономический характер. С финансовой точки зрения, самыми важными

из них были три: камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и

имуществом; штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и

ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам.

Высшим органом финансового управления в стране стал сенат.

Кроме того, государство было разделено на 45 провинций, во главе

каждой поставлены воеводы, а при них, т.е. (это важно отметить) в их

подчинении, территориальные представители финансовых коллегий: камерир и

рентмейстер (или казначей). Казначей принимал поступавшие сборы, хранил их

в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство, или

"рентарея", состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги

поступали в главную казенную палату, откуда производились расходы по

центральному управлению.

Реформа, таким образом, вместо прежней приказной, ввела новую -

коллегиальную систему управления.

Ввиду того значения, какое придавал Петр Великий Сенату, естественно,

что на него были возложены обязанности контрольного характера - "и смотреть

во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные отставлять".

Для осуществления этих обязанностей Сенат требовал из губерний подлинную

приходно-расходную отчетность. Однако первые попытки проверить эту

отчетность не были успешными, поскольку ревизионное дело представлялось

слишком сложным вследствие его новизны и неупорядоченности самой

отчетности.

Поэтому указом 12 февраля 1712г. дело это было передано Обер-Комиссару

сенатской Канцелярии князю Вадбольскому с точной инструкцией о производстве

ревизий. Причем, ему предписывалось наблюдать, не попадаются ли в приходных

и расходных книгах "не росписанные статьи или в чем какая приправка или

воровство". Деятельность Вадбольского продолжалась около года и большого

успеха не имела.

В 1718г. для "счета всех государственных доходов и расходов" была

учреждена Ревизион-Коллегия. Но вскоре выяснилась ненормальность положения

этого ревизионного учреждения, создавшаяся вследствие того, что финансовая

отчетность должна была доставляться по-прежнему и в Сенат, и в Ревизион-

Коллегию. Поэтому указом от 12 января 1722 г. решено Ревизион-Коллегию

подчинить Сенату, которая затем была переименована в Ревизион-Контору

Сената и в этом виде получила инструкцию для своих действий, представлявшую

первый опит сколько-нибудь систематического изложения обязанностей

государственного контроля.

Во главу ревизионных требований по отношению ко всякого рода операциям

распорядителей казенными средствами инструкция ставит принцип законности -

соответствия операций законным основаниям для их производства. Однако

ревизионное дело не двигалось, так как не были устранены основные причины

застоя - несовершенство местного счетоводства и отчетности и недостаток

личного состава ревизионных учреждений.

В эпоху же правления императрицы Елизаветы Петровны, несмотря на

внешне благополучное состояние государственных финансов, доходы и расходы

не поддавались даже приблизительному учету. Происходит постепенное

разрушение созданной при Петре 1 системы государственных учреждений,

ведавших финансами.

Делается новая попытка улучшить дело ревизии. В 1775 г. издается

"Учреждение для управления губерний Всероссийском Империи", которым

устанавливались казенные палаты, в обязанность которых входило производство

ревизий счетов губернских учреждений. Казенные палаты, по сути, начинают

выполнять функции представительств финансовых органов на местах.

Устанавливаются и штаты соответствующих чиновников. Губернии теперь делятся

на уезды и в каждом уезде - свой уездный казначей - финансовый чиновник

низшего звена, назначаемый на эту должность на 3 года. Одновременно были

упорядочены учет и отчетность, что позволило составлять более реальный

бюджет (табель государственных доходов и расходов).

С установлением местных контрольных учреждений получает новую

организацию и центральное учреждение контроля, создается (31 декабря 1779

г.) Экспедиция ревизии счетов "Которая проверяет, сличает и делает счет,

сколько за расходами каких денег осталось, и вес ли оные состоят в

целости". С созданием Экспедиции отпала необходимость в Ревизионной

Коллегии, которая была упразднена в 1781 г.

В конце столетия, в период правления Павла I, учреждается должность

государственного казначея. С этого времени управление финансами государства

становится самостоятельным и централизованным.

Все эти новшества преследовали собой решение одной важной задачи -

окончательное формирование единой финансовой системы России.

К концу XIX века благодаря реформаторским усилиям отечественных

патриотов-государственников в России сформировалась весьма разветвленная

система губернских контрольных палат (61 палата с численностью около 4,5

тысячи человек). Всего же в государственном контроле того периода было

задействовано около 8,5 тысячи человек. И что характерно: контрольные

учреждения не находились в подчинении администрации губерний и других

местных властей, а в случае обнаружения хищений, растрат или других

уголовно наказуемых деяний органы государственного контроля инициировали

вопрос о предании виновных суду и сами определяли сумму убытков, на которую

распорядительное управление обязано было предъявить к обвиняемым иск в

уголовном суде.

Государственный контроль до XIX века

|Год |Учреждение |Функции |

|1654 |Счетный приказ |Проверка раздачи полкового |

| | |жалования |

|1699 |Ближняя канцелярия |Аналитическая работа в области |

| | |финансов, армейских вопросов |

|1699–|Сенат в лице обер-комиссара |Контроль приходных и расходных |

| |сенатской канцелярии |операций губерний |

|1712 | | |

|1712 |Ревизионная коллегия |Счет всех государственных доходов|

| | |и расходов |

|1722 |Ревизионная коллегия |Счет всех государственных доходов|

| |переименована в Ревизионную |и расходов |

| |контору Сената | |

|1775 |Учреждение для управления |Производство ревизий счетов |

| |губерниями Всероссийской |губернских учреждений |

| |империи | |

|1779 |Экспедиция ревизии счетов |Контроль доходов и расходов |

| | |государства, сохранности денежных|

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты