Государственный финансовый контроль в Царской России
Министерство общего образования Российской Федерации
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Реферат
Государственный финансовый контроль в Царской России
Выполнила: студентка экон. ф-та,
5 курса, гр
504, ОДО
Дудник А.В.
Краснодар 2002
Содержание
1. Государственный финансовый контроль в России в период с XV по X(X
век…………………………………………………………………………….3
2. Государственный финансовый контроль в России в период с X(X до 1917
г………………………………………………………………………………8
1. Министерство финансов……………………………………………8
2. Казначейская система……………………………………………...14
3. Государственный контроль………………………………………..17
4. Комитет уполномоченных………………………………………....18
5. Банковские синдикаты……………………………………………..20
6. Государственная роспись………………………………………….21
Вывод………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………….25
1. Государственный финансовый контроль в России в период с XV по X(X
век
Государственный контроль в России, как отдельное, независимое
установление в составе государственного управления, получил начало со
времени издания Высочайшего Манифеста 28 января 1811г. Но фактически
учреждения с функциями государственного контроля в стране появились
значительно раньше.
В XV в. появились первые государственные учреждении русского
средневековья - казенные дворы. Они стали началом системы централизованного
управления Российским государством. Денежной казной в это время управляли
так называемые приказы - службы, которые ведали государственными доходами и
исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на
местах.
Приказная система управления просуществовала до конца XVII века.
В 1654 г. учреждается Счетный Приказ для проверки раздачи полкового
жалования во время войны, и для этой цели ему доставляются приходно-
расходные книги за 1653-1663 гг.; на него же возлагается задача
обревизовать Большую Казну за 50 лет. Приказы учреждены были не только в
столице, но и в разных территориях. В Счетный приказ поступали недоимки
прошлых лет и остатки от ассигнованных по разным ведомствам сумм со всего
государства. Однако система была сложной и запутанной: единых правил
составления смет не существовало, итоговый бюджетный баланс не подводился,
контроль исполнения отсутствовал.
Затем, в известной мере, может быть признана контрольным учреждением
так называемая Ближняя Канцелярия, учрежденная Петром Великим в 1699 г. В
нее должна была доставляться "со всех приказов по вся недели ведомость,
что, где, чего в приходе, в расходе и кому что должно на что расход
держать, чтобы ему, Великому Государю, о тех делах известно был о всегда".
Круг вопросов, подлежавших веденью Ближней Канцелярии, не
ограничивался собственно финансовой областью, а охватывал более широкую
сферу административных действий; в ней сосредотачиваются сведения не только
о состоянии денежных сумм, но и количестве армии, ее содержании, о
количестве военных запасов и т.д.
Петр I кардинально реформировал систему государственного управления.
Вместо прежних приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела
финансово-экономический характер. С финансовой точки зрения, самыми важными
из них были три: камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и
имуществом; штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и
ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам.
Высшим органом финансового управления в стране стал сенат.
Кроме того, государство было разделено на 45 провинций, во главе
каждой поставлены воеводы, а при них, т.е. (это важно отметить) в их
подчинении, территориальные представители финансовых коллегий: камерир и
рентмейстер (или казначей). Казначей принимал поступавшие сборы, хранил их
в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство, или
"рентарея", состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги
поступали в главную казенную палату, откуда производились расходы по
центральному управлению.
Реформа, таким образом, вместо прежней приказной, ввела новую -
коллегиальную систему управления.
Ввиду того значения, какое придавал Петр Великий Сенату, естественно,
что на него были возложены обязанности контрольного характера - "и смотреть
во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные отставлять".
Для осуществления этих обязанностей Сенат требовал из губерний подлинную
приходно-расходную отчетность. Однако первые попытки проверить эту
отчетность не были успешными, поскольку ревизионное дело представлялось
слишком сложным вследствие его новизны и неупорядоченности самой
отчетности.
Поэтому указом 12 февраля 1712г. дело это было передано Обер-Комиссару
сенатской Канцелярии князю Вадбольскому с точной инструкцией о производстве
ревизий. Причем, ему предписывалось наблюдать, не попадаются ли в приходных
и расходных книгах "не росписанные статьи или в чем какая приправка или
воровство". Деятельность Вадбольского продолжалась около года и большого
успеха не имела.
В 1718г. для "счета всех государственных доходов и расходов" была
учреждена Ревизион-Коллегия. Но вскоре выяснилась ненормальность положения
этого ревизионного учреждения, создавшаяся вследствие того, что финансовая
отчетность должна была доставляться по-прежнему и в Сенат, и в Ревизион-
Коллегию. Поэтому указом от 12 января 1722 г. решено Ревизион-Коллегию
подчинить Сенату, которая затем была переименована в Ревизион-Контору
Сената и в этом виде получила инструкцию для своих действий, представлявшую
первый опит сколько-нибудь систематического изложения обязанностей
государственного контроля.
Во главу ревизионных требований по отношению ко всякого рода операциям
распорядителей казенными средствами инструкция ставит принцип законности -
соответствия операций законным основаниям для их производства. Однако
ревизионное дело не двигалось, так как не были устранены основные причины
застоя - несовершенство местного счетоводства и отчетности и недостаток
личного состава ревизионных учреждений.
В эпоху же правления императрицы Елизаветы Петровны, несмотря на
внешне благополучное состояние государственных финансов, доходы и расходы
не поддавались даже приблизительному учету. Происходит постепенное
разрушение созданной при Петре 1 системы государственных учреждений,
ведавших финансами.
Делается новая попытка улучшить дело ревизии. В 1775 г. издается
"Учреждение для управления губерний Всероссийском Империи", которым
устанавливались казенные палаты, в обязанность которых входило производство
ревизий счетов губернских учреждений. Казенные палаты, по сути, начинают
выполнять функции представительств финансовых органов на местах.
Устанавливаются и штаты соответствующих чиновников. Губернии теперь делятся
на уезды и в каждом уезде - свой уездный казначей - финансовый чиновник
низшего звена, назначаемый на эту должность на 3 года. Одновременно были
упорядочены учет и отчетность, что позволило составлять более реальный
бюджет (табель государственных доходов и расходов).
С установлением местных контрольных учреждений получает новую
организацию и центральное учреждение контроля, создается (31 декабря 1779
г.) Экспедиция ревизии счетов "Которая проверяет, сличает и делает счет,
сколько за расходами каких денег осталось, и вес ли оные состоят в
целости". С созданием Экспедиции отпала необходимость в Ревизионной
Коллегии, которая была упразднена в 1781 г.
В конце столетия, в период правления Павла I, учреждается должность
государственного казначея. С этого времени управление финансами государства
становится самостоятельным и централизованным.
Все эти новшества преследовали собой решение одной важной задачи -
окончательное формирование единой финансовой системы России.
К концу XIX века благодаря реформаторским усилиям отечественных
патриотов-государственников в России сформировалась весьма разветвленная
система губернских контрольных палат (61 палата с численностью около 4,5
тысячи человек). Всего же в государственном контроле того периода было
задействовано около 8,5 тысячи человек. И что характерно: контрольные
учреждения не находились в подчинении администрации губерний и других
местных властей, а в случае обнаружения хищений, растрат или других
уголовно наказуемых деяний органы государственного контроля инициировали
вопрос о предании виновных суду и сами определяли сумму убытков, на которую
распорядительное управление обязано было предъявить к обвиняемым иск в
уголовном суде.
Государственный контроль до XIX века
|Год |Учреждение |Функции |
|1654 |Счетный приказ |Проверка раздачи полкового |
| | |жалования |
|1699 |Ближняя канцелярия |Аналитическая работа в области |
| | |финансов, армейских вопросов |
|1699–|Сенат в лице обер-комиссара |Контроль приходных и расходных |
| |сенатской канцелярии |операций губерний |
|1712 | | |
|1712 |Ревизионная коллегия |Счет всех государственных доходов|
| | |и расходов |
|1722 |Ревизионная коллегия |Счет всех государственных доходов|
| |переименована в Ревизионную |и расходов |
| |контору Сената | |
|1775 |Учреждение для управления |Производство ревизий счетов |
| |губерниями Всероссийской |губернских учреждений |
| |империи | |
|1779 |Экспедиция ревизии счетов |Контроль доходов и расходов |
| | |государства, сохранности денежных|