Инфляция и экономическая активность: взгляд на проблему

услуг,являлась неотъемлемой частью планового хозяйства.Не без основания

считалось,что основной функцией плановой цены является её планово-учетная

функция.По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене

производился последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и

соответственно прибыли на эти затраты.Государственные цены являлись

плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве.Себестоимость

продукции рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат до 85

%.Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат,а

спрос,как правило,не влиял на уровень цены,то такое ценообразование стали

называть затратным.Цены,построенные по затратному принципу и неподвижные в

течение нескольких лет,не могли служить индикатором соотношения спроса и

предложения на продукт,не могли показывать производителю динамику

потребительских предпочтений.Отсюда следует,что переход к рыночному

механизму хозяйствования,где спрос определяет через уровень цены размеры

производства,объективно потребовал реформировать всю систему цен.

Чтобы лучше понять специфику российской инфляции переходного

периода рассмотрим кратко реформу цен в России.Реформа цен являлась одной

из задач правительственной программы 1991 года,однако проводилась реформа

не совсем продуманно.Первоначально ставка делалась на постепенное изменение

производства и цен под контролем государства.Цены производителей были

скорректированы в январе,а розничные цены изменились только в апреле.В

среднем цены возросли на 60 %.Тем самым прибыли росли и не облагались

налогом,а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и

компенсаций.Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль

предприятий,что позволило им увеличить выплаты заработной платы.В

результате в 19914 году розничные цены возросли на 142 %,а оптовые цены в

промышленности на 236%.При этом объем производства снизился на 11%,а в

целом за период с 1989 года на 17 %.Результатом стало разбалансирование

товарного рынка и развитие тотального дефицита,усугубленного инфляционными

ожиданиями.Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31 % ВВП),покрытый за

счет эмиссии.Образовался огромный денежный навес,готовый захлестнуть

нарождавшийся рынок.Реализация данной политики осложнялась значительными

трудностями.Политический кризис 1991 года еще более осложнил ситуацию и

привел к отказу от концепции постепенной реформы.2 января 1992 года было

отпущено 80 % оптовых и 90 % розничных потребительских цен.Исключение

составили товары первой необходимости и особо важные материальные

ресурсы.Однако,и оставаясь под контролем государства эти цены выросли в 3-5

раз.Практически на все остальные товары цены были отпущены в марте, а в мае

резко ( в 6 раз) были подняты цены на нефть.Снятие контроля за ценами

сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса

рубля.Либералиция цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за

первые три месяца 1992 года по сравнению с декабрем 1991 года, а оптовые

цены уже за первые два месяца возросли почти в три раза.

Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным.В

оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой т.к. она

лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным

ресурсам.

В то время как цены выросли в 5-7 раз,объем денежной массы у

населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25 %.Тем

самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.

Однако на пути успешного проведения реформы,на пути перехода к

системе ценовых рыночных индикаторов в переходной экономике встала

длительная и сильная инфляция.Процесс либерализации цен всегда протекает

очень болезненно и для предприятий,и для населения,особенно,если

либерализация проводится резко и быстро.Резко дестабилизируется положение

предприятий,нарушается система платежных отношений между ними,падает

уровень реальных доходов населения,обостряются социальные противоречия в

обществе.Инфляция обесценивает результаты труда,сбережения физических и

юридических лиц,препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому

росту,а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора

экономики.Высокая инфляция разрушает денежную систему,что усиливает отток

финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство»

капитала,приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты

иностранной,подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

Развитие российской экономики в переходный период сопровождалось

высокой открытой инфляцией.Ежегодные темпы прироста цен четыре года подряд

превышали 100 %,что в традиционном понимании существенно выше уровня даже

галопирующей инфляции.

После либерализации цен в России стало ясно,что на смену

государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика

фирмы.Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок.

Либерализация цен в рыночной экономике не означает любую свободу

ценообразования, а лишь свободу,обеспечивающую конкуренцию

производителей,оптового и розничного звеньев.

Инфляция как таковая – это безусловно денежный феномен,означающий

снижение покупательной способности денег.В условиях свободного рыночного

ценообразования инфляция выражается прежде всего в росте цен, в связи с чем

говорят об инфляционном росте цен.Инфляция может возникать в результате

повышения совокупного спроса,которое является следствием увеличения

государственных расходов,не покрываемых соответствующим увеличение доходов

государственного бюджета.Совокупный спрос может повышаться и с увеличением

скорости денежного обращения,не связанном с аналогичной динамикой

производства (например,при инфляционных ожиданиях).Во всех подобных случаях

за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное равновесие между

количеством денег и товаров.Инфляция быстро распространяется на все отрасли

экономики,начинаясь в потребительском секторе,где спрос предъявляется

прежде всего.Такой вид инфляции является традиционным и характеризует

состояние денежной системы и динамику цен в переходной экономике.

Однако проблема инфляции в переходной экономике не исчерпывается

лишь названными процессами т.н. инфляцией спроса.В результате

несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики становится

возможным длительное завышение цен на продукцию.При использовании такой

продукции для производства других товаров повышаются издержки их

производства при прежнем уровне спроса и цен.В результате производство по

всей технологической цепочке,вплоть до конечной продукции сокращается.Таким

образом перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать

тем самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной

массы (повышения доход потребителя).Это и есть механизм инфляции

издержек.Такая инфляция связана как с организацией рынка,так и с

существующей структурой национального производства,определяющей структуру и

уровни издержек.Она распространяется в экономике более медленно,чем

инфляция спроса,но и бороться с ней значительно труднее.

Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономике

лежат в недалеком прошлом,а ее механизм постоянно подпитывался существующим

типом экономического развития страны,её экономической политикой.Следует

вспомнить систему планового ценообразования,а также

закрытость,относительную изолированность российской экономики от мирового

рынка.В системе планового ценообразования была заложена концепция дешевых

ресурсов,в связи с чем цены на ресурсы были сильно занижены относительно

мирового уровня,причем мировая конкуренция этому положению не

угрожала.Таковы били стартовые условия,характеризующие высокую степень

несовершенства рынка.

Попытки решить проблемы путем перестройки административно-

командной системы управления привели к распаду хозяйственных связей и

замене государственного монополизма на корпоротивный,бюрократический и

криминальный монополизм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и

опасных процессов,негативно воздействующих на финансы,денежную и

экономическую систему в целом.Инфляция означает не только снижение

покупательной способности денег,она подрывает возможности хозяйственного

регулирования,сводит на нет усилия по проведению структурных

преобразований,восстановлению нарушенных пропорций.

2.По своему характеру,интесивности,проявлениям инфляция бывает

весьма различной,хотя и обозначается одним термином.Инфляционные процессы

не могут рассматриваться как прямой результат только определенной

политики,политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования

производства,ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных

процессов в экономике,объективным следствием нарастания диспропорций между

спросом и предложением,производством предметов потребления и средств

производства,накоплением и потреблением и т.д.

3.К негативным последствиям инфляционных процессов относится

снижение реальных доходов населения,обесценивание сбережений

населения,потеря у производителей заинтересованности в создании

качественных товаров,ушудшение условий жизни преимущественно у

представителей социальных групп с твердыми доходами.

4.В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может

рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного

механизма.Однако она не представляет серьезной угрозы,поскольку там

отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и

регулирования инфляционных процессов.

5.В отличие от Запада в России и других странах,осуществляющих

преобразование хозяйственного механизма,инфляционный процесс

развертывается,как правило,в возрастающих темпах.Это весьма необычный и

специфический тип инфляции,плохо поддающийся сдерживанию и

регулированию.Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания,нарушения

народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета,растущая

внешняя задолженность,излишняя денежная масса в обращении).

6.Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-

кредитной и в целом экономической политики.Среди широкого комплекса

антиинфляционных мероприятий следует выделить следующие:

V Стабилизация и стимулирование производства;

V Совершенствование налоговой системы;

V Повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной

деятельности;

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции

требует выверенных,гибких решений,настойчиво и целеустремленно проводимых в

жизнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Воронин Д. Инфляция – худший из налогов. Дело № 2,экономическое

приложение к газете «Российские вести»

2.Дорнбуш Р.,Фишер С. Макроэкономика. Пер. с англ. М.:Изд-во МГУ,1997.

3.Илларионов А. Природа российской инфляции. «Вопросы экономики».№ 3, 1995.

4.Макконел К.,Брю С. Экономикс.М.:Республика,1995.

5.Теория переходной экономики под ред.В.В.Герасименко. МГУ,1997.

СОДЕРЖАНИЕ

|ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________ |3 стр. |

|1.ИНФЛЯЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, ТИПЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ_ |4 стр. |

|2.ИНФЛЯЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ ______________ |14 стр.|

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________ |19 стр.|

|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | |

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

Инфляция и экономическая активность: взгляд на проблему.

Выполнил:

студент 3-го курса

Харлампиев А.Ф.

Принял:

к.э.н., доцент

Шибитова Т.М.

Красноярск 2000

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты