Концепция развития рынка ценных бумаг
Концепция развития рынка ценных бумаг
На современном этапе развития экономики сложились основные предпосылки
для прямого выхода предприятий на рынок капиталов в целях привлечения
инвестиционных ресурсов через выпуск ценных бумаг, существует огромный
спрос на капитал со стороны предприятий и в то же время растет спрос на
корпоративные бумаги (внешние инвесторы в значительной мере отработали
схемы вложения капитала в акции российских предприятий, а для мобилизации
внутренних сбережений определены принципы и подходы к формированию
коллективных инвестиций).
#G0К основным факторам, определявшим развитие рынка ценных бумаг в
1991-1995 годах, относятся:
1. масштабная приватизация и связанные с ней выпуск приватизационных чеков
как свободно обращающихся предъявительских ценных бумаг; выпуск в
обращение акций приватизированных предприятий;
1. развитие практики финансирования дефицитов федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации за счет выпуска ценных бумаг, а
также реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска
ценных бумаг;
1. кризис неплатежей и появление в связи с дефицитом в обращении финансовых
ресурсов специфических финансовых инструментов - казначейских
обязательств, налоговых освобождений и векселей;
1. выпуск ценных бумаг и их суррогатов новыми коммерческими структурами,
включая не лицензированные финансовые компании;
1. постепенное открытие доступа эмитируемым в Российской Федерации ценным
бумагам на международные рынки капиталов.
Одной из ключевых задач в сфере развития рынка ценных бумаг является
повышение уровня информационной прозрачности рынка, поскольку успех
деятельности во многом зависит от оперативности получения информации.
С учетом важности и комплексности проблемы раскрытия информации и
обеспечения информационной прозрачности рынка ценных бумаг ФКЦБ следует
провести ряд мер, направленных на повышение стандартов раскрытия информации
и информационной прозрачности рынка ценных бумаг, включающих в себя:
1. совершенствование нормативной правовой базы по вопросам раскрытия
информации эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных
бумаг;
1. создание эффективной системы сбора и распространения информации,
подлежащей раскрытию;
1. взаимодействие информационных агентств, средств массовой информации,
консультационных фирм и профессиональных участников рынка ценных
бумаг по вопросам продвижения подлежащей раскрытию информации на
информационный рынок в целом и обеспечения ею конкретных групп
инвесторов, в частности;
1. ужесточение санкций в отношении организаций и лиц, нарушающих
требования по раскрытию информации.
Принцип справедливого фондового рынка- одна из основ организации
финансовой структуры развитых стран- подразумевает равные возможности
доступа всех участников рынка к информации. Рынок ценных бумаг и его
информационная инфраструктура должны создать условия для эффективной
реализации инвестиционного процесса в России. Целесообразно выделить два
уровня в его функциональной структуре: межрегиональный и
внутрирегиональный.
Межрегиональный уровень, объединяющий региональные рыночные структуры,
призван обеспечить взаимодействие профессиональных участников рынка ценных
бумаг. К задачам, решаемым на межрегиональном уровне, относятся:
1. формирование рыночной цены на акции тех или иных предприятий;
1. осуществление первичного распределения ценных бумаг;
1. запуск общероссийского вторичного рынка ценных бумаг;
1. формирование контрольных пакетов акций;
1. разукрупнение пакетов акций.
Внутрирегиональный уровень затрагивает отношения между клиентом и
обслуживающим его профессиональным участником рынка. Этот уровень является
базисом для взаимодействия участников рынка ценных бумаг. К задачам,
решаемым на внутрирегиональном уровне, относятся:
1. допуск к накопленной и текущей информации об изменении курсов ценных
бумаг, о ценообразовании, спросе и предложении, курсах валют, а
также получение другой экономической информации;
1. использование информационной среды для формирования стабильной
обстановки на рынке;
1. производство денежных расчетов по операциям с ценными бумагами;
1. автоматизация статистической и бухгалтерской отчетности;
1. осуществление депозитарной деятельности, ведение реестров;
1. регулирование изменения курсов ценных бумаг;
1. управление счетами в деньгах и в ценных бумагах;
1. участие клиентов в торгах ценными бумагами;
1. осуществление коммерческих сделок;
1. работа с экспертными системами.
1. определение оптимального соотношения между государственным
регулированием и саморегулированием;
Для решения указанных задач потребуется создать адекватную по своим
функциональным возможностям информационную структуру, позволяющую
участникам рынка ценных бумаг осуществлять преимущественно в
автоматизированном режиме следующие виды предпринимательской деятельности:
1. совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой
счет путем публичного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг с
обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленым ценам
(диллерская деятельность);
1. предоставление услуг, способствующих заключению сделок купли-продажи
ценных бумаг между профессиональными участниками рынка ценных бумаг,
включая деятельность фондовых бирж (деятельность по организации торговли
ценными бумагами);
1. определение взаимных обязательств по поставке (переводу) денежных
средств в связи с операциями с ценными бумагами (расчетно-клиринговая
деятельность по денежным средствам);
1. определение взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг
участниками операций с ценными бумагами (расчетно-клиринговая
деятельность по ценным бумагам);
1. хранение ценных бумаг и учет прав на ценные бумаги (депозитарная
деятельность);
1. ведение и хранение реестров акционеров (деятельность держателя реестра
акционеров);
1. совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на основании
договоров (брокерская деятельность);
1. осуществление операций с векселями;
1. обращение закладных и ипотечных ценных бумаг.
Создание информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг потребует
внедрения современных технологий, создания баз данных, разветвленных и
защищенных телекоммуникационных сетей, интегрированных с банковскими
системами.
Но по мимо реализации федеральных мероприятий направленных на развитие
рынка ценных бумаг и реализацию федеральных интересов, цели развития рынка
ценных бумаг так же должны определяться интересами области, такими как:
1. создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов
привлечения инвестиций в регион, особенно в приватизированные
предприятия;
1. создание надежных механизмов и финансовых инструментов
инвестирования средств населения;
1. предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в
результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты
прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав
инвесторов;
1. создание в области цивилизованного рынка ценных бумаг и его
интеграция в российский и мировой финансовый рынок;
1. борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение
незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
Эти цели должны реализовываться через единый комплекс мер,
скоординировано осуществляемых органами государственной власти и местного
самоуправления, и профессиональными участниками рынка ценных бумаг:
1. Развивать инфраструктуры фондового рынка, путем создание сети крупных
жестко регулируемых регистраторов, обслуживающих все акционерные
общества с числом владельцев обыкновенных акций более 500, обеспечить
наполнение созданных в регионе специализированных регистраторов.
Унифицировать действующее законодательство осуществляющие контроль за
деятельностью регистраторов.
1. Развитие деятельности Нижегородского регионального депозитария, создание
межрегионального депозитария, организация филиалов, отделений, удаленных
пунктов, координация и контроль за их деятельностью. Создание крупного
межрегионального депозитария.
1. Развитие систем биржевой и внебиржевой торговли. Организация
межрегиональных торгов новыми финансовыми инструментами. Предотвращение
монополизации рынка небольшой группой участников (инвесторов),
обеспечение открытости информации в отношении реальных цен и объемов
сделок. Создание механизмов, обеспечивающих раскрытие информации и
предотвращение манипулирования ценами. Использование национальных
информационных и торговых технологий для продвижения ценных бумаг
местных эмитентов на всероссийский рынок. Подключение к национальной
торговой системе (РТС).
1. Развитие финансовых институтов. Повышение финансовой стабильности и
капитализации всех типов финансовых посредников, действующих на
территории области.
1. Развитие инвестиционного банковского бизнеса - услуг, представляемых
предприятиям в связи с выпуском, организацией подписки и размещения
ценных бумаг, а также повышения ликвидности уже выпущенных ценных бумаг,
развитие брокерской и дилерской деятельности.
1. Развитие коллективных инвестиций. Развитие всех форм коллективных
инвестиций (паевые фонды, негосударственные пенсионные фонды) и
мобилизация средств населения для инвестиций в реальный сектор.
1. Формирование инфраструктуры размещения сберегательных инструментов.
Развитие сети агентов по размещению, взаимодействующих с банковской
системой в части обслуживания денежных расчетов с инвесторами или
работающих непосредственно через филиальные сети банков.
1. Развитие банковского сектора. В соответствии с государственной политикой
РФ в отношении банковского сектора Нижегородская область также ставит
задачу стимулирования активизации банковской деятельности в части
Страницы: 1, 2