Контрольная по финансам

Контрольная по финансам

Содержание:

I. Cоциально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Состав и

структура доходов и расходов федерального

бюджета._____________________________________________стр. 2

1. Социально-экономическая сущность бюджета

государства____________________________________________стр. 2

2. Состав и структура доходов и расходов федерального

бюджета_______________________________________________стр. 5

II. Денежные доходы предприятий, и финансовые результаты их

деятельности_________________________________________стр. 8

III. Расчётно-аналитическое задание _______________________стр. 11

IV. Список литературы ___________________________________стр. 12

I. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Состав и

структура доходов и расходов федерального бюджета.

1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства.

В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой

системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть

единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита,

государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются

постоянная мобилизация ресурсов и их расходов.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый

план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается

законодательным органом власти – парламентом.

Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) –

главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные

отношения, опосредствующие процесс образования и использования

централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается

Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет

мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично

доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства,

социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на

содержание органов государственного управления, финансовую поддержку

бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание

государственных материальных и финансовых резервов и другие.

Централизация средств имеет важное экономическое и

политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из

главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это

даёт возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решаящих

участках экономического и социального развития, осуществлять единую

экономическую и финансовую политику на территории страны.

Основными функциями бюджета являются:

- перераспределение национального дохода и ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда

денежных средств.

Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения

национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30%

ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального

перераспределения финансовых ресурсов с учётом требований наиболее

рационального размещения производительных сил, подъёма экономики и культуры

на всей территории России, включая республики, края, области, районы.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным имструментом

регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения

эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым

отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной

промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка

связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов.

Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая

политика путём применения соответствующего налогового механизма.

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных

средств. Культура в широком смысле – один из центральных компонентов

экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей –

главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты

– поддержка наименее защищённых слоёв населения (пенсионеров, инвалидов,

студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений

здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены

гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводится

активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально

слабых слоёв населения, обеспечено эффективное использование денежных

средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной

политики состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию;

3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли

накопления в национальном доходе;

4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные

дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

5) укрепить доходную базу бюджета за счёт совершенствования

налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным

использованием государственных расходов;

7) усилить контроль за величиной государственного долга.[1]

2. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство Российской

Федерации по налогам и сборам в целях обеспечения полноты поступлений

доходов от уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации

разъясняют следующее.

Доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации

формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством

Российской Федерации.

Налоговым законодательством Российской Федерации установлена

исключительно денежная форма исполнения налогоплательщиком обязанности по

уплате налогов и сборов.

Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации формирование

доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации

осуществляется за счет денежных средств, зачисленных в доходы бюджетов.[2]

Виды доходов бюджетов:

1. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов

доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

2. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым

законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные

налоги и сборы, а также пени и штрафы.

3. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по

уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается

в доходах соответствующего бюджета.

4. К неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или

муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,

находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной

власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органов местного самоуправления;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,

административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы,

конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,

причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации,

муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней

бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и

бюджетных кредитов;

иные неналоговые доходы.[3]

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое

обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

- по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные

с финансированием материального производства и содержанием

непроизводственной сферы;

- по функциональному назначению – на расходы на финансирование

народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны

страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную

деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные

исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на

расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп

расходов делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат

капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие

расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных

служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и

государственному внешнему долгу и другие. Капитальные расходы включают

капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство и

капитальный ремонт.

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов

федерального бюджета претерпевает существенные изменения – резко

сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на

централизованные капитальные вложения.

Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета:

- Общегосударственное управление (обеспечение деятельности Президента

РФ, федеральных органов власти и их территориальных органов);

- Функционирование федеральной судебной системы

- Осуществление международной деятельности

- Национальная оборона и обеспечение безопасности государства

- Фундаментальные научные исследования

- Исследование и использование космического пространства

- Обслуживание и погашение государственного долга

- Проведение выборов и референдумов РФ

- Прочие расходы

II. Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их деятельности.

Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного

определения чистого результата деятельности предприятия за определенный

период. Помимо этого, классификация необходима для:

определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли

отчетного периода;

разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных

расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов

по финансовой деятельности;

разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и

финансового анализа.

Для определения источников получения доходов вся деятельность

предприятия разделяется на:

основную или операционную деятельность (производство и реализация

продукции, работ и услуг предприятия);

финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим

предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции

предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);

чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности

предприятия).

Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков

удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия,

так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не

являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут

рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.

Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь

следующие показатели:

Показатели доходов и прибыли:

чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка

от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов,

возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является

реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки

рентабельности предприятия;

валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом

производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель

позволяет анализировать эффективность производственной деятельности

предприятия;

прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или

операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по

управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов

по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;

прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по

финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить

прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких

источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием,

операции с иностранной валютой и др.

прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной

хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;

чрезвычайные прибыли;

прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода

от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или

отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями

бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли –

показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период.

Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать

информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате

его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды.

После того как этой цели добились полученный результат (прибыль до уплаты

налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым

законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это

бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;

чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после уплаты налога. В условиях

рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия.

Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых

рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие

места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании.

III. Рассчитать налогооблагаемую и чистую прибыль предприятия и направления

её использования.

Расчётно-аналитическое задание выполнено в виде аналитического

отчёта о прибылях и убытках на примере ОАО «Уренгоймонтажпромстрой»,

сотрудником которого я являюсь. Основная деятельность общества –

промышленное строительство.

IV. Список литературы:

1. П.р. Дробозиной Л.А. – «Финансы, денежное обращение, кредит», М.,

«ЮНИТИ», 1997 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ.

3. Мазур И.И. – «Реструктуризация предприятий и компаний», М.: Высшая

школа, 2000 г.

4. Терехин В.И., Моисеев С.В. – «Финансовое управление фирмой»,М.:

«Экономика», 1998 г.

5. П.р. Дробозиной Л.А. – « Общая теория финансов», М.: «ЮНИТИ», 1995 г.

-----------------------

[1] П.р. Дробозиной Л.А. – «Финансы, денежное обращение, кредит», М.,

«ЮНИТИ», 1997 г.

[2] Письмо Минфина РФ и МНС РФ от 25 августа, 08 сентября 2000 г.№№ 83н, БГ-

6-09/723 «О не денежных формах исполнения обязанности по уплате налогов и

сборов»

[3] Статья № 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998

года № 145-ФЗ.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты