которыми становится задача создания благоприятных условий рефинансирования
внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.
Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и
региональные финансово-кредитные институты: Международный банк
реконструкции и развития (Мировой банк), Межамериканский банк развития,
Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди
них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной
финансовой корпорацией (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР).
Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов
формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных.
Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные
операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего
развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так
называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что
кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы
ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-
экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными.
При этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и
кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка.
Кредиты B предоставляются банком как участником международного банковского
консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками.
Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах
10-25%.
Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль.
МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных
инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих
международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции,
а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК
предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же
время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный
капитал из других источников.
Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только
для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты,
значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком
формируются за счет взносов стран-доноров.
Международные валютно-кредитные организации.
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых
отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них,
располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование
международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют
собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и
рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи
обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские
издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике
в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно
назвать международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют
следующие цели:
- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации
международных финансов и мировой экономики;
- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое
регулирование;
- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой
валютной и кредитно-финансовой политики.
К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего,
специализированные институты ООН-МВФ и группа МБРР, а также Всемирная
торговая организация. Непосредственно роль ООН в международных валютно-
кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем
развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию - Юнктад (с
1964 г.) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой
торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции Юнктад
выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год).
Специализированное учреждение ООН - Экономический совет - создал 4
региональные комиссии - для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две
последние способствовали организации Азиатского банка развития и
Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти
организации.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает 24
страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового
производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по
проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов
(консенсус). Цель ОЭСР - содействие экономическому развитию и финансовой
стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств.
Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация промышленно
развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей
по государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба
присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается
вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем
году.
Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней
задолженности стран-должников.
С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного
регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и
правительств "семерки" и "группы десяти", которая кроме "семерки" включает
Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание
уделяется валютно-кредитным проблемам.
МВФ (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная
организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений
между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных
затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления
кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд -
специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной
основой мировой валютной системы.
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами
своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой
валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные
средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения
официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного
баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может
приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту.
Регулирующая роль МВФ заключается в том, что обеспечивает странам
гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР
путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ контролирует
соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана
принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее
лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по
отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по
инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в
мировой валютной системе.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима
валютных курсов. Согласно Уставу МВФ может установить, что "международная
экономическая ситуация позволяет ввести широкую систему валютного
регулирования, базирующегося на стабильных, но изменяемых паритетах". При
такой системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов
в пределах + 4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении ее
странами-членами, располагающими большинством в 85% голосов, т.е.
практически при согласии США и стран ЕС.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является
устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют
функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций.
Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании
Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в
течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2)
официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право
любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные
ограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных
отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате
выполнения им функций координатора международного кредитования. Частные
коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально
высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной
деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике
и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются
частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому
даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной
реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке
ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование
кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как
государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с
другой.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за
макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики.
Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к
мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о
динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте
товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных
золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота,
размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом
другом и подвергается тщательной аналитической обработке.
Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное
влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран
оказывает группа международного банка реконструкции и развития (МБРР),
координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран,
воздействующая на деятельность других международных экономических
организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в
разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная
инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала - Международную
ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и
Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в
крупнейший мировой инвестиционный институт.
Всемирный банк (МБРР) как специализированный финансовый институт ООН
призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи:
интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой
системы хозяйства.
МАР призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее
развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном
периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов.
Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных
кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому
льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на
душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и
получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.
МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом
и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя
имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК
заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не
требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при
предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает
частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит
интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся
стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и
непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.
МИГА как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрение
инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых
капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от
некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена
конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в
переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора;
военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-
политической обстановке; невыполнение контракта вследствие
правительственного решения. МИГА предлагает гарантии против перечисленных
некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся
стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и
порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и
переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти
заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет
необходимые информационные услуги.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) призван содействовать
переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной
на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской
инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы
или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые
компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями.
Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР
сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов
и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта
деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других
проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку
инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и
поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает
Банк международных расчетов (Базель). На БМР по Уставу возложены две
основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными
банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых
операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по
проведению международных расчетов своих членов. Основным источником
ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных
банков в иностранной валюте или золоте. Специфика БМР заключается в строго
конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаний
Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются
актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.
Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности
Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты
и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.
Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного
кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом -
предоставление долго- и среднесрочных кредитов прежде всего для
осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим
разделением труда, специализацией и кооперированием производства,
расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического
прогресса.
Литература
1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под
ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.
2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /
Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.
Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000.
Страницы: 1, 2