Макроэкономическая нестабильность, безработица и инфляция

1,2%. Экономика превышала свои производственные возможности, но оказывала

существенное инфляционное давление на производство.

Во-вторых, естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно

является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие

институциональных изменений (изменений в законах и обычаях общества).

Например, в 60-х годах многие считали, что этот неизбежный минимум

фрикционной и структурной безработицы составляет 4% рабочей силы. Другими

словами, признавалось, что полная занятость достигнута в том случае, когда

занято 96% рабочей силы. А в настоящее время экономисты считают, что

естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%.

Почему сегодня естественный уровень безработицы выше, чем в 60-е годы?

Во-первых, изменился демографический состав рабочей силы. В частности,

женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно

довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы.

Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа

компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества

охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это важно потому, что

компенсации по безработице, ослабляя ее влияние на экономику, позволяют

безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают

фрикционную безработицу и общий уровень безработицы.

Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости

усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень

безработицы. Все население разделено на три большие группы. В первую входят

лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных

учреждениях – т.е. лица, которые не считаются потенциальными компонентами

рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие

возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие

работу. Третья группа – рабочая сила, в эту группу входя лица, которые

могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и

безработных, но активно ищущих работу.

Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы.

|Уровень безработицы = |Количество безработных |х 100% |

| |Работоспособная сила | |

Статистическое управление министерства труда пытается установить

количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны

ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.

Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:

1. Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный

рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их

полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень

безработицы.

2. Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая

рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию

безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.

3. Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том

случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут

работу, хотя это и не соответствует действительности, а также

теневая экономика способствует завышению официального уровня

безработицы.

Вывод: хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей

экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром

здоровья нашей экономики.

Существует огромная разница в уровнях безработицы и инфляции в разных

странах. Уровни безработицы отличаются потому, что страны имеют разные

естественные уровни безработицы и часто находятся в разных фазах

экономического цикла. В течение последних нескольких лет уровни инфляции и

безработицы в США были низки по сравнению с целым рядом других промышленных

стран.

Средние уровни безработицы и инфляции в девяти странах за пятилетний

период:

|Страна |Средний ежегодный уровень |Средний ежегодный уровень |

| |безработицы в 1983-1987 гг. |инфляции в 1983 – 1987 гг. (%) |

| |(%) | |

|США |7.5 |3.3 |

|Канада |10.4 |4.6 |

|Австралия |8.7 |7.7 |

|Япония |2.8 |1.3 |

|Франция |10.1 |5.7 |

|Германия |7.2 |1.6 |

Источник: Статистическое управление при министерстве труда,

Организация экономического сотрудничества и развития.

3. ИНФЛЯЦИЯ

"Это было во время инфляции. В месяц я получал

200 биллионов марок.

Деньги выдавали по два раза в день и тут же

устраивали на пол часа перерыв – чтобы успеть

пробежаться по магазинам и хоть что-нибудь купить

до того, как объявят новый курс доллара, после чего

деньги обесценивались наполовину".

Эрих М. Ремарк "Три товарища"

Инфляция - продолжительный рост среднего уровня цен на все товары и

услуги. Измерение уровня цен важно по двум обстоятельствам. Во-первых, для

нас важно знать, каким образом изменился уровень цен на протяжении

определенного периода времени. Во-вторых, поскольку ВНП представляет собой

рыночную стоимость, или, иначе, денежную стоимость, всех конечных товаров и

услуг, произведенных в течение года, денежные показатели используются в

качестве наиболее распространенных показателей при сведении к единому

основанию разнородных компонентов общего объема производства.

Уровень цен выражается в виде индекса. Индекс цен является измерителем

соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг,

называемых "рыночной или потребительской корзиной" (Закон "О

потребительской корзине в целом по Российской Федерации" принят

Государственной Думой 27 октября 1999 года, одобрен Советом Федерации 11

ноября 1999 года, вступил в силу 23 ноября 1999 года, действует до 31

декабря 2000 года), для данного временного периода и совокупной ценой

идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Указанный

ориентир, или начальный уровень, называется "базовым годом". Если

представить сказанной в виде формулы, то мы получим:

|Индекс цен в данном году =|Цена рыночной корзины |х 100% |

| |в данном году | |

| |Цена аналогичной рыночной корзины | |

| | | |

| |в базовом году | |

Наиболее известным среди этих индексов является индекс потребительских

цен (ИПЦ), рассчитанный для группы товаров и услуг, входящий в

потребительскую корзину среднего городского жителя. В США индекс

потребительских цен рассчитывается на основе цен 265 товаров и услуг по 85

городам страны. В общем виде индекс потребительских цен можно представить

как отношение потребительской корзины базового года, оцененной в текущих

ценах, к потребительской корзине базового года, оцененной в ценах базового

года.

Если условно обозначить три блока, входящие в потребительскую корзину

как: "Продукты питания" – пища; "Непродовольственные товары" – одежда;

"Услуги" - жилье, то расчет индекса потребительских цен будет выглядеть

так, как это представлено в таблице.

|Товары |Кол-во |Цены |Объем производства|Цены |Объем производства |

| |(1982) |(1982)|1982г. в ценах |(1992)|1982 г. в ценах 1992 |

| | | |1982 г. | |г. |

|Пища |200 |2 |400 |5 |1000 |

|Одежда |150 |5 |750 |10 |1500 |

|Жилье |80 |10 |800 |20 |1600 |

|ИТОГО: |1950 | |4100 |

ИПЦ = 4100/1950 * 100% = 210,3%

Индекс потребительских цен – наиболее распространенный индекс цен. Он

играет важнейшую роль в экономике, поскольку является базой для пересчета

заработной платы, правительственных выплат и многих других платежей, в

связи с чем, в экономике необходима единая методика его подсчета, которая в

то же время объективно отражала бы изменение в уровне цен.

Для примера рассмотрим методику расчета ИЦП, которая верна с

математической точки зрения и рекомендуется для расчетов ИЦП, но дает

несколько иной результат, чем в предыдущем случае. Исходной формулой

является следующая:

ИПЦ = (цена пищи 1992 / цена пищи 1982) * 100 * доля пищи +

+ (цена одежды 1992 / цена одежды 1982) * 100 * доля одежды +

+ (цена жилья 1992 / цена жилья 1982) * 100 * доля жилья.

Определив долю каждой группы в потребительской корзине и подставив

цены, мы получим:

ИПЦ = 5/2 * 100 * 0.47 + 10/5 * 100 * 0.35 + 20/10 * 100 * 0.18 = 117,5

+ 70 + 36 = 223,5

Статистическая точность требует единой базы при расчете индексов, и в

связи с этим индекс потребительских цен опирается на единую базу – объем

производства базового года в первом случае или единые доли отдельных

товаров в потребительской корзине во втором случае. В связи с этим индекс

потребительских цен не отражает того, как изменение цены влияет на

изменение доли потребления того или иного товара. Кроме того, индекс цен не

в состоянии оценить какую долю в повышении цен занимают качественные

улучшения товара. Например, автомобиль образца 1950 г. и автомобиль 1992 г.

существенно отличаются качественными характеристиками. ИПЦ отличается от

дефлятора ВНП тем, что дефлятор ВНП оценивает стоимость текущего объема

производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор ВНП связан с товарами и

услугами, которые образуют ВНП, а ИПЦ – только лишь с теми товарами и

услугами, которые входят в потребительскую корзину.

Индекс цен является одним из основных параметров при измерении

инфляции. Например, в 1987г. индекс цен на потребительские товары был равен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты