1,2%. Экономика превышала свои производственные возможности, но оказывала
существенное инфляционное давление на производство.
Во-вторых, естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно
является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие
институциональных изменений (изменений в законах и обычаях общества).
Например, в 60-х годах многие считали, что этот неизбежный минимум
фрикционной и структурной безработицы составляет 4% рабочей силы. Другими
словами, признавалось, что полная занятость достигнута в том случае, когда
занято 96% рабочей силы. А в настоящее время экономисты считают, что
естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%.
Почему сегодня естественный уровень безработицы выше, чем в 60-е годы?
Во-первых, изменился демографический состав рабочей силы. В частности,
женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно
довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы.
Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа
компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества
охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это важно потому, что
компенсации по безработице, ослабляя ее влияние на экономику, позволяют
безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают
фрикционную безработицу и общий уровень безработицы.
Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости
усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень
безработицы. Все население разделено на три большие группы. В первую входят
лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных
учреждениях – т.е. лица, которые не считаются потенциальными компонентами
рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие
возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие
работу. Третья группа – рабочая сила, в эту группу входя лица, которые
могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и
безработных, но активно ищущих работу.
Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы.
|Уровень безработицы = |Количество безработных |х 100% |
| |Работоспособная сила | |
Статистическое управление министерства труда пытается установить
количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны
ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.
Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:
1. Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный
рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их
полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень
безработицы.
2. Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая
рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию
безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.
3. Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том
случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут
работу, хотя это и не соответствует действительности, а также
теневая экономика способствует завышению официального уровня
безработицы.
Вывод: хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей
экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром
здоровья нашей экономики.
Существует огромная разница в уровнях безработицы и инфляции в разных
странах. Уровни безработицы отличаются потому, что страны имеют разные
естественные уровни безработицы и часто находятся в разных фазах
экономического цикла. В течение последних нескольких лет уровни инфляции и
безработицы в США были низки по сравнению с целым рядом других промышленных
стран.
Средние уровни безработицы и инфляции в девяти странах за пятилетний
период:
|Страна |Средний ежегодный уровень |Средний ежегодный уровень |
| |безработицы в 1983-1987 гг. |инфляции в 1983 – 1987 гг. (%) |
| |(%) | |
|США |7.5 |3.3 |
|Канада |10.4 |4.6 |
|Австралия |8.7 |7.7 |
|Япония |2.8 |1.3 |
|Франция |10.1 |5.7 |
|Германия |7.2 |1.6 |
Источник: Статистическое управление при министерстве труда,
Организация экономического сотрудничества и развития.
3. ИНФЛЯЦИЯ
"Это было во время инфляции. В месяц я получал
200 биллионов марок.
Деньги выдавали по два раза в день и тут же
устраивали на пол часа перерыв – чтобы успеть
пробежаться по магазинам и хоть что-нибудь купить
до того, как объявят новый курс доллара, после чего
деньги обесценивались наполовину".
Эрих М. Ремарк "Три товарища"
Инфляция - продолжительный рост среднего уровня цен на все товары и
услуги. Измерение уровня цен важно по двум обстоятельствам. Во-первых, для
нас важно знать, каким образом изменился уровень цен на протяжении
определенного периода времени. Во-вторых, поскольку ВНП представляет собой
рыночную стоимость, или, иначе, денежную стоимость, всех конечных товаров и
услуг, произведенных в течение года, денежные показатели используются в
качестве наиболее распространенных показателей при сведении к единому
основанию разнородных компонентов общего объема производства.
Уровень цен выражается в виде индекса. Индекс цен является измерителем
соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг,
называемых "рыночной или потребительской корзиной" (Закон "О
потребительской корзине в целом по Российской Федерации" принят
Государственной Думой 27 октября 1999 года, одобрен Советом Федерации 11
ноября 1999 года, вступил в силу 23 ноября 1999 года, действует до 31
декабря 2000 года), для данного временного периода и совокупной ценой
идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Указанный
ориентир, или начальный уровень, называется "базовым годом". Если
представить сказанной в виде формулы, то мы получим:
|Индекс цен в данном году =|Цена рыночной корзины |х 100% |
| |в данном году | |
| |Цена аналогичной рыночной корзины | |
| | | |
| |в базовом году | |
Наиболее известным среди этих индексов является индекс потребительских
цен (ИПЦ), рассчитанный для группы товаров и услуг, входящий в
потребительскую корзину среднего городского жителя. В США индекс
потребительских цен рассчитывается на основе цен 265 товаров и услуг по 85
городам страны. В общем виде индекс потребительских цен можно представить
как отношение потребительской корзины базового года, оцененной в текущих
ценах, к потребительской корзине базового года, оцененной в ценах базового
года.
Если условно обозначить три блока, входящие в потребительскую корзину
как: "Продукты питания" – пища; "Непродовольственные товары" – одежда;
"Услуги" - жилье, то расчет индекса потребительских цен будет выглядеть
так, как это представлено в таблице.
|Товары |Кол-во |Цены |Объем производства|Цены |Объем производства |
| |(1982) |(1982)|1982г. в ценах |(1992)|1982 г. в ценах 1992 |
| | | |1982 г. | |г. |
|Пища |200 |2 |400 |5 |1000 |
|Одежда |150 |5 |750 |10 |1500 |
|Жилье |80 |10 |800 |20 |1600 |
|ИТОГО: |1950 | |4100 |
ИПЦ = 4100/1950 * 100% = 210,3%
Индекс потребительских цен – наиболее распространенный индекс цен. Он
играет важнейшую роль в экономике, поскольку является базой для пересчета
заработной платы, правительственных выплат и многих других платежей, в
связи с чем, в экономике необходима единая методика его подсчета, которая в
то же время объективно отражала бы изменение в уровне цен.
Для примера рассмотрим методику расчета ИЦП, которая верна с
математической точки зрения и рекомендуется для расчетов ИЦП, но дает
несколько иной результат, чем в предыдущем случае. Исходной формулой
является следующая:
ИПЦ = (цена пищи 1992 / цена пищи 1982) * 100 * доля пищи +
+ (цена одежды 1992 / цена одежды 1982) * 100 * доля одежды +
+ (цена жилья 1992 / цена жилья 1982) * 100 * доля жилья.
Определив долю каждой группы в потребительской корзине и подставив
цены, мы получим:
ИПЦ = 5/2 * 100 * 0.47 + 10/5 * 100 * 0.35 + 20/10 * 100 * 0.18 = 117,5
+ 70 + 36 = 223,5
Статистическая точность требует единой базы при расчете индексов, и в
связи с этим индекс потребительских цен опирается на единую базу – объем
производства базового года в первом случае или единые доли отдельных
товаров в потребительской корзине во втором случае. В связи с этим индекс
потребительских цен не отражает того, как изменение цены влияет на
изменение доли потребления того или иного товара. Кроме того, индекс цен не
в состоянии оценить какую долю в повышении цен занимают качественные
улучшения товара. Например, автомобиль образца 1950 г. и автомобиль 1992 г.
существенно отличаются качественными характеристиками. ИПЦ отличается от
дефлятора ВНП тем, что дефлятор ВНП оценивает стоимость текущего объема
производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор ВНП связан с товарами и
услугами, которые образуют ВНП, а ИПЦ – только лишь с теми товарами и
услугами, которые входят в потребительскую корзину.
Индекс цен является одним из основных параметров при измерении
инфляции. Например, в 1987г. индекс цен на потребительские товары был равен