Новая налоговая система КНР

Новая налоговая система КНР

Министерство общего образования Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Реферат

Новая налоговая система КНР

Выполнила: студентка экон. ф-та,

4 курса, гр 404, ОДО

Дудник А.В.

Краснодар 2002

За время существования КНР, в соответствии с непрерывным экономическим

развитием страны, углублением экономических реформ, структура доходов и

расходов бюджета КНР претерпела большие изменения. Состав государственных

доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых

государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях

рыночной экономики основными

методами мобилизации бюджетных средств являются налоги.

В настоящее время основным источником поступлений в государственный

бюджет КНР являются налоговые платежи (более 90%). С начала реформы

(1978г.) была создана новая структура налоговой системы страны,

направленная на развитие многоукладности китайской экономики, ее интеграцию

в мировую экономическую систему.

Создание налоговой системы КНР в середине 80-х г.г. сводилось к

восстановлению различных видов налогообложения, замене отчисления прибыли

налогообложением, введению НДС, регулированию разницы в уровне доходов

предприятий. Число налогов увеличилось с 9 в 1973 г. до более чем 30 к

началу 1994 г. Таким образом, сложившаяся за пятнадцатилетний период

реформы налоговая система КНР была достаточно разветвлена и многообразна.

Однако данная налоговая система имела ряд существенных недостатков.

Так, особенностью налоговой системы КНР, действовавшей до конца 1993 г.,

была ее двойственность. По сути в стране действовали две налоговые системы

- одна для государственных, коллективных и частных предприятий страны, а

другая (более льготная) - для предприятий с участием иностранного капитала.

со ставкой подоходного налога 33%. Кроме того, для этих предприятий

продолжали действовать "положения", принятые еще в 1951 г., такие как

"налог на недвижимость в городах", "налог на номерные знаки для

транспортных средств".

Помимо этого, для предприятий с участием иностранного капитала

продолжал действовать "единый торгово-промышленный налог" 1958 г., в то

время как для государственных, коллективных и частных предприятий КНР

применялись такие налоги с оборота как налог на продукцию, НДС, налог с

хозяйственной деятельности, разработанные и принятые уже в середине 80-х

г.г. Такая налоговая система ставила в неравное положение предприятия

различных форм собственности, что сказывалось на их конкурентоспособности.

Примечательной особенностью налоговой системы КНР, действовавшей до

конца 1993 г., являлось практическое отсутствие подоходного налога с

заработной платы рабочих и служащих. Личные доходы в КНР характеризовались

низким уровнем, поэтому налогообложение личных доходов и имущества

отсутствовало. Фактически личный подоходный налог существовал в налоговом

законодательстве страны, однако сумма не- облагаемого минимума превышала

среднюю заработную плату и сводила на нет поступления по этой статье.

Личный подоходный налог, как правило, вносили владельцы частных

предприятий, иностранные граждане, работающие в КНР, т.е. весьма

ограниченный круг лиц. Так, общая сумма налогов с населения в 1987 г.

составляла всего 5,5 млрд. юаней, или 0,8% обшей суммы расходов населения и

2,58% всех налоговых поступлений, в то время как на долю налогов с

населения в США, например, приходится 45% всех налоговых поступлений.

К началу 90-х гг. в размерах доходов населения произошли значительные

изменения. Так, только по официальным данным, в Китае в настоящее время

насчитывается свыше ! млн. человек, имеющих миллионные доходы. Заработная

плата рабочих госпредприятий составляет около 300 юаней в месяц, а на

совместных предприятиях - в три раза больше. На конец !994 г. вклады

населения в сберегательные учреждения выросли еще на 631,5 млрд. юаней, а

если к этим средствам прибавить покупаемые населением казначейские

обязательства и наличные деньги, то сумма личного дохода населения превысит

1 триллион юаней.

Налоги с оборота, ориентированные на фиксированные розничные и оптовые

цены, устанавливаемые в административном порядке, также не могли эффективно

работать в условиях рыночной экономики. Налог на добавленную стоимость,

включаемый в цену товара и охватывающий практически весь хозяйственный

оборот, более надежно обеспечивает поступление доходов в бюджетную систему.

НДС и акцизы являются наиболее стабильными источниками пополнения бюджета.

В условиях высокой инфляции именно эти налоги обеспечивают столь

необходимую стабильность поступлений средств в бюджет, позволяют поддержать

его на уровне, соответствующем темпам обесценения денежных знаков.

Действующая с 1 января 1994 г. новая налоговая система КНР включает 21

вид налога и отчисления в различные бюджетные фонды, которые также имеют

характер налоговых платежей. Внесены значительные изменения в порядок

взимания, базу и ставки действующих налогов.

НДС впервые был введен в опытном порядке в 1979 г. в восьми городах

Китая и сильно отличался от принятых международных стандартов. Широкое

распространение НДС получает в КНР с января 1983 г. Необходимо отметить,

что на первом этапе сфера действия НДС была ограничена весьма узкой группой

изделий. В 1985 г. на долю НДС в общей сумме налогов с оборота приходилось

всего 16,6%. На начальном этапе становления НДС в КНР выделялось 12 групп

ставок. Самая высокая налоговая ставка распространялась на косметические

изделия - 45%, а самая низкая - на сельскохозяйственное механическое

оборудование- 12%. Среди этих ставок выделялась основная налоговая ставка -

14%.

Дальнейшее расширение сферы действия НДС привело к увеличению в 1987

г. доли НДС до 38,5% и сокращению доли налога на продукцию до 34% в общей

сумме налогов с оборота. С января 1994 г, в КНР начинается новый этап в

совершенствовании НДС. В отличие от "положения" 1984 г., в 1994 г.

предусмотрено всего три ставки: основная ставка 17%, льготная - 13% и

налоговая ставка при небольших объемах товаров и услуг - 6%. Освобождается

от НДС сельхозпродукция, реализуемая самим производителем, средства

контрацепции, старинные книги, импортируемое и исполъзуемое научно-

исследовательскими и учебными заведениями оборудование, международная

гуманитарная помощь. На предметы личного пользования, ввозимые через

границу частными лицами или получаемые по почте, НДС рассчитывается и

взимается одновременно с таможенной пошлиной. НДС также взимается и при

реализации банками золота или серебра. Таким образом, по новому положению

НДС распространяется на все товары и услуги, кроме продажи не движимости, а

также не облагается НДС пере- дача исключительных прав на владение кино-,

видео- и аудиопродукцией, патентами.

Министерством финансов КНР установлена вилка необлагаемого минимума.

Так, при реализации товаров на сумму, не превышающую от 60 до 200 юаней в

месяц, НДС не взимается. Конкретную сумму необлагаемого минимума в этом

диапазоне устанавливают местные налоговые органы. Освобождается также от

НДС предоставление трудовых услуг, если их оплата не превышает 200-800

юаней в месяц.

Взимание НДС за электроэнергию несколько отличается от общего

положения. Так, с предприятий, вырабатывающих электроэнергию, с каждого

киловатт часа выработанной электроэнергии взимается НДС по нормативу 4 юаня

за каждый киловатт-час, а с предприятий, осуществляющих распределение

электроэнергии, установлены ставки в размере 2-3% от суммы, полученной за

предоставление электроэнергии, с за- четом ранее внесенного НДС

вырабатывающими предприятиями.

Совместные предприятия по шельфовой добыче нефти и газа вносят НДС в

соответствии с фактической добычей, а ставки и порядок внесения

определяются отдельно Госсоветом КНР.

Значительные изменения внесены и в порядок взимания другого налога с

оборота - налога с хозяйствен- ной деятельности (НХД). До 1993 г. этот

налог взимался с предприятий торговли, транспорта и сферы обслуживания, его

ставка колебалась в пределах от 3 до 15%. С предприятий розничной торговли,

транспорта и связи, строительства и монтажа, предприятий сферы обслуживания

и других субъектов хозяйственной деятельности налог взимался с суммы дохода

от их деятельности.

С января 1994 г. в КНР действуют новые правила по взиманию НХД,

который предназначен в основном для так называемой "третьей

производственной сферы" или сферы услуг. По новому "положению" сфера

действия НХД несколько сужена. Так, с !994 г. сфера оптовой и розничной

торговли облагается уже не НХД, а НДС. Предоставление коммунальных услуг и

услуг по ремонту, а также залоговые операции также находятся в сфере

действия НДС. Если до реформы ! 994 г. насчитывалось 14 наименований сбора

НХД, то в настоящее время деление идет по отраслям и насчитывается 9

наименований сбора: НХД с предприятий транспорта (ставка налога 3%); с

предприятий строительства (3%); с банковских и страховых учреждений (5%); с

почтово-телеграфных и связи (3%); с культурно-спортивных учреждений (3%); с

предприятий шоу-бизнеса (от 5 до 20%); с предприятий сферы обслуживания

(5%)); при передаче невидимого имущества (5%); с торговли недвижимостью

(5%).

Освобождаются от налога детские сады, приюты для престарелых, брачные

агентства, больницы, амбулатории, школы, учебно-производственные комбинаты

и др. Местным налоговым органам предоставлено право в пределах,

установленных Министерством финансов КНР, необлагаемого минимума (200-800

юаней в месяц) определять конкретную сумму необлагаемого минимума.

С января !994 г. на территории КНР введен потребительский или акцизный

налог. Акцизный налог не является новым, он выделен в обособленный налог из

НДС и налога на продукцию. Установлены следующие ставки акцизного налога: в

зависимости от вида и сорта ставка налога на табачные изделия колеблется в

пределах 30-45%; на алкогольные напитки и спирты 5 до 25%; на парфюмерию -

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты