Новая налоговая система КНР
Министерство общего образования Российской Федерации
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Реферат
Новая налоговая система КНР
Выполнила: студентка экон. ф-та,
4 курса, гр 404, ОДО
Дудник А.В.
Краснодар 2002
За время существования КНР, в соответствии с непрерывным экономическим
развитием страны, углублением экономических реформ, структура доходов и
расходов бюджета КНР претерпела большие изменения. Состав государственных
доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых
государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях
рыночной экономики основными
методами мобилизации бюджетных средств являются налоги.
В настоящее время основным источником поступлений в государственный
бюджет КНР являются налоговые платежи (более 90%). С начала реформы
(1978г.) была создана новая структура налоговой системы страны,
направленная на развитие многоукладности китайской экономики, ее интеграцию
в мировую экономическую систему.
Создание налоговой системы КНР в середине 80-х г.г. сводилось к
восстановлению различных видов налогообложения, замене отчисления прибыли
налогообложением, введению НДС, регулированию разницы в уровне доходов
предприятий. Число налогов увеличилось с 9 в 1973 г. до более чем 30 к
началу 1994 г. Таким образом, сложившаяся за пятнадцатилетний период
реформы налоговая система КНР была достаточно разветвлена и многообразна.
Однако данная налоговая система имела ряд существенных недостатков.
Так, особенностью налоговой системы КНР, действовавшей до конца 1993 г.,
была ее двойственность. По сути в стране действовали две налоговые системы
- одна для государственных, коллективных и частных предприятий страны, а
другая (более льготная) - для предприятий с участием иностранного капитала.
со ставкой подоходного налога 33%. Кроме того, для этих предприятий
продолжали действовать "положения", принятые еще в 1951 г., такие как
"налог на недвижимость в городах", "налог на номерные знаки для
транспортных средств".
Помимо этого, для предприятий с участием иностранного капитала
продолжал действовать "единый торгово-промышленный налог" 1958 г., в то
время как для государственных, коллективных и частных предприятий КНР
применялись такие налоги с оборота как налог на продукцию, НДС, налог с
хозяйственной деятельности, разработанные и принятые уже в середине 80-х
г.г. Такая налоговая система ставила в неравное положение предприятия
различных форм собственности, что сказывалось на их конкурентоспособности.
Примечательной особенностью налоговой системы КНР, действовавшей до
конца 1993 г., являлось практическое отсутствие подоходного налога с
заработной платы рабочих и служащих. Личные доходы в КНР характеризовались
низким уровнем, поэтому налогообложение личных доходов и имущества
отсутствовало. Фактически личный подоходный налог существовал в налоговом
законодательстве страны, однако сумма не- облагаемого минимума превышала
среднюю заработную плату и сводила на нет поступления по этой статье.
Личный подоходный налог, как правило, вносили владельцы частных
предприятий, иностранные граждане, работающие в КНР, т.е. весьма
ограниченный круг лиц. Так, общая сумма налогов с населения в 1987 г.
составляла всего 5,5 млрд. юаней, или 0,8% обшей суммы расходов населения и
2,58% всех налоговых поступлений, в то время как на долю налогов с
населения в США, например, приходится 45% всех налоговых поступлений.
К началу 90-х гг. в размерах доходов населения произошли значительные
изменения. Так, только по официальным данным, в Китае в настоящее время
насчитывается свыше ! млн. человек, имеющих миллионные доходы. Заработная
плата рабочих госпредприятий составляет около 300 юаней в месяц, а на
совместных предприятиях - в три раза больше. На конец !994 г. вклады
населения в сберегательные учреждения выросли еще на 631,5 млрд. юаней, а
если к этим средствам прибавить покупаемые населением казначейские
обязательства и наличные деньги, то сумма личного дохода населения превысит
1 триллион юаней.
Налоги с оборота, ориентированные на фиксированные розничные и оптовые
цены, устанавливаемые в административном порядке, также не могли эффективно
работать в условиях рыночной экономики. Налог на добавленную стоимость,
включаемый в цену товара и охватывающий практически весь хозяйственный
оборот, более надежно обеспечивает поступление доходов в бюджетную систему.
НДС и акцизы являются наиболее стабильными источниками пополнения бюджета.
В условиях высокой инфляции именно эти налоги обеспечивают столь
необходимую стабильность поступлений средств в бюджет, позволяют поддержать
его на уровне, соответствующем темпам обесценения денежных знаков.
Действующая с 1 января 1994 г. новая налоговая система КНР включает 21
вид налога и отчисления в различные бюджетные фонды, которые также имеют
характер налоговых платежей. Внесены значительные изменения в порядок
взимания, базу и ставки действующих налогов.
НДС впервые был введен в опытном порядке в 1979 г. в восьми городах
Китая и сильно отличался от принятых международных стандартов. Широкое
распространение НДС получает в КНР с января 1983 г. Необходимо отметить,
что на первом этапе сфера действия НДС была ограничена весьма узкой группой
изделий. В 1985 г. на долю НДС в общей сумме налогов с оборота приходилось
всего 16,6%. На начальном этапе становления НДС в КНР выделялось 12 групп
ставок. Самая высокая налоговая ставка распространялась на косметические
изделия - 45%, а самая низкая - на сельскохозяйственное механическое
оборудование- 12%. Среди этих ставок выделялась основная налоговая ставка -
14%.
Дальнейшее расширение сферы действия НДС привело к увеличению в 1987
г. доли НДС до 38,5% и сокращению доли налога на продукцию до 34% в общей
сумме налогов с оборота. С января 1994 г, в КНР начинается новый этап в
совершенствовании НДС. В отличие от "положения" 1984 г., в 1994 г.
предусмотрено всего три ставки: основная ставка 17%, льготная - 13% и
налоговая ставка при небольших объемах товаров и услуг - 6%. Освобождается
от НДС сельхозпродукция, реализуемая самим производителем, средства
контрацепции, старинные книги, импортируемое и исполъзуемое научно-
исследовательскими и учебными заведениями оборудование, международная
гуманитарная помощь. На предметы личного пользования, ввозимые через
границу частными лицами или получаемые по почте, НДС рассчитывается и
взимается одновременно с таможенной пошлиной. НДС также взимается и при
реализации банками золота или серебра. Таким образом, по новому положению
НДС распространяется на все товары и услуги, кроме продажи не движимости, а
также не облагается НДС пере- дача исключительных прав на владение кино-,
видео- и аудиопродукцией, патентами.
Министерством финансов КНР установлена вилка необлагаемого минимума.
Так, при реализации товаров на сумму, не превышающую от 60 до 200 юаней в
месяц, НДС не взимается. Конкретную сумму необлагаемого минимума в этом
диапазоне устанавливают местные налоговые органы. Освобождается также от
НДС предоставление трудовых услуг, если их оплата не превышает 200-800
юаней в месяц.
Взимание НДС за электроэнергию несколько отличается от общего
положения. Так, с предприятий, вырабатывающих электроэнергию, с каждого
киловатт часа выработанной электроэнергии взимается НДС по нормативу 4 юаня
за каждый киловатт-час, а с предприятий, осуществляющих распределение
электроэнергии, установлены ставки в размере 2-3% от суммы, полученной за
предоставление электроэнергии, с за- четом ранее внесенного НДС
вырабатывающими предприятиями.
Совместные предприятия по шельфовой добыче нефти и газа вносят НДС в
соответствии с фактической добычей, а ставки и порядок внесения
определяются отдельно Госсоветом КНР.
Значительные изменения внесены и в порядок взимания другого налога с
оборота - налога с хозяйствен- ной деятельности (НХД). До 1993 г. этот
налог взимался с предприятий торговли, транспорта и сферы обслуживания, его
ставка колебалась в пределах от 3 до 15%. С предприятий розничной торговли,
транспорта и связи, строительства и монтажа, предприятий сферы обслуживания
и других субъектов хозяйственной деятельности налог взимался с суммы дохода
от их деятельности.
С января 1994 г. в КНР действуют новые правила по взиманию НХД,
который предназначен в основном для так называемой "третьей
производственной сферы" или сферы услуг. По новому "положению" сфера
действия НХД несколько сужена. Так, с !994 г. сфера оптовой и розничной
торговли облагается уже не НХД, а НДС. Предоставление коммунальных услуг и
услуг по ремонту, а также залоговые операции также находятся в сфере
действия НДС. Если до реформы ! 994 г. насчитывалось 14 наименований сбора
НХД, то в настоящее время деление идет по отраслям и насчитывается 9
наименований сбора: НХД с предприятий транспорта (ставка налога 3%); с
предприятий строительства (3%); с банковских и страховых учреждений (5%); с
почтово-телеграфных и связи (3%); с культурно-спортивных учреждений (3%); с
предприятий шоу-бизнеса (от 5 до 20%); с предприятий сферы обслуживания
(5%)); при передаче невидимого имущества (5%); с торговли недвижимостью
(5%).
Освобождаются от налога детские сады, приюты для престарелых, брачные
агентства, больницы, амбулатории, школы, учебно-производственные комбинаты
и др. Местным налоговым органам предоставлено право в пределах,
установленных Министерством финансов КНР, необлагаемого минимума (200-800
юаней в месяц) определять конкретную сумму необлагаемого минимума.
С января !994 г. на территории КНР введен потребительский или акцизный
налог. Акцизный налог не является новым, он выделен в обособленный налог из
НДС и налога на продукцию. Установлены следующие ставки акцизного налога: в
зависимости от вида и сорта ставка налога на табачные изделия колеблется в
пределах 30-45%; на алкогольные напитки и спирты 5 до 25%; на парфюмерию -
Страницы: 1, 2