Организация финансового контроля. Бюджетная классификация
Институт экономики, управления и права
Чистопольский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы»
Тема: «Организация финансового контроля.
Бюджетная классификация»
Выполнил:
Проверил:
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и
операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности
субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и
методов его организации.
Финансовый контроль является одним из функциональных элементов
управления финансами. Посредством финансового контроля проверяется
выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной
деятельности.
Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального
назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и
независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный
финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении
любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности.
В нашей республике этот контроль осуществляется такими органами, как
государственные налоговые органы, Министерство финансов, Банк Российской
федерации, Государственный таможенный комитет и др. Каждый из названных
органов финансового контроля имеет свои функциональные обязанности и цели.
Министерство финансов проверяет правильность составления и исполнения
бюджетов областей и других административных территорий, обращая особое
внимание на правильность и эффективность использования средств
централизованного фонда государства. Налоговые службы и их территориальные
звенья проверяет правильность и своевременность расчетов плательщиков с
бюджетом по налогам и сборам. Банки могут проверять финансовое состояние
клиента с целью установления реальной возможности своевременного возврата
ссуд и уплаты процентов по ним.
Ведомственный финансовый контроль подразделяется на
внутриведомственный и внутрихозяйственный.
Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все
министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им
предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления
внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств,
объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-
ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-
ревизионные управления.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными
службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль
осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях
(объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного
контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы,
группы.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные
аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги
аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной
основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными
способствовать повышению качества контроля, его объективности.
В зависимости от времени осуществления финансовый контроль
подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-
финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе
осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль
осуществляется после совершения указанных операций и призван выявить те
нарушения, которые не были установлены во время предварительного и текущего
контроля.
Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля
являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками не
оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в письменной
или устной форме о недопущении или приостановлении незаконной хозяйственно-
финансовой операции.
Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним
относятся: проверка, экономический анализ, ревизия. Проверка может быть
счетной или тематической.
Счетная проверка – это проверка достоверности бухгалтерских отчетов,
балансов, налоговых расчетов.
Тематическая проверка – это изучение отдельных сторон участков
хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка
правильности удержаний из заработной платы; проверка правильности отнесения
затрат на себестоимость продукции и т.д.
Экономический анализ – это оценка финансово-хозяйственной
деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов
деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения
экономического положения.
Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями,
организациями, учреждениями, так и внешними органами контроля – банками,
финансовыми, аудиторским фирмами.
Ревизия – это комплексный метод последующего контроля. Она
представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех
сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности.
Органы государственного финансового контроля свою работу проводят по
планам. Планы составляются с учетом установленной по закону периодичности
проверок и ревизий. В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или
ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и
т.д. Органы аудита свою работу проводят на основе договора.
В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются
на плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и
операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными.
По методу изучения документов ревизии и проверки подразделяются на
сплошные и выборочные.
По организационным формам ревизии и проверки могут быть:
индивидуальными, т.е. осуществляемые одним проверяющим; бригадными, т.е.
осуществляемые несколькими проверяющими, один из которых является
бригадиром; комплексными, т.е. бригадные ревизии с привлечением
специалистов: инженеров, бухгалтеров, и др.
Весь процесс проведения ревизии или проверки состоит из нескольких
этапов: предъявление полномочий; проведение организационного совещания с
ответственными работниками подконтрольного объекта; личное ознакомление с
подконтрольным объектам, технологией его деятельности; предварительный
анализ его деятельности; непосредственная документальная ревизия или
проверка; систематизация материалов ревизии или проверки; составление акта
или справки; реализация материалов ревизии или проверки; проверка
устранения выявленных недостатков.
Осуществляя ревизию или проверку, важно правильно выбрать метод
изучения документов. Различают хронологический и систематизированный
метод просмотра документов.
Хронологический метод – это изучение документов без их
предварительной группировки в той последовательности, в какой они
совершались. Такой метод приемлем при изучении документов небольших
объектов контроля и совершенно не пригоден на крупных объектах, так как не
позволяет охватить вниманием все хозяйственно-финансовые операции. Поэтому,
осуществляя ревизию или проверку на крупных объектах, документы изучают по
определенной системе, т.е. по отдельным операциям: например проверяются все
документы, связанные с получение денег в кассу и выплатой их, или
проверяются все документы, связанные с получением и списанием каких либо
материалов и т.п. Такой метод изучения документа называется
систематизированным.
Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной
деятельности имеется несколько методов установления достоверности и
правильности операций: формальный; фактической проверки; встречной
проверки; корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения
законности финансово-хозяйственных операций.
Формальный метод заключается в контроле за правильностью оформления
документа (соблюдена ли установленная форма; наличие подписей и их
достоверность; наличие печатей, штампов; заполнены все реквизиты; наличие
исправлений, подчисток; правильность итогов и т.п.).
Метод фактической проверки состоит в проведении инвентаризации
материальных ценностей и денежных средств с целью установления их
сохранности.
Аналитически-информативный метод состоит в химико-технологическом
анализе выпускаемой продукции; в контроле выпускаемой продукции; в
контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного
времени; в проверке соблюдения установленных форм и нормативов и т.д.
Метод встречной проверки представляет собой установление
достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на
проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в
совершении этой операции. Цель такой проверки – убедиться, что значащаяся в
документах финансово-хозяйственная операция действительно имела место.
Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той
же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях
подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого
сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта
незаконная операция, хищение, приписка и т.п.
Метод изучение законности финансово-хозяйственной операции состоит в
установлении соответствия произведенной операции действующим законом,
инструкциям, приказам, распоряжениям. Дело в том, что нередко финансово-
хозяйственная операция после применения всех предыдущих методов проверки
может выглядеть достоверной и правильной, в то время как она просто
незаконная.
Результативность ревизии или проверки в значительной степени зависит
от качества составленного акта.
Составление акта начинается задолго до написания самого текста.
Страницы: 1, 2