Органы осуществляющие финансовую деятельность

(Банк России), на другом все остальные банки. Такая система существует и в

настоящее время.

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности»

банковская система РФ включает: а) Центральный банк РФ (Банк России) и б)

кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных

банков. При этом иностранным считается банк, который зарегистрирован на

территории иностранного государства и признан банком по его

законодательству.

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской

системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями3.

Это главный банк Российской Федерации, он является государственной

федеральной собственностью. Как и другие банки, Центральный банк РФ имеет

статус юридического лица. Однако получение прибыли не является целью

деятельности Центрального банка РФ. Вместе с тем, как экономически

самостоятельное учреждение, он осуществляет свои расходы за счет

собственных доходов, делает отчисления от прибыли в федеральный бюджет в

размере 50%. Центральный банк РФ и его учреждения, в отличие от других

банков, освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других

обязательных платежей на территории РФ в соответствии с законодательными

актами РФ.

Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, так же

как и банк не несет ответственности по обязательствам государства, кроме

случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это

предусмотрено федеральными законами.

Эти положения применимы и к Центральному банку России как главному

государственному банку страны. Однако Центральный банк РФ выступает в

качестве органа государственного регулирования, наделенного властными

полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Центральный

банк РФ подотчетен Государственной Думе. Его Председатель назначается на

должность и освобождается от нее Государственной Думой Федерального

собрания РФ. Кандидатуру для назначения представляет Президент РФ. Он же

ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности

Председателя Центрального банка Российской Федерации (п. «г» ст. 83 и п.

«в» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Реализуя свои функции, Банк России участвует в разработке экономической

политики Правительства РФ, а Председатель Банка участвует в его заседаниях,

Банк и Правительство взаимно информируют друг друга, координируют свою

политику и проводят взаимные консультации. Банк России взаимодействует

также с Министерством финансов РФ. В целях совершенствования денежно-

кредитной системы РФ при Банке России создается Национальный банковский

совет, в состав которого входят представители палат Федерального Собрания

РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций и

эксперты.

Банковская система с выделением особого положения Центрального банка в

качестве государственного ведомства типична для современных экономически

развитых государств1. Такие банки обычно действуют независимо от других

органов государственного управления и, как правило, подотчетны парламентам.

Подобный опыт был воспринят в период перестройки банковской системы союзным

и российским законодательством 1990 г. До того Государственный банк СССР

подчинялся Правительству СССР (а прежде — Министерству финансов СССР).

Основными целями деятельности Банка России являются: защита и

обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и

курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской

системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного

функционирования системы расчетов. Соответственно этим целям Банк выполняет

функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит

единую государственную денежно-кредитную политику; устанавливает правила

осуществления расчетов и банковских операций; осуществляет валютный

контроль и др. В целях реализации денежно-кредитной политики Центральному

банку РФ предоставлено право от своего имени осуществлять эмиссию (выпуск)

облигаций, размещаемых только среди кредитных организаций1.

Монополией Центрального банка РФ является осуществление эмиссии

(выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения.

Выполняя свои функции, Центральный банк РФ вступает в отношения с

кредитными организациями (коммерческими банками), которые осуществляют

непосредственное денежно-кредитное обслуживание предприятий, учреждений,

организаций и граждан в соответствии с государственной денежно-кредитной

политикой, реализация которой возложена на Центральный банк РФ.

При регулировании денежно-кредитных отношений Центральный банк РФ

использует свои властные полномочия. В целях обеспечения устойчивости

кредитных организаций он устанавливает обязательные для коммерческих

банков: минимальный размер уставного капитала; минимальный размер риска на

одного вкладчика; минимальный размер резервов, подлежащих депонированию

банками в Центральном банке РФ и др.

Центральный банк РФ регистрирует уставы банков, выдает лицензии на

совершение ими банковских операций (в лицензии должны перечисляться

операции, которые вправе осуществлять конкретный банк), ведет Книгу

регистрации банков, расположенных на территории РФ, осуществляет надзор за

их деятельностью2, проверяет соблюдение банками установленных для них

нормативов и банковского законодательства. Банки представляют Центральному

банку РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность, необходимую для

надзора.

В Центральном банке РФ для осуществления надзорной деятельности с 1

января 1993 г. создано особое структурное подразделение — Департамент

банковского надзора (до него имелся Департамент по регулированию

деятельности банков)1. В его состав входят управления экономического

анализа деятельности банков, регламентации банковского надзора,

лицензирования деятельности банков, кредитных учреждений и банковского

аудита.

Осуществляя полномочия по надзору, Центральный банк РФ вправе при

обнаружении нарушений банками законодательства, экономических нормативов и

др. применять к ним меры воздействия принудительного характера, давать

обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений,

предъявлять учредителям требования о проведении мероприятий по финансовому

оздоровлению банка, о реорганизации банка, о замене руководителей банка,

взыскать штраф и др.

В пределах предоставленных полномочий Центральный банк РФ независим в

своей деятельности, органы государственной власти и местного самоуправления

в нее не вмешиваются.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает

нормативные акты. Они обязательны для органов государственной власти и

местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Если эти нормативные акты затрагивают права, свободы или обязанности

граждан, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

Кредитные организации как составная часть банковской системы

подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности»

кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения

прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального

разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять

банковские операции, предусмотренные названным законом.

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности

как хозяйственное общество, т.е. является коммерческой организацией.

Особо следует обратить внимание на то, что основной целью деятельности

кредитной организации является извлечение прибыли, чем Центральный банк РФ

отличается от указанных организаций. Заметим также, что Закон выделяет

Центральный банк РФ из системы кредитных организаций. Деятельность

Центробанка регулируется особым законом.

Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют

исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские

операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических

лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на

условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских

счетов физических и юридических лиц.

В отличие от этого, небанковская кредитная организация имеет право

осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана

лицензия).

Помимо перечисленных, к банковским операциям отнесены: осуществление

расчетов, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических и

юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады и

размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий и др.

Кредитные организации вправе также совершать сделки, указанные в

законе: выдачу поручительств за третьих лиц, доверительное управление

денежными средствами, предоставление в аренду сейфов, лизинговые операции и

др. Им вместе с тем запрещено заниматься производственной, торговой и

страховой деятельностью.

В отличие от Центрального банка РФ, кредитные организации образуются на

основе любой формы собственности. Банки независимы от органов

государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с

проведением банковских операций. Банки действуют на основании своих

уставов, зарегистрированных в Центральном банке РФ. Уставный капитал

кредитной организации складывается из средств ее участников — юридических и

физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. Минимальный размер

уставного фонда вновь регистрируемых банков определяет Центральный банк РФ.

Отношения банков с клиентурой строятся на договорной основе.

Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечают

по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законами РФ.

Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе

вмешиваться в деятельность кредитных организаций.

Осуществляемый коммерческими банками контроль за деятельностью клиентов

носит в основном гражданско-правовой характер, он направлен на обеспечение

интересов самого банка. Однако в указанных законодательством случаях они

уполномочены проводить контроль в интересах государства. Так, на них может

быть возложено проведение валютного контроля1 (контроля за соблюдением

валютного законодательства, за своевременностью и полнотой реализации

установленной части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке). Кроме

того, банки обязаны проверять соблюдение предприятиями, организациями и

учреждениями порядка ведения кассовых операций2.

Кредитная организация по специально заключенному на конкурсной основе

договору может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов

исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществлять

операции с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами — со

средствами государственных и местных бюджетов, обеспечивать целевое

использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и

региональных программ. Таким образом, деятельность кредитных организаций,

помимо того, что она вообще способствует функционированию финансовой

системы страны, имеет непосредственное отношение к выполнению функций

финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

По решению органов государственной власти государственные кредитные

организации (банки) создаются на уровнях Федерации и субъектов РФ, а также

органами местного самоуправления — муниципальные банки.

Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год»

Правительству РФ и Центральному банку РФ поручено создать Российский банк

развития в целях кредитования инвестиционных проектов. Уставной капитал

Банка определен в сумме до 3 млрд. руб., для формирования которого

выделяются средства из федерального бюджета.

Законодательство устанавливает перечень банков, в капитале которых

Центральный банк РФ обязан обеспечить долю своего участия в объеме не менее

50% плюс одна голосующая акция. К таким банкам отнесены Сбербанк России,

Внешторгбанк, а также кредитные организации, созданные на территориях

иностранных государств, в частности, — Донау-банк АГ, Вена; Коммерческий

банк для Северной Европы — Евробанк, Париж и др. (ст. 7 Федерального закона

«О Центральном банке РФ (Банке России)»). Это обеспечивает более

эффективное проведение Центральным банком РФ через данные банки

государственной денежно-кредитной политики. Кризис в банковской системе

1998 г. потребовал законодательного урегулирования порядка реструктуризации

кредитных организаций.

Иные финансово-кредитные организации. К другим государственным

финансово-кредитным организациям относятся государственные внебюджетные

фонды. Следует иметь в виду, что под термином «фонд» в рассматриваемом

случае понимается система органов, управляющих деятельностью по

образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов. В

свою очередь, и сами эти финансовые ресурсы также называются фондами

(внебюджетными).

К ним относится, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации

(России). Согласно Положению о фонде он образован в целях государственного

управления финансами пенсионного обеспечения и является самостоятельным

финансово-кредитным учреждением. Пенсионный фонд выполняет отдельные

банковские операции в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации о банках и банковской деятельности. Денежные средства Пенсионного

фонда находятся в государственной собственности.

Фонд социального страхования РФ также является самостоятельным

государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом

осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений

профсоюзов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты