обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в
законодательном порядке.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные
процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе
в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного
хозяйства.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые
(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную
стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на
различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер,
поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все
стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности
объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных
взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции,
совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них
(бартерные сделки и т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации,
но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований
экономических законов, оптимальности пропорций распределения и
перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального
дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового
состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых
ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый
контроль; другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие
сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами
денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности
и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным
бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых
ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных
ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также
правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение
соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области
налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-
правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности
предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий,
организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских
структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может
быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных)
мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль,
различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский)
финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль реализуется через
общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый
контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он
направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной
подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-
ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления
местных органов власти и др. Его объектом является производственная и
финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
В России выполнение задач организации, осуществления и контроля за
исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации возложено на
казначейство.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими
службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые
отделы и т. д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая
деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные
аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги
аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной
основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными
способствовать повышению качества контроля, его объективности.
По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный,
текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии
составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет
доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов
договорных соглашений, учредительских документов и т. д.
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых
планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда
проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных
ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению
планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется после завершения
отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность
расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов,
выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных
учреждений.
По приемам и способам осуществления финансового контроля различают:
проверки, обследования, анализ, ревизии.
Управление финансами.
Согласно определению, управление - это совокупность приемов и методов
целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного
результата.
Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью
особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и
санкции.
В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых
отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры,
которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых
отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий
(организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им
соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы)
предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы
и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур,
осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:
планирование, оперативное управление, контроль.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность
субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом -
составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до
сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются
доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и
кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в
бюджет, плата за банковский кредит и др.).
Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма
финансового плана, состав его показателей отражают специфику
соответствующего звена финансовой системы. Так предприятия и организации,
функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и
расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы;
кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании -
финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.
В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает
состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых
ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе
анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть
достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на
бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых
на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и
преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с
помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание
оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с
целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач и т. п.
Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе
планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить
фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми,
выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного
хозяйствования.
Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер
и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в
каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового
характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и
планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и
юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов
прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические
методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное
сочетание экономических и административных методов управления.
Литература.
1. ”Финансы”, Под ред. В. М. Родионовой. Учебник.
- М.: Финансы и статистика, 1995.
2. Финансово-кредитный словарь под ред. Гарбу-
зова В. Ф., Финансы и статистика, 1994.
3. Указ Президента РФ ”О федеральном казначействе”.
”Экономика и жизнь” №1, 1993.