Пенсионная реформа в РФ

Пенсионная реформа в РФ

План

1 Этапы пенсионной реформы в РФ

2 Персонифицированный учет

3 Трудовые пенсии

4 Профессиональные пенсионные системы

5 Назначения пенсий за выслугу лет и работу на Крайнем Севере

1 Этапы пенсионной реформы в РФ

Начало реформы пенсионного обеспечения датируется 7 августа 1995 г.,

когда вышло постановление правительства "О мерах по реализации

Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской

Федерации" № 790. В соответствии с "Концепцией реформы системы

пенсионного обеспечения" в нашей стране должна быть создана

трехуровневая пенсионная система.

Первый уровень - базовая пенсия, предоставляемая всем гражданам при

наступлении инвалидности или достижении установленного возраста

независимо от трудового стажа, назначаемая в твердых размерах с

учетом прожиточного минимума пенсионера и степени трудоспособности.

Предполагается, что работающим она не будет назначаться и

выплачиваться.

Второй уровень - трудовая пенсия, размер которой зависит от

трудового (страхового) стажа и заработка. Все будущие пенсионеры

должны иметь одинаковые обязанности по ее финансированию и

одинаковые права относительно условий ее назначения и размеров - без

каких-либо исключений и льгот. Стаж должен влиять на величину

трудовой пенсии только в связи с продолжительностью уплаты страховых

взносов.

Третий уровень - негосударственная пенсия, которая рассматривается

как дополнительная по отношению к первым двум и возможна в форме

профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей

или территорий, а также в форме личного пенсионного накопления

граждан в негосударственных пенсионных фондах или страховых

компаниях. Однако становление и развитие дополнительных

профессиональных пенсионных систем считается приоритетной задачей.

Часть намеченных в Концепции мероприятий реализована (введен

персонифицированный учет в государственном пенсионном страховании),

хотя трехуровневая система и центральное ее ядро в форме

государственного страхования пенсий так и не созданы.

В первом полугодии 1997 г. была подготовлена "Концепция пенсионной

реформы", которая вызвала бурную дискуссию, но официально так и не

была утверждена. В ней три уровня смешанной

(распределительно-накопительной) пенсионной системы сохранились, но

были модифицированы и конкретизированы.

Первый уровень - социальная пенсия. Она унифицирована по размерам и

условиям и должна предоставляться за счет общих налоговых

поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто

не имел возможности накопить средства для проживания в старости и не

располагает иными источниками существования.

Второй уровень - обязательная накопительная пенсия, выплачиваемая

всем работавшим по найму. Она финансируется самим работником за счет

отчислений от зарплаты и за счет инвестиционного дохода. Размер этой

пенсии ставится в зависимость от величины индивидуальных накоплений

и инвестиционного дохода, полученного на протяжении трудовой жизни.

Этот уровень должен стать ядром новой системы.

Третий уровень - дополнительные пенсионные системы, которые включают

обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и

добровольные личные взносы работников, позволяющие достичь более

высоких стандартов пенсионного обеспечения.

Разработчики этой трехуровневой системы со значительным

накопительным элементом понимали, что переход на нее за счет

дополнительных добровольных взносов граждан и работодателей,

уплачиваемых сверх взносов в ПФ, был бы слишком медленным и затронул

бы в обозримой перспективе лишь незначительную часть россиян.

Поэтому предлагалось пойти на частичное перераспределение

уплачиваемых в ПФ страховых взносов для установления второго

накопительного уровня. Работнику предстояло выбрать, направить ли

часть страхового взноса, ранее уплачиваемого в ПФ, на индивидуальный

накопительный пенсионный счет и тем самым отказаться от получения

пенсии распределительного типа или оставить все, как есть.

Данная Концепция предусматривала, что люди, которые не смогут

обеспечить себе пенсию второго уровня, должны получать минимальную

гарантированную государственную пенсию первого уровня (социальную),

которая позволит удовлетворять лишь минимальные жизненные

потребности. Для тех же, кто претендует на получение социальной

пенсии, имея накопления на индивидуальных счетах, был бы установлен

специальный режим закрытия пенсионных счетов. Достаточность

накоплений на именных счетах в рамках второго уровня системы

определялась бы как возможность приобрести за счет личных пенсионных

накоплений аннуитет (пожизненную пенсию) в размере не ниже

установленной законом минимальной трудовой пенсии.

Наряду с обязательным накопительным уровнем практиковались бы

индивидуальные пенсионные схемы, реализуемые через негосударственные

пенсионные фонды и страховые компании, финансируемые за счет средств

самих застрахованных либо совместно работодателями и наемными

работниками в рамках коллективных договоров и индивидуальных

контрактов. Однако, чтобы третий уровень пенсий стал реальностью,

потребовалось бы предоставить налоговые льготы и преференции

участникам добровольных пенсионных планов.

В рамках "Концепции пенсионной реформы" была

предложена такая схема постепенного перехода на новую

систему пенсионного обеспечения (которая так и осталась

проектом). Граждане в возрасте от 30 до 40 лет получают

право с 1999 г. перечислять часть страховых взносов

(10-15% зарплаты) не в ПФ, а на индивидуальный

накопительный пенсионный счет. Выбравшие накопительный

вариант лишаются возможности получать государственную

пенсию из ПФ (за исключением социальных пенсий,

финансируемых из налоговых поступлений). Граждане старше

40 лет остаются за рамками реформы, их взносы продолжают

перечисляться в Пенсионный фонд, чтобы в будущем они

могли получать государственную пенсию в

модернизированной распределительной системе.

Обязательно вступают в накопительную систему пенсионного

страхования все работники младше 30 лет. С первого года

перехода к новой системе они направляют на именные счета

часть взносов, уплачиваемых ранее работодателями в ПФ,

по ставке 11%. Большинство может сформировать себе

пенсию, равную 30-35% зарплаты, получаемой в год выхода

на пенсию.

Для работников в возрасте 31-40 лет переход на

накопительную систему остается добровольным и лишь

частичным. Они получают возможность направлять на

именные счета взносы по ставке 5%. По достижении

пенсионного возраста им выплачивается пенсия из

распределительного источника на уровне 20% средней

зарплаты по стране, а вместе с накопительным источником

- 25-35% средней зарплаты, которую они имели в год

выхода на пенсию. Возможно введение для них условных

именных счетов в ПФ, на которых отражаются взносы,

начисленные за них работодателями. При завершении

трудовой жизни государственная трудовая пенсия таким

работникам назначается в соответствии с величиной

средств на их условных именных счетах.

Долгие дебаты и согласования на правительственном уровне вылились в

появление еще одной модификации двух изложенных Концепций, менее

радикальной, с более осторожным и длительным внедрением

накопительного пенсионного страхования, - "Программы пенсионной

реформы в Российской Федерации", которую правительство одобрило 20

мая 1998 г. В ней приведена своя градация уровней смешанной системы,

которая, возможно, станет реальностью в нашей стране в долгосрочной

перспективе:

1-государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий

граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному

пенсионному страхованию. Оно должно финансироваться из федерального

бюджета;

2-государственное пенсионное страхование (ведущий элемент системы), в

рамках которого пенсии будут выплачиваться всем (за исключением

категорий, попавших в первый уровень) в зависимости от страхового

(трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет

государственного пенсионного страхования и величины дохода,

полученного от инвестирования части обязательных страховых взносов,

направленных на накопление. Финансироваться этот уровень должен за

счет, во-первых, текущих поступлений в ПФ, во-вторых, средств,

полученных от направления части обязательных страховых взносов на

накопление, в-третьих, инвестиционного дохода от размещения

накапливаемых средств;

3-дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) - этот уровень

предусмотрен сверх государственного пенсионного страхования и будет

доступен не всем россиянам, а только тем, кто сам или работодатели

добровольно отчисляли за него дополнительные взносы (в

негосударственные пенсионные фонды). А в случаях, установленных

законодательством (скажем, в профессиональных пенсионных системах),

работодатели обязаны делать определенные страховые взносы.

Предложенная в Программе модель формирования государственного

пенсионного обеспечения с поэтапным введением в нее накопительных

элементов, по замыслу авторов, способна обеспечить

сбалансированность доходов и обязательств Пенсионного фонда в

течение переходного периода (до 2020 г.) без увеличения базовой

ставки страховых взносов в этот фонд.

Чтобы обеспечить стабилизацию финансового положения пенсионной

системы в этот переходный период предусмотрено:

1-досрочный выход на пенсию заменить профессиональными пенсионными

системами;

2-размер пенсионных выплат поставить в зависимость от величины

поступлений в ПФ;

3-стимулировать более поздний выход на пенсию, используя

условно-накопительные и именные накопительные пенсионные счета;

4-четко разграничить обязательства по финансированию пенсий между

ПФ, федеральным бюджетом и внебюджетными фондами;

5-законодательно закрепить перечень нестраховых периодов,

включаемых в страховой стаж по государственному пенсионному

страхованию, и определить принципы и размеры финансирования

возникающих в связи с этим обязательств за счет федерального

бюджета;

6-повысить собираемость страховых взносов благодаря

условно-накопительным и именным накопительным пенсионным счетам;

7-с 2005 г. начать частично финансировать вновь назначаемые

трудовые пенсии на накопительной основе.

Предполагается, что в долгосрочной перспективе трудовая пенсия по

государственному пенсионному страхованию будет формироваться по

распределительному и накопительному принципам в равной пропорции, а

тарифная политика станет ориентироваться на постепенное снижение

тарифа отчислений за работников, которые трудятся в нормальных

технологических и природно-климатических условиях.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты