Показатели рентабельности и сфера их применения в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия

1) показатели рентабельности капитала (активов),

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение

прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее

важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал

(собственные средства + долгосрочные обязательства) ; акционерный

(собственный) капитал :

[pic]

Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям

характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов

для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все

участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия

интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала);

потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал;

собственников и учредителей -доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным

зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

[pic][pic]

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов.

рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь,

заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения

рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к

ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.

[pic]

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит

от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного

капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных

зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов

на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при

прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при

увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и

рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности

предприятий. Например,

[pic]

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного

([pic]) и отчетного ([pic]) периодов. Например, рентабельность продукции по

прибыли от реализации

[pic];

[pic];

или

[pic];

[pic];

[pic],

где - [pic] -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

[pic]- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

[pic]- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного

периодов;

[pic]- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с

базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по

методу цепных подстановок)

[pic]

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

[pic]

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в

отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

[pic]

Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично

первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый

приток денежных средств.

[pic]ЧПДС -чистый приток денежных средств

[pic]

Данные показатели дают представление о степени возможности

предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными

средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока.

Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств,

широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она

приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие

платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

2. Анализ показателей рентабельности производства в ОАО Гайский завод

«Электропреобразователь» за 1999-2001г.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы

предприятия ОАО « Электропреобразователь » в целом, доходность

производственной , предпринимательской , инвестиционной деятельности ,

окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль , характеризуют

окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает

соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Рассмотрим динамику показателей рентабельности за три

анализируемых года , которые представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1

Динамика показателей рентабельности в ОАО

« Электропреобразователь » за 1999 – 2000 гг , %.

|№ п|Показатели |1999 г .|2000 г .|2001 г .|0тклонение |

|/ п | | | | | |

| | | | | |2000 |2001 |

| | | | | |1999 |2000 |

|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|1 |Прибыль от реализации |3145 |1732 |4289 |- 1413|2557 |

|2 |Себестоимость |28580 |38113 |69478 |9533 |31365 |

| |реализованной продукции | | | | | |

|3 |Выручка от реализации |31725 |39845 |73767 |8120 |33922 |

|4 |Среднегодовая стоимость |50647 |50641 |50642 |- 6 |1 |

| |капитала | | | | | |

|5 |Балансовая прибыль |3434 |2201 |3493 |- 1233|1292 |

|6 |Рентабельность |11,0 |4,54 |6,17 |- 6,46|1,63 |

| |производства | | | | | |

| |

|Продолжение таблицы 2. 11 |

|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|7 |Рентабельность продаж |9,91 |4,35 |5,81 |- 5,65|1,46 |

|8 |Рентабельность капитала |6,78 |4,35 |6,9 |- 2,43|2,55 |

Как было отмечено выше, рентабельность хозяйственной деятельности

характеризует норму возмещения, или вознаграждения, на всю совокупность

источников, используемых предприятием. Поэтому анализ хозяйственной

деятельности ОАО « Электропреобразователь » станем осуществлять с расчета

уровней рентабельности производственной деятельности .

Рентабельность производственной деятельности исчисляется путем

отношения валовой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.

Уровень рентабельности производственной деятельности исчисляется в

целом по предприятию и видам продукции и зависит от трех основных факторов

: изменения структуры реализованной продукции , ее себестоимости и средних

цен реализации .

Способом цепных подстановок произведем расчет влияния этих

факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию , и

полученные данные внесем в таблицу 1.2 .

Таблица 1.2

Результаты факторного анализа общей рентабельности в

ОАО « Электропреобразователь» за 1999 – 2001 гг , % .

|Показатели |1999 г . |2000 г . |2001 г. |

|А |1 |2 |3 |

|Изменение рентабельности за счет : |6,7 |1,49 |- 0,18 |

|Структуры реализованной продукции |- 0,1 % |0 |+ 0,01 % |

| |

|Продолжение таблицы 2. 12 |

|А |1 |2 |3 |

|Удельного веса рентабельных видов |0 |0 |0 |

|продукции | | | |

|Средних цен реализации |+ 1,4 % |0 |+ 59,13 % |

|Себестоимости реализованной продукции |+ 5,4 % |+ 1,49 % |- 59,32 % |

|Общая рентабельность |+ 6,7 % |+ 1,49 % |- 0,18 % |

Полученные данные свидетельствуют о том, что план по уровню

рентабельности в 1999 и 2000 годах перевыполнен , а в 2001 году наоборот

не довыполнен на 0,18 % . Перевыполнение плана произошло в 1999 году за

счет повышения среднего уровня цен на 1,4 %, в 2001 году – 59,13 % . Рост

себестоимости реализованной продукции вызвал повышение уровня

рентабельности в 1999 году на 5,4 % , в 2000 году на 1,49 % .А в 2001

году рост себестоимости реализованной продукции вызвал снижение уровня

рентабельности на 59,32 %.

Проанализировав общую рентабельность производственной

деятельности ОАО « Электропреобразователь » проведем факторный анализ

рентабельности по каждому виду продукции . Уровень рентабельности отдельных

видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и

себестоимости единицы продукции .

Производство данного предприятия направлено в основном на выпуск

различных видов трансформаторов . Поэтому для данного анализа возьмем три

основных вида , так как они занимают наибольший удельный вес в выпуске

товарной продукции .

Определив влияние этих факторов , полученные данные внесем в таблицу

1.3.

Таблица 1.3

Рентабельность отдельных видов продукции

ОАО « Электропреобразователь » за 1999 – 2001 гг.

|Вид |Цена единицы |Себестоимость |Рентабельность, % |

|изделия |продукции |единицы продукции | |

| |план |факт |план |факт |план |факт |

|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Прибыль от реализации |1066 |3145 |1080 |1732 |2834 |4289 |

|Внериализационные |+ 18 |- 25 |- |- 218 |- |- 276 |

|финансовые результаты | | | | | | |

|Сумма балансовой прибыли |1084 |3434 |1436 |2201 |2899 |3493 |

|Среднегодовая сумма |50728 |50647 |50647 |50641 |50641 |50642 |

|основного и оборотного | | | | | | |

|капитала | | | | | | |

|Объем реализации продукции |25079 |28580 |35875 |38113 |43150 |44573 |

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты