Понятие и значение государственного кредита

Понятие и значение государственного кредита

Тверской филиал Московского международного университета бизнеса и

информационных технологий

Реферат

Предмет: Финансовое право

Тема: Понятие и значение государственного кредита.

Выполнил студент 502 гр.:

Белов А.Е.

Проверила:

Пастушенкова Л.И.

Тверь 1998

Понятие государственного кредита.

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового

права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е.

взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на

условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке

исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать

как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному

кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих

субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства,

превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть

использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения

внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как

правило, государственные займы в разных формах используются особенно

интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по

ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в

отдельную сроку1. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита

государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга,

т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых

займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно

свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не

предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях

население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в

годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства

ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население

должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких

зарплат в ущерб себе.

В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей,

которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.

Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний

выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в

порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций

проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка -

без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.

Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой

разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины

номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами,

от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения

правительству. Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей

стране, практически при полном отсутствии доверия к правительству,

облигации должны продаваться по цене ниже номинала.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита

могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других

государств.

К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды.

Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а

также органам государственной власти и управления за счет бюджетных

средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях

срочности, платности и возвратности. В государственной экономической

деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь

для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей

промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому

использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская

ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях,

не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для

государства экономических или властных структур.

Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа,

выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты

процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную

ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для

каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или

отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг

вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или

Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а

коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств

независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство

ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих

структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет,

что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила

разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее

образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что

является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.

Правовые основы государственного кредита.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О

государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону

государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства

Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими

лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской

Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в

государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет

и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ

обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства

РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных

Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством

выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых

обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств

РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением

государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации

производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не

установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего

долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств

РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной

форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О

мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где

предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам

осуществляется с 1 июля 1993 года по первому требованию клиентов без

ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам

бывшего Союза ССР использовать : средства республиканского бюджета РФ; 100

процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными

решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими

лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено

пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за

обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая

1992 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед

российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка,

было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и

Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска

государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных

условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары США;

процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 до

15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению

внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство

ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались

меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке,

51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения

внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо

надеяться, будут решены.

Основы классификации государственных займов.

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются

государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и

государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом государственные займы могут быть классифицированы по

следующим признакам:

1. По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить

краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1

года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые

обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными

условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным

правительством, правительствами национально-государственных и

административно-территориальных образований и органам местного

самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

3. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут

подразделяться на :

а) реализуемые только среди населения. Так, специально для

населения был выпущен от 19 февраля 1992 года, который назывался

о государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и

выпуске российского выигрышного займа 1992 года”;

б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может

служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.

Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО,

которые государство намерено продавать не только коммерческим и

государственным структурам, но и населению.

4. По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых

обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно

путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем

зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без

ежегодных выплат.

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в

момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем

облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того,

бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не

выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов

держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего

товара, спрос на который в момент выпуска займа не

удовлетворяется.

5. Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на

добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас

используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных

государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по

этому также не применяются.

6. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами.

Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения,

договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых

обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных

соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта

предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от

имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским

консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения

до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Сейчас используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3

месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных

облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от

09.02.92.

На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем

1992 года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления,

хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг.

Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных

ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством

безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом

Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому

рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к

федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по

размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде

процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается

обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых

обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется

представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”.

Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья

о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый

год.

Список литературы.

Горбунова О.Н. “Финансовое право”, М.; Юристъ,1996



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты