Понятие и значение государственного кредита
Тверской филиал Московского международного университета бизнеса и
информационных технологий
Реферат
Предмет: Финансовое право
Тема: Понятие и значение государственного кредита.
Выполнил студент 502 гр.:
Белов А.Е.
Проверила:
Пастушенкова Л.И.
Тверь 1998
Понятие государственного кредита.
Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового
права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е.
взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на
условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке
исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
В отношении других государств Российская Федерация может выступать
как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному
кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.
Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих
субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства,
превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть
использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения
внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как
правило, государственные займы в разных формах используются особенно
интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по
ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в
отдельную сроку1. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита
государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга,
т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых
займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно
свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не
предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях
население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в
годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства
ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население
должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких
зарплат в ущерб себе.
В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей,
которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.
Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний
выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в
порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций
проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка -
без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.
Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой
разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины
номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами,
от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения
правительству. Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей
стране, практически при полном отсутствии доверия к правительству,
облигации должны продаваться по цене ниже номинала.
Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита
могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других
государств.
К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды.
Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а
также органам государственной власти и управления за счет бюджетных
средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях
срочности, платности и возвратности. В государственной экономической
деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь
для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей
промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому
использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская
ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях,
не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для
государства экономических или властных структур.
Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа,
выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты
процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную
ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для
каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или
отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг
вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или
Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а
коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств
независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство
ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих
структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет,
что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила
разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее
образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что
является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.
Правовые основы государственного кредита.
В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О
государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону
государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства
Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими
лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской
Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в
государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.
Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет
и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ
обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства
РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных
Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством
выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых
обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств
РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением
государственным долгом.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации
производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не
установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего
долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств
РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной
форме.
Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О
мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где
предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам
осуществляется с 1 июля 1993 года по первому требованию клиентов без
ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.
Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам
бывшего Союза ССР использовать : средства республиканского бюджета РФ; 100
процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными
решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими
лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено
пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за
обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая
1992 года (протокол №11).
Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед
российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка,
было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и
Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска
государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных
условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары США;
процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 до
15 лет.
Государство полностью берет на себя ответственность по погашению
внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство
ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались
меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке,
51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения
внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо
надеяться, будут решены.
Основы классификации государственных займов.
Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются
государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и
государственные краткосрочные обязательства (ГКО).
В целом государственные займы могут быть классифицированы по
следующим признакам:
1. По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить
краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1
года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые
обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными
условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным
правительством, правительствами национально-государственных и
административно-территориальных образований и органам местного
самоуправления, если это будет предусмотрено законом.
3. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут
подразделяться на :
а) реализуемые только среди населения. Так, специально для
населения был выпущен от 19 февраля 1992 года, который назывался
о государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и
выпуске российского выигрышного займа 1992 года”;
б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может
служить внутренний государственный валютный облигационный заем;
в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО,
которые государство намерено продавать не только коммерческим и
государственным структурам, но и населению.
4. По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых
обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно
путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем
зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без
ежегодных выплат.
б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в
момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем
облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того,
бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не
выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов
держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего
товара, спрос на который в момент выпуска займа не
удовлетворяется.
5. Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на
добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас
используются только добровольные займы.
Принудительные займы применяются только в тоталитарных
государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по
этому также не применяются.
6. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами.
Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.
Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения,
договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых
обязательств.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных
соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта
предоставления и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от
имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским
консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения
до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Сейчас используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3
месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных
облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от
09.02.92.
На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем
1992 года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.
На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления,
хранения и рассылки облигаций государственных займов.
На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг.
Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных
ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством
безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом
Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому
рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к
федеральному министерству.
Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по
размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде
процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается
обслуживанием государственного внутреннего долга России.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых
обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.
Контроль за состоянием государственного долга осуществляется
представительными и исполнительными органами государственной власти.
В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”.
Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья
о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый
год.
Список литературы.
Горбунова О.Н. “Финансовое право”, М.; Юристъ,1996