Принятие финансового решения

Принятие финансового решения

1. Понятие и классификация решений

Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная

часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений

возникает на всех этапах процесса управления , связана со всеми

участками и аспектами управленческой деятельности и является её

квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

Что же такое решение? Попытаемся дать сначала самую общую

характеристику. Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают

ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью

выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого

выбора и будет являться решением. Таким образом решение – это выбор

альтернативы.

Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что – то выбирать, на

собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия

решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося

гардероба, выбор блюд из предложенного меню.

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует

принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как

отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется

сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности.

Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе

управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в

частной жизни.

Что же отличает управленческие, а в частности финансовые решения?

. Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение

исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем

конкретной организации.

. Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни

и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно

высокого ранга , выбирает направление действий не только для себя , но и

для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно

повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна,

решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально –

экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть

нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень

безработицы.

. Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как

правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое

разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих

проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже

принятых решений.

. Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает

решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией

принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный

процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый

сотрудник организации, а только обладающий определёнными

профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями

самостоятельно принимать определённые, в частности финансовые решения.

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в

организациях, можно дать следующее определение финансового решения.

Финансовое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый

руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и

направленный на увеличение прибыли (снижение убытков) организации.

В процессе управления организациями принимается огромное количество

финансовых решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее,

существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым

образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице:

Т а б л и ц а 1. Классификация финансовых решений

|Классификационный |Группы |

|признак |финансовых решений |

|Степень повторяемости | |

|проблемы |Традиционные Нетипичные |

|Значимость цели |Стратегические Тактические |

|Сфера воздействия |Глобальные Локальные |

|Длительность реализации |Долгосрочные Краткосрочные |

|Прогнозируемые последствия | |

|решения |Корректируемые Некорректируемые |

|Метод разработки решения |Формализованные Неформализованные |

|Количество критериев выбора |Однокритериальные Многокритериальные |

|Форма принятия |Единоличные Коллегиальные |

|Способ фиксации решения |Документированные Недокументированные |

|Характер использованной |Детерминированные Вероятностные |

|Информации | |

Рассмотрим её более подробно.

. Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы,

требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на

традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда

необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные,

нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией

новых альтернатив.

. Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную,

самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели

более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть

стратегическими или тактическими.

. Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо

одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение

можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью

повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет

глобальным.

. Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких

часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его

реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В

то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных,

перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть

удалены на несколько лет.

. Прогнозируемые последствия решения. Часть финансовых решений в процессе

их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения

каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является

корректируемым. Другая, довольно значительная, часть решений, имеет

необратимые последствия.

Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные,

повторяющиеся , могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по

заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное

решение – это результат выполнения заранее определённой

последовательности действий. Например, при составлении графика

ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из

норматива, требующего определённого соотношения между количеством

оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц

оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного

ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников.

Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об

инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он

выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие

из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный

капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной

доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.

Формализация принятия решений повышает эффективность управления в

результате снижения вероятности ошибки и экономии времени : не нужно

заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая

ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для

определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая

соответствующие правила, инструкции и нормативы.

В то же время в процессе управления организациями часто встречаются

новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не

поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют

интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное

положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их

разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной

процедуры. Конкретные методы , используемые в процессе принятия решений,

рассмотрены ниже.

. Количество критериев выбора.

Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному

критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое

решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная

альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям,

решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента

подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны

одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность,

уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

. Форма принятия решений.

Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного

решения, может быть один человек и его решение будет соответственно

единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще

встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует

всестороннего, комплексного анализа , т.е. участия группы менеджеров и

специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются

коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации

управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм

принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые

решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например,

определённые решения в акционерном обществе ( о выплате дивидендов,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты