Принятие финансового решения
1. Понятие и классификация решений
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная
часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений
возникает на всех этапах процесса управления , связана со всеми
участками и аспектами управленческой деятельности и является её
квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Что же такое решение? Попытаемся дать сначала самую общую
характеристику. Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают
ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью
выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого
выбора и будет являться решением. Таким образом решение – это выбор
альтернативы.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что – то выбирать, на
собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия
решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося
гардероба, выбор блюд из предложенного меню.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует
принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как
отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется
сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности.
Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе
управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в
частной жизни.
Что же отличает управленческие, а в частности финансовые решения?
. Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение
исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем
конкретной организации.
. Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни
и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно
высокого ранга , выбирает направление действий не только для себя , но и
для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно
повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна,
решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально –
экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть
нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень
безработицы.
. Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как
правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое
разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих
проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже
принятых решений.
. Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает
решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией
принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный
процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый
сотрудник организации, а только обладающий определёнными
профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями
самостоятельно принимать определённые, в частности финансовые решения.
Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в
организациях, можно дать следующее определение финансового решения.
Финансовое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый
руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и
направленный на увеличение прибыли (снижение убытков) организации.
В процессе управления организациями принимается огромное количество
финансовых решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее,
существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым
образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице:
Т а б л и ц а 1. Классификация финансовых решений
|Классификационный |Группы |
|признак |финансовых решений |
|Степень повторяемости | |
|проблемы |Традиционные Нетипичные |
|Значимость цели |Стратегические Тактические |
|Сфера воздействия |Глобальные Локальные |
|Длительность реализации |Долгосрочные Краткосрочные |
|Прогнозируемые последствия | |
|решения |Корректируемые Некорректируемые |
|Метод разработки решения |Формализованные Неформализованные |
|Количество критериев выбора |Однокритериальные Многокритериальные |
|Форма принятия |Единоличные Коллегиальные |
|Способ фиксации решения |Документированные Недокументированные |
|Характер использованной |Детерминированные Вероятностные |
|Информации | |
Рассмотрим её более подробно.
. Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы,
требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на
традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда
необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные,
нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией
новых альтернатив.
. Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную,
самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели
более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть
стратегическими или тактическими.
. Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо
одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение
можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью
повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет
глобальным.
. Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких
часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его
реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В
то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных,
перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть
удалены на несколько лет.
. Прогнозируемые последствия решения. Часть финансовых решений в процессе
их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения
каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является
корректируемым. Другая, довольно значительная, часть решений, имеет
необратимые последствия.
Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные,
повторяющиеся , могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по
заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное
решение – это результат выполнения заранее определённой
последовательности действий. Например, при составлении графика
ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из
норматива, требующего определённого соотношения между количеством
оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц
оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного
ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников.
Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об
инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он
выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие
из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный
капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной
доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.
Формализация принятия решений повышает эффективность управления в
результате снижения вероятности ошибки и экономии времени : не нужно
заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая
ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для
определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая
соответствующие правила, инструкции и нормативы.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются
новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не
поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют
интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное
положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их
разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной
процедуры. Конкретные методы , используемые в процессе принятия решений,
рассмотрены ниже.
. Количество критериев выбора.
Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному
критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое
решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная
альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям,
решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента
подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны
одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность,
уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.
. Форма принятия решений.
Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного
решения, может быть один человек и его решение будет соответственно
единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще
встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует
всестороннего, комплексного анализа , т.е. участия группы менеджеров и
специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются
коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации
управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм
принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые
решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например,
определённые решения в акционерном обществе ( о выплате дивидендов,
Страницы: 1, 2