Проблемы формирования финансовых ресурсов и резервов в экономике Украины в условиях рыночных отношений

распоряжении):

1) зарплата (выступает в форме устойчивых пассивов);

2) отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении

предприятия).

3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются

предприятием на финансовом рынке — рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных

капиталов и т.п.):

1) заемные средства;

2) путем продажи акций и облигаций.

4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения

средств:

1) от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета;

2) страховые возмещения (страхование – способ перераспределения

средств).

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:

1. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты

Центробанка.

2. Налоги.

3. Отчисления во внебюджетные фонды.

4. Платежи населения в местный бюджет.

5. Прочие.

Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне:

1. Прибыль.

2. Амортизация.

3. Кредитные инвестиции.

4. Страховые возмещения.

5. Выручка от реализации выбывшего имущества.

6. Устойчивые пассивы.

7. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

8. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов.

9. Доходы от продажи собственных ценных бумаг.

10. Финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур.

11. Бюджетные субсидии.

12. Прочие.

Финансовые ресурсы делятся на:

1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов

и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например,

бюджет).

2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и

используются на расширение производства или оказание услуг и удовлетворение

социально - культурных потребностей работников предприятия).

Децентрализованные ресурсы классифицируются на:

1) собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в

обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и

услуг, все виды кредиторской задолженности);

2) заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства

различных финансовых структур;

3) ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения,

субсидии государства, субвенции).

Они направляются на следующие цели:

1) капиталовложения;

2) увеличение оборотных средств;

3) финансирование НТП;

4) проведение природоохранных мероприятий;

5) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера

дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры);

6) прочие аналогичные цели.

Различают источники и виды финансовых ресурсов. Существует 5 случаев

высвобождения финансовых ресурсов из себестоимости:

1-й случай: при ускорении оборачиваемости;

2-й случай: при сокращении производства;

3-й случай: при сокращении запасов;

4-й случай: при сокращении материалоемкости;

5-й случай: замена собственных средств заемными.

Существует четыре источника финансовых ресурсов из заработной платы (V):

1) налоги в бюджет и внебюджетные фонды;

2) уплата страховых взносов;

3) покупка ценных бумаг;

4) хранение средств на счетах в банках.

Прибыль же выступает источником финансовых ресурсов в полном объеме.

Структура финансовых ресурсов:

27 % - амортизационные отчисления (из-за переоценки);

24% - прибыль;

18% - косвенные налоги;

15% - во внебюджетные фонды.

Пути увеличения финансовых ресурсов:

1. Внешние займы - привлечение финансовых ресурсов других государств.

2. Своеобразный источник финансовых ресурсов - денежная эмиссия. Обращаясь

к печатному станку, государство облагает нас незримым косвенным налогом.

Еще один путь - национальное имущество, которое лишь частично входит в

состав финансовых ресурсов через выручку от реализации государственного

имущества и приватизации, от продажи ненужного имущества юридических лиц,

остатков неиспользованных финансовых фондов, созданных в прошлые годы

(бюджетные, внебюджетные, резервные, экономического стимулирования),

выручка от реализации бесхозного, конфискованного имущества, возврат

кредитов некоторыми странами-должниками.

Объем финансовых ресурсов в первую очередь зависит от объема ВВП,

создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба

цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и

прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный,

тем больше величина финансовых ресурсов. Увеличение финансовых ресурсов

также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в

результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.

Факторы, влияющие на величину отдельных видов финансовых ресурсов:

1) На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм, балансовая

стоимость основных фондов, соотношение между отдельными элементами

основных фондов.

2) Отчисления во внебюджетные фонды, т.к. они установлены в % от ФОТ, то

зависят от величины ФОТ, ставок страховых взносов, уровня собираемости.

3) Прибыль зависит от уровня рентабельности (издержек), объема производства

и реализации, структурных сдвигов и цены - как основного фактора.

4) Косвенные налоги зависят от объема облагаемого оборота, уровня ставок

косвенных налогов, собираемости (налоговой дисциплины) и уровня налоговых

льгот.

Нехватка финансовых ресурсов, с одной стороны в результате прямого

сокращения их реального объема из-за спада производства, а с другой стороны

- резкое увеличение потребности в финансовых ресурсах всех сфер финансовых

отношений, вызванных необходимостью инвестирования структурной перестройки

экономики (демилитаризация, демонополизация); дезинтеграция производства и

социальная защита малоимущих, кроме того увеличение затрат в результате

обнищания большой группы населения.

Дополнительные источники финансовых ресурсов, из-за чего недополучаем -

несовершенство законов; - ошибки принятия управленческих решений (уход за

рубеж огромных капиталов, в больших масштабах оказывается экономическая

помощь другим странам.

Потеря финансовых ресурсов происходит в результате продажи крупных

предприятий за мизерные цены во времена ваучеризации (Англия в свое время

от этого получила $100 млрд.).

Огромный источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых.

Кроме того, огромный финансовый потенциал заключается в

высококвалифицированной рабочей силе, однако государство не создает

благоприятных условий для ее экспорта, в то время как во многих других

странах грамотно поставленный экспорт рабочей силы значительно пополняет

государственную казну.

Основные направления использования финансовых ресурсов:

1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение

воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий).

Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на

ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение

недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата

премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций

убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата

страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование

НИОКР.

2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты

нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных

учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному

страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание

материальной помощи, различные социальные льготы.

3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны,

правоохранительных органов, органов госвласти.

Финансовое планирование - один из элементов управления финансами,

объектом которого является распределительный процесс.

Оно охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов,

образования и использование на их основе различных денежных фондов и

осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.

В процессе финансового планирования определяются:

источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;

объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;

рассчитываются направления и структура использования средств денежных

фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования

финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.

В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные,

трудовые, финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения

непроизводительных расходов.

Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для

финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как

на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые

резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по

страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы

страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не

хватает на выплаты.

Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизведственной

деятельности переходного к рынку общества определяют материальную основу

практического реформирования переходной экономики, успешного преодоления

кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в

особенности его малообеспеченных слоев, слоев. Иначе говоря, среди самых

важных факторов экономического возрастания, целенаправленного и

последовательного реформирования народного хозяйства суверенной Украины на

здоровых рыночных основах роль финансовой системы государства тяжело

преувеличить, переоценить.

Учитывая этого всяческого внимания и серьезной поддержки заслуживает

исследование научных основ достижения эффективного механизма

функционирования общественной финансовой системы, ее отделов и

подразделений, неотъемлемой части финансовых ресурсов государства.

К.В. Павлюк справедливо делает замечание: сложность проблемы состоит в

том, что в известной экономической литературе, что показывает поведение

финансов при условиях социализма, понятие финансов толкуется исходя с

классовых позиций, то есть финансам приписываются черты, присущие лишь

категориям социалистической экономики. В самом деле, в условиях социализма

роль финансов в экономике отличается от роли финансов в рыночных условиях.

Но это отличие состоит, на взгляд автора, в упрощенном использовании

финансов как орудия перераспределения финансовых ресурсов в соответствия с

политикой, что ее проводила правящая партия в своих интересах.

Формирование финансовых ресурсов, их использование тесно взаимосвязано

со стоимостной структурой валового внутреннего продукта страны. В настоящее

время украинский ВВП оставляет желать лучшего. Большего размаха набрала

теневая экономика, которая, по оценкам зарубежных исследователей,

составляет 45% ВВП (когда 30-35% считается максимально возможным).

Весьма интересен и такой вопрос как современная система

налогообложения, что существует в Украинском государстве. Налоговая система

нашего государства требует не "мелкого ремонта", а взвешенного

реформирования, с тем чтобы она была адекватней требованиям здоровой

рыночной системы с ее четко выраженной социальной ориентацией, социальной

защитой населения, возможностями стимулирования цивилизованного

предпринимательства, среднего и в особенности малого частного бизнеса,

прежде всего в сфере материального производства, где он еще достаточно

слабо развит в сравнении с передовыми в индустриальном развитии

государствами зарубежья - США, Швецией, Германией, Голландией, Финляндией и

пр.

Очень слабо развита законодательная база. Эта проблема еще не имеет

полного и окончательного решения, она дискутируется среди законодательных и

исполнительских структур, ученых-финансистов, юристов, специалистов по

административному, финансовому, хозяйственному, конституционному праву.

Конечно, функционирование Конституции нашего государства, иных

законодательных актов общества, в частности закона "О бюджетной системе в

Украине", есть существенным шагом к утверждению настоящего, реального

самоуправления в общегосударственной управленческой структуре, регулятивной

системе воспроизводственной жизнедеятельности общества. Тем не менее

существет еще целый ряд сложных вопросов относительно практического, а не

декларативного обеспечения.

Существует и такая актуальная проблема, как обеспечение финансовой

независимости местного самоуправления. Большой государственный долг.

Украина переживает сегодня большие трудности не только в области

государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное

осуществление экономической реформы во многом связано с достижением

финансовой стабилизации.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов,

определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная

самостоятельность не перерастет в независимость от объективных

экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от

экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно

сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к

выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям

общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории.

Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном

хозяйстве.

В последние годы проблемам формирования и использования финансовых

ресурсов и резервов в экономике Украины в условиях рыночных отношений

посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по

теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить

актуальность проблем формирования и использования финансовых ресурсов и

резервов в экономике Украины. Разрешение перечисленных выше и других

проблем будет способствовать повышению уровня жизни граждан и улучшению

экономической стабильности государства.

Литература:

1. Дробозина Л.А. “Финансы”, - Москва: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

2. Задоя А.О., Ткаченко І.П. “Структура та функції сучасного фінансового

ринку”// Фінанси України №5,1999.

3. Павлюк К.В. “ Фінансові ресурси держави. Монографія.”, - Київ: Ніос,

1998.

4. Паламарчук В.О. “Фінансові підвалини держави”// Фінанси України №2,1999.

5. Родионова В.М. “Финансы”, - Москва: Финансы и статистика, 1995.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты