распоряжении):
1) зарплата (выступает в форме устойчивых пассивов);
2) отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении
предприятия).
3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются
предприятием на финансовом рынке — рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных
капиталов и т.п.):
1) заемные средства;
2) путем продажи акций и облигаций.
4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения
средств:
1) от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета;
2) страховые возмещения (страхование – способ перераспределения
средств).
Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:
1. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты
Центробанка.
2. Налоги.
3. Отчисления во внебюджетные фонды.
4. Платежи населения в местный бюджет.
5. Прочие.
Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне:
1. Прибыль.
2. Амортизация.
3. Кредитные инвестиции.
4. Страховые возмещения.
5. Выручка от реализации выбывшего имущества.
6. Устойчивые пассивы.
7. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.
8. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов.
9. Доходы от продажи собственных ценных бумаг.
10. Финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур.
11. Бюджетные субсидии.
12. Прочие.
Финансовые ресурсы делятся на:
1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов
и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например,
бюджет).
2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и
используются на расширение производства или оказание услуг и удовлетворение
социально - культурных потребностей работников предприятия).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
1) собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в
обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и
услуг, все виды кредиторской задолженности);
2) заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства
различных финансовых структур;
3) ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения,
субсидии государства, субвенции).
Они направляются на следующие цели:
1) капиталовложения;
2) увеличение оборотных средств;
3) финансирование НТП;
4) проведение природоохранных мероприятий;
5) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера
дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры);
6) прочие аналогичные цели.
Различают источники и виды финансовых ресурсов. Существует 5 случаев
высвобождения финансовых ресурсов из себестоимости:
1-й случай: при ускорении оборачиваемости;
2-й случай: при сокращении производства;
3-й случай: при сокращении запасов;
4-й случай: при сокращении материалоемкости;
5-й случай: замена собственных средств заемными.
Существует четыре источника финансовых ресурсов из заработной платы (V):
1) налоги в бюджет и внебюджетные фонды;
2) уплата страховых взносов;
3) покупка ценных бумаг;
4) хранение средств на счетах в банках.
Прибыль же выступает источником финансовых ресурсов в полном объеме.
Структура финансовых ресурсов:
27 % - амортизационные отчисления (из-за переоценки);
24% - прибыль;
18% - косвенные налоги;
15% - во внебюджетные фонды.
Пути увеличения финансовых ресурсов:
1. Внешние займы - привлечение финансовых ресурсов других государств.
2. Своеобразный источник финансовых ресурсов - денежная эмиссия. Обращаясь
к печатному станку, государство облагает нас незримым косвенным налогом.
Еще один путь - национальное имущество, которое лишь частично входит в
состав финансовых ресурсов через выручку от реализации государственного
имущества и приватизации, от продажи ненужного имущества юридических лиц,
остатков неиспользованных финансовых фондов, созданных в прошлые годы
(бюджетные, внебюджетные, резервные, экономического стимулирования),
выручка от реализации бесхозного, конфискованного имущества, возврат
кредитов некоторыми странами-должниками.
Объем финансовых ресурсов в первую очередь зависит от объема ВВП,
создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба
цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и
прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный,
тем больше величина финансовых ресурсов. Увеличение финансовых ресурсов
также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в
результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.
Факторы, влияющие на величину отдельных видов финансовых ресурсов:
1) На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм, балансовая
стоимость основных фондов, соотношение между отдельными элементами
основных фондов.
2) Отчисления во внебюджетные фонды, т.к. они установлены в % от ФОТ, то
зависят от величины ФОТ, ставок страховых взносов, уровня собираемости.
3) Прибыль зависит от уровня рентабельности (издержек), объема производства
и реализации, структурных сдвигов и цены - как основного фактора.
4) Косвенные налоги зависят от объема облагаемого оборота, уровня ставок
косвенных налогов, собираемости (налоговой дисциплины) и уровня налоговых
льгот.
Нехватка финансовых ресурсов, с одной стороны в результате прямого
сокращения их реального объема из-за спада производства, а с другой стороны
- резкое увеличение потребности в финансовых ресурсах всех сфер финансовых
отношений, вызванных необходимостью инвестирования структурной перестройки
экономики (демилитаризация, демонополизация); дезинтеграция производства и
социальная защита малоимущих, кроме того увеличение затрат в результате
обнищания большой группы населения.
Дополнительные источники финансовых ресурсов, из-за чего недополучаем -
несовершенство законов; - ошибки принятия управленческих решений (уход за
рубеж огромных капиталов, в больших масштабах оказывается экономическая
помощь другим странам.
Потеря финансовых ресурсов происходит в результате продажи крупных
предприятий за мизерные цены во времена ваучеризации (Англия в свое время
от этого получила $100 млрд.).
Огромный источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых.
Кроме того, огромный финансовый потенциал заключается в
высококвалифицированной рабочей силе, однако государство не создает
благоприятных условий для ее экспорта, в то время как во многих других
странах грамотно поставленный экспорт рабочей силы значительно пополняет
государственную казну.
Основные направления использования финансовых ресурсов:
1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение
воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий).
Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на
ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение
недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата
премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций
убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата
страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование
НИОКР.
2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты
нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных
учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному
страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание
материальной помощи, различные социальные льготы.
3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны,
правоохранительных органов, органов госвласти.
Финансовое планирование - один из элементов управления финансами,
объектом которого является распределительный процесс.
Оно охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов,
образования и использование на их основе различных денежных фондов и
осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.
В процессе финансового планирования определяются:
источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;
объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;
рассчитываются направления и структура использования средств денежных
фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования
финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.
В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные,
трудовые, финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения
непроизводительных расходов.
Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для
финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как
на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые
резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по
страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы
страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не
хватает на выплаты.
Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизведственной
деятельности переходного к рынку общества определяют материальную основу
практического реформирования переходной экономики, успешного преодоления
кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в
особенности его малообеспеченных слоев, слоев. Иначе говоря, среди самых
важных факторов экономического возрастания, целенаправленного и
последовательного реформирования народного хозяйства суверенной Украины на
здоровых рыночных основах роль финансовой системы государства тяжело
преувеличить, переоценить.
Учитывая этого всяческого внимания и серьезной поддержки заслуживает
исследование научных основ достижения эффективного механизма
функционирования общественной финансовой системы, ее отделов и
подразделений, неотъемлемой части финансовых ресурсов государства.
К.В. Павлюк справедливо делает замечание: сложность проблемы состоит в
том, что в известной экономической литературе, что показывает поведение
финансов при условиях социализма, понятие финансов толкуется исходя с
классовых позиций, то есть финансам приписываются черты, присущие лишь
категориям социалистической экономики. В самом деле, в условиях социализма
роль финансов в экономике отличается от роли финансов в рыночных условиях.
Но это отличие состоит, на взгляд автора, в упрощенном использовании
финансов как орудия перераспределения финансовых ресурсов в соответствия с
политикой, что ее проводила правящая партия в своих интересах.
Формирование финансовых ресурсов, их использование тесно взаимосвязано
со стоимостной структурой валового внутреннего продукта страны. В настоящее
время украинский ВВП оставляет желать лучшего. Большего размаха набрала
теневая экономика, которая, по оценкам зарубежных исследователей,
составляет 45% ВВП (когда 30-35% считается максимально возможным).
Весьма интересен и такой вопрос как современная система
налогообложения, что существует в Украинском государстве. Налоговая система
нашего государства требует не "мелкого ремонта", а взвешенного
реформирования, с тем чтобы она была адекватней требованиям здоровой
рыночной системы с ее четко выраженной социальной ориентацией, социальной
защитой населения, возможностями стимулирования цивилизованного
предпринимательства, среднего и в особенности малого частного бизнеса,
прежде всего в сфере материального производства, где он еще достаточно
слабо развит в сравнении с передовыми в индустриальном развитии
государствами зарубежья - США, Швецией, Германией, Голландией, Финляндией и
пр.
Очень слабо развита законодательная база. Эта проблема еще не имеет
полного и окончательного решения, она дискутируется среди законодательных и
исполнительских структур, ученых-финансистов, юристов, специалистов по
административному, финансовому, хозяйственному, конституционному праву.
Конечно, функционирование Конституции нашего государства, иных
законодательных актов общества, в частности закона "О бюджетной системе в
Украине", есть существенным шагом к утверждению настоящего, реального
самоуправления в общегосударственной управленческой структуре, регулятивной
системе воспроизводственной жизнедеятельности общества. Тем не менее
существет еще целый ряд сложных вопросов относительно практического, а не
декларативного обеспечения.
Существует и такая актуальная проблема, как обеспечение финансовой
независимости местного самоуправления. Большой государственный долг.
Украина переживает сегодня большие трудности не только в области
государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное
осуществление экономической реформы во многом связано с достижением
финансовой стабилизации.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов,
определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная
самостоятельность не перерастет в независимость от объективных
экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от
экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно
сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к
выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям
общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории.
Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном
хозяйстве.
В последние годы проблемам формирования и использования финансовых
ресурсов и резервов в экономике Украины в условиях рыночных отношений
посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по
теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить
актуальность проблем формирования и использования финансовых ресурсов и
резервов в экономике Украины. Разрешение перечисленных выше и других
проблем будет способствовать повышению уровня жизни граждан и улучшению
экономической стабильности государства.
Литература:
1. Дробозина Л.А. “Финансы”, - Москва: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
2. Задоя А.О., Ткаченко І.П. “Структура та функції сучасного фінансового
ринку”// Фінанси України №5,1999.
3. Павлюк К.В. “ Фінансові ресурси держави. Монографія.”, - Київ: Ніос,
1998.
4. Паламарчук В.О. “Фінансові підвалини держави”// Фінанси України №2,1999.
5. Родионова В.М. “Финансы”, - Москва: Финансы и статистика, 1995.
Страницы: 1, 2