Расходы бюджетов развитых стран

социального страхования, охватывающие различные виды пенсионного

обеспечения, а также пособия по безработице.

Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого

обычного бюджета и национального фонда займов.

Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и

социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по

государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по

"цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского

двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по

государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения

государственным предприятиям и местным органам власти.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих

операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций

образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным

служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным

предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по

государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов

финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты

государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов,

приобретение акций, погашение государственного долга.

Более сложной по структуре является бюджетная система Франции, которая

заключает в себе центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных

государственных организаций и специальные счета казначейства. Ассигнования

из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на

обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на

экономические и социальные программы.

Присоединенные бюджеты финансируют организации, не имеющие статуса

юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и

обладающие финансовой автономией. К их числу относятся бюджеты: почты,

телеграфа, телефона; национальной типографии; монетного двора; социальных

сельскохозяйственных пособий; ордена Почетного легиона; ордена

Освобождения.

Специальные счета казначейства охватывают различные фонды, такие, как

инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета

казначейства.

В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом

центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57

специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические,

социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата

процентов по государственному долгу.

Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и

займов государственным корпорациям и местным органам власти.

Специальные счета открываются для государственных предприятий,

корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7

тыс. подобных счетов.

Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит

неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и

расходов государства от затрат капитального характера.

Бюджетное устройство унитарных государств

В унитарных государствах бюджетная система представляет собой

совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит

из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов

самоуправления. Например, бюджетная система Японии имеет государственный

бюджет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Франции бюджетная

система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около

38 тыс. коммун.

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого

центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального

дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях

значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он

широко используется для государственного регулирования экономики,

социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса

воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие

доходы. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением

государством своих функций. Это — военные, экономические, социальные

расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление

государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов

между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.

Система местных бюджетов также определяется государственным

устройством и соответствующим административным делением. Местные бюджеты

обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и

исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с

государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место

зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость

обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои

особенности. Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с

административной деятельностью местных властей и управлением местным

хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того,

в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития

производственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения

трудовой занятости.

Бюджетное устройство федеративных государств

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:

государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные

бюджеты. Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты

пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных

подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и

тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная

система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и

бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к

общинным — бюджеты объединений общин и округов); в Канаде — из федерального

бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти

(общин, областей, графств).

По такому же принципу построены бюджетные системы и в других

федеративных государствах. В современных условиях, когда наблюдается

тенденция к централизации власти и управления, роль членов федерации в

формировании общенациональной политики, решении общегосударственных задач

значительно уменьшается. Это находит отражение в бюджете членов федерации,

которые по возлагаемым на них задачам, составу доходов и расходов

приближаются к местным бюджетам.

Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между

отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе

законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные

обязательства возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет

международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и

социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление

государственным долгом, эмиссию денег.

На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы. Среди них: военные,

экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному

долгу, административные. В федеральном бюджете ФРГ значительное место

занимают также расходы, связанные с участием страны в ЕС. В середине 90-х

гг. платежи ФРГ в фонды ЕС составляли более 5% всех расходов.

В круг задач членов федерации входит административное управление,

стимулирование сельскохозяйственной и промышленной деятельности, решение

социальных вопросов, ряд из которых находится в совместной компетенции

федерации.

Расходы бюджетов членов федерации связаны с осуществлением

экономической и социальной деятельности, оказанием финансовой помощи

сельскому хозяйству и отдельным отраслям промышленности, с содержанием

административного аппарата, органов правосудия, полиции.

Функции местных органов власти, состав доходов и расходов их бюджетов

остаются в условиях федерации такими же, как в унитарном государстве.

Приоритетные направления бюджетной политики

Разные государства предпочитают разные структуры бюджета. Так,

естественным является предположение о том, что в воюющих странах расходная

часть бюджета оказывается смещенной в сторону расходов на оборону. В

странах, где сильны социальные настроения в обществе, следует ожидать

большего перераспределения доходов и большей доли государственных расходов

на здравоохранение, образование и другие социальные статьи. Таким образом,

очевидно, что структура бюджетов отражает некоторые специфические социально-

экономические и политические характеристики государства и зависит от

приоритетности тех или иных направлений экономического развития.

В развитых странах, с уже сложившимися принципами формирования

бюджетной политики, не следует ожидать резких колебаний долей расходов во

времени. Следовательно, волатильность расходных статей бюджета может

рассматриваться как величина, характеризующая развитость и стабильность

бюджетной системы.

Принимаемый бюджет, в его расходной части, является результатом

решения задачи максимизации функции полезности государства при заданных

бюджетных ограничениях. В тех государствах, где большое внимание уделяется

обеспечению правопорядка и укреплению мощи государства, соответствующие

статьи расходов окажутся доминирующими. Однако существует некий минимум

расходов, который обеспечивает функционирование государственной системы,

т.е. позволяет осуществлять государственную политику. Данные расходы

связаны с укреплением правоохранительной и судебной системы, и

«минимальный» уровень таких расходов зависит от институционального развития

каждой страны. В то же время бюджетные ограничения, как правило,

оказываются «мягкими» и в процессе принятия бюджета возможно не

перераспределение средств между различными статьями бюджета, а общее

пропорциональное увеличение расходов.

В качестве экономических факторов, определяющих структуру бюджета,

рассматривается суммарное участие государства в экономике, а также уровень

экономического развития стран. Роль государства в экономике определяется

расходами расширенного бюджета, уровень экономического развития

рассматривается как ВВП на душу населения. Среди политических факторов,

влияющих на структуру бюджета наиболее важным представляется уровень

развития демократии в странах, который прежде всего связан с

«прозрачностью» как процедуры принятия бюджета, так и его эффективного

исполнения. Таким образом, под основными характеристиками бюджетной

политики той или иной страны, отражающими социальные, экономические и

политические приоритеты государств, понимают структуру расходов бюджета и

ее стабильность.

Бюджетный процесс является одним из немногих аспектов экономической

политики, который наиболее четко показывает связь между политической

структурой общества и структурой экономики страны. Под структурой экономики

мы понимаем как общий размер государства, так и относительные расходы по

основным бюджетным категориям. Под приоритетами бюджетной политики мы

понимаем смещение расходных статей бюджета в сторону одной статьи или

группы статей, по сравнению с другими странами мира. С формальной точки

зрения, бюджет любой страны можно представить в виде вектора из n

неотрицательных чисел, которые суммируются к единице:

[pic]

где [pic] обозначает долю от общих расходов бюджета, которая идет на

финансирование i-й статьи бюджета, а B — есть множество всех возможных

бюджетов. Чем больше соответствующая доля [pic] для данного государства,

тем более приоритетной является данная статья. Таким образом, структура

расходов бюджета, т.е. вектор [pic] и дисперсия компонент этого вектора

являются важными характеристиками бюджетной политики той или иной страны.

Достаточно разумной моделью формирования расходной части бюджета

является задача максимизации функции полезности государства при бюджетных

ограничениях. Сама же функция полезности зависит от определенной специфики

данной страны.

Приложения

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Литература

1. Государственная политика и структура бюджета: анализ бюджетного

развития экономик переходного периода и развитых стран: Елена

Шарипова, Георгий Чабакаури, 2001

2. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Под общ. ред. М.И. Ткачук,

1995.

3. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы,

ЮНИТИ, 2000.

4. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В.

Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива; Юрайт, 2000.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты