Реструктуризация финансовых институтов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис.Традиционная схема работы пенсионных фондов
Деньги Взносы
жми
Ценные Пенсионные
бумаги обязательства
Рис. Реструктуризированная схема работы пенсионных фондов
Деньги Взносы
жми
Ценные Пенсионные
бумаги обязательства
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. – Место страхового рынка в системе
функционирования финансовых институтов
[pic]
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Схема развития кризиса платежеспособности банка
1. Появление условий, способствующих возникновению кризиса:
* грубые ошибки в планировании платежных потоков, приведшие к серьезной
несбалансированности активно-пассивных операций;
* отсутствие необходимого для управления ликвидностью объема
высоколиквидных активов на балансе банка;
* постоянное привлечение с межбанковского рынка средств в объемах,
близких к суммарному лимиту кредитования;
* допуск халатности в работе, приводящей к сбоям отдельных платежей и
несвоевременному исполнению платежей;
* недостаточная квалификация кадров;
* неадекватное состояние технического обеспечения проводимых банком
операций;
* снижение маржи банка;
* рост доли госбумаг и прочих высоколиквидных активов, находящихся под
залогом;
* рост принятых на себя гарантий по сделкам третьих лиц;
* снижение диверсификации активов и пассивов по видам операций и по срокам;
* негативные изменения в структуре ресурсной базы и направлений вложений
средств, при достаточном уровне накопленной и покупной ликвидности (рост
привлеченных межбанковских кредитов и использование их как часть
постоянного ресурса, рост доли неустойчивых пассивов, снижение
собственного капитала, нарастание убытков, предельно малое значение
высоколиквидных активов и предельно высокое значение выданных кредитов и
вложений в фондовый рынок, высокое значение открытой валютной позиции,
рост дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.);
* мошенничество руководителей или сотрудников банка;
* нарушение нормативной и законодательной базы;
2. Появление признаков неплатежеспособности банка:
* частое возникновение дефицита ликвидной позиции банка;
* появление и рост задержек платежей по количеству и суммам (увеличение
времени прохождения платежей и наличие картотек);
* активизация рекламной деятельности и повышение процентных ставок выше
средних;
* наличие формы 1328 «Перечень платежей, не принятых к проводу по причине
отсутствия средств на корсчете кредитной организации»;
* увеличение платы и введение регламентов, увеличивающих время проведения
платежей;
* предельно низкий уровень ликвидных активов на счетах банка;
* рост технологических сбоев;
* закрытие лимитов на банк;
* отток средств клиентов, приближенных к руководству банка;
3. Кризис платежей:
* хроническое нарастание задержек и неисполнение платежей;
* информация в прессе и на рынке о проблемах банка;
* массовый отток средств со счетов клиентов (в пределах сумм, которые
банк в состоянии проплатить);
продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ 4
* начало массовых претензий и судебных разбирательств;
* свертывание масштабов деятельности, максимальное сокращение издержек;
* продажа основных средств;
* сокращение персонала банка;
* свертывание отдельных операций, значительное снижение балансовых
показателей (валюты баланса, капитала, ликвидных активов, расчетных
счетов), рост доли просроченных и заложенных активов, снижение
качества обеспечения выданных кредитов, нарушение нормативов
деятельности и ряд других;
* возможные изменения в руководстве или его бегство;
* выход отдельных учредителей из состава банка (или получение ими
кредитов на суммы, близкие к доле их участия);
* ввод временной администрации;
4. Банкротство:
* отсутствие средств для проведения платежей;
* массовые судебные разбирательства;
* отзыв лицензии;
* образование ликвидационной комиссии;
* распродажа оставшегося имущества, возврат кредитов, реализация залогов по
невозвратным ссудам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Характеристика существующих проблем российской банковской системы согласно
официальному документу «О мерах по реструктуризации банковской системы
Российской Федерации».
Подробное представление основных проблем
1. Низкий уровень банковского капитала.
2. Значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего
значительная часть
банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной.
3. Высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и
местных бюджетов.
4. Чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений
банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном
«спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию
реального сектора экономики; пренебрежение к вопросам освоения
перспективных банковских технологий.
5. Значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся
одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных
групп.
6. Низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а,
в отдельных случаях, - личная заинтересованность банковских
менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические
интересы клиентов и акционеров.
7. Политизированность мышления и действий высших руководителей
некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся
в их распоряжении ресурсов для решения политических целей,
выходящих за рамки собственно банковского дела.
8. Недостаточная жесткость надзорных требований.
9. Недостатки действующего законодательства, нерегулированность многих
юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского
надзора; отсутствие системы страхования вкладов населения,
организации процедур санирования, реструктуризации и банкротства
банков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица
Шкала группировок банковских организаций
|Классификация групп по порядку |Принадлежность банковских |
| |организаций |
| 1-я группа: |стабильно работающие банки, не |
| |испытывающие значительных |
| |затруднений в управлении текущей|
| |ликвидностью, способные работать |
| |без дополнительной государственной |
| |поддержки и самостоятельно решать |
| |свои текущие проблемы; |
| 2-я группа: |региональные банки, которые |
| |должны стать "опорными" в будущей|
| |региональной банковской системе |
| |России; |
| 3-я группа: |отдельные крупные банки, не имеющие|
| |возможности самостоятельно |
| |продолжать банковские операции, |
| |которые, однако, нецелесообразно |
| |закрывать по причине слишком высоких|
| |социальных и экономических |
| |издержек; |
| 4-я группа: |банки, испытывающие существенный|
| |дефицит ликвидности или |
| |собственных средств (капитала). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Таблица
Программа реструктуризации
|№ |ПРИНЦИПЫ |
|п/п | |
|1 |укрупнение финансовых учреждений, сокращение количества банков|
| |с целью |
| |формирования более жизнеспособных единиц и концентрации |
| |ограниченных ресурсов в немногих кредитных учреждениях; |
| | |
|2 |создание универсальных финансовых институтов, участвующих во |
| |всех направлениях финансовой деятельности, в частности более |
| |активная интеграция |
| |банков и страховых компаний, а также коммерческих и |
| |инвестиционных банков; |
|3 |налаживание корпоративного управления, введение механизмов |
| |жесткого контроля за деятельностью банков; |
|4 |увеличение доли иностранного капитала в финансовом секторе с |
| |целью привлечения нового капитала, свежих идей, навыков и |
| |технологий, а также восстановления доверия инвесторов и |
| |вкладчиков |
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Структура Центрального Банка РФ
[pic]
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рис. Функции Центрального банка
[pic]
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Таблица
ПУТИ РЕСТРУКТУРИЗЦИИ ЦБ РФ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
|Порядок шагов |Подробное описание действий |
|Первый шаг. |Территориальное учреждение Центрального банка РФ исследует |
| |поднадзорную территорию, образно говоря, поле недавнего |
| |"боя", проводит инспекцию войск, определяя живых, раненых и |
| |погибших. Эта процедура хотя и болезненная, но не требующая |
| |специальной подготовки: территориальные учреждения Банка |
| |России давно пользуются рекомендациями ЦБ РФ о критериях |
| |определения финансового состояния банков, его указаниями о |
| |пересчете капитала кредитных организаций и другими |
| |инструментами для определения реального положения дел |
| |каждого банка и распределения их по соответствующим группам.|
| |В результате явно выделятся банки, сохранившие капитал и |
| |платежеспособность, и банки, потерявшие и то, и другое. Во |
| |второй группе, к сожалению, будут и системообразующие банки |
| |регионального значения, которым потребуется пройти процесс |
| |реструктуризации. |
|Второй шаг. |Территориальное учреждение Банка России на основании оценки |
| |роли и значения кредитной организации в экономике региона, |
| |круга обслуживаемой ею клиентуры, возможных последствий |
| |ликвидации банка, учитывая мнения финансовых, налоговых, |
| |исполнительных органов, определяет конкретные банки для |
| |предстоящей реструктуризации. Одновременно, на основании тех|
| |же критериев и других, выработанных в надзорной |
| |деятельности, определяется финансово-устойчивая кредитная |
| |организация — опорный банк — способная осуществлять |
| |расчетно-кредитное и кассовое обслуживание клиентуры |
| |неплатежеспособного банка, в том числе по вкладным |
| |операциям. |
|Третий шаг. |По инициативе территориального учреждения Банка России |
| |руководством области, края, республики принимается решение о|
| |приоритетах в организации расчетно-кредитного обслуживания |
| |предприятий и учреждений региона и сохранении сети |
| |конкретных банков. Это могут быть постановления |
| |администраций или решения комиссий по финансам и кредитам, |
| |банковских советов при администрациях. Главное, чтобы они |
| |смогли помочь скоординировать действия банков, их клиентов, |
| |налоговых органов, местных администраций, а также |
| |подготовить общественное мнение |
|Четвертый шаг. |Наблюдательный совет реформируемого банка принимает решение |
| |о последовательной ликвидации филиалов банка и разрешении |
| |открывать в занимаемых ими зданиях филиалы и (или) |
| |дополнительные офисы опорного банка. Совет опорного банка |
| |принимает решение об открытии филиалов и (или) |
| |дополнительных офисов на площадях, занимаемых реформируемым |
| |банком. |
| | |
|Пятый шаг. |Исполнительные органы обоих банков заключают договор о |
| |намерениях или соглашение о предполагаемых действиях, |
| |основные составляющие которых описаны ниже. |
|Шестой шаг. |Исполнительный орган реформируемого банка образует |
| |ликвидационные комиссии по каждому своему филиалу, которые |
| |уведомляют всех кредиторов и вкладчиков, а также работников |
| |о закрытии филиалов, проводят инвентаризации и составляют |
| |передаточные акты. Готовят активы и пассивы к передаче на |
| |баланс головного банка в соответствии с гражданским |
| |законодательством и инструкцией ЦБ РФ |
|Седьмой шаг |Реформируемый банк увольняет, опорный банк принимает часть |
| |персонала филиала для начала функционирования подразделения |
| |опорного банка, из них назначаются исполнительные |
| |руководители филиала (дополнительного офиса), главный |
| |бухгалтер, заведующий кассой. В нашем примере ориентир был |
| |взят на создание дополнительных офисов в целях экономии |
| |средств на регистрационный сбор за открытие филиала, |
| |устранения проблем, связанных с присвоением банковского |
| |идентификационного кода филиалу и предварительного |
| |согласования руководителей с Национальным банком РБ. |
|Восьмой шаг. |Клиенты открывают второй (дополнительный) расчетный счет во |
| |вновь открытом филиале (дополнительном офисе) опорного |
| |банка, вкладчики оформляют заявления на расторжение договора|
| |банковского вклада с реформируемым банком и на согласие |
| |зачисления остатка денежных средств на новый счет в опорном |
| |банке. |
|Девятый шаг. |Реформируемый и опорный банки уточняют сумму вкладов, а |
| |также некоторых других обязательств первого, на эту сумму |
| |выбирают активы (в большинстве своем ссудную задолженность |
| |1—2 групп, здания, имущество, необходимые для |
| |функционирования подразделений второго банка). |
|Десятый шаг |Активы и пассивы филиалов реформируемого банка передаются на|
| |баланс головного банка. Исполнительные органы банков |
| |подписывают договор уступки долга на сумму вкладов граждан и|
| |договор переуступки прав требова ния к должникам |
| |реформируемого банка на соответствующую сумму. Реформируемый|
| |банк уведомляет своих должников о передаче требований |
| |опорному банку. При недостаче стандартной ссудной |
| |задолженности оставшаяся часть вкладов покрывается другими |
| |ликвидными активами. Реформируемый банк передает опорному |
| |банку определенную договором сумму активов и пассивов. |
|Одиннадцатый |Опорный банк выделяет своим вновь организованным филиалам |
|шаг |активы и пассивы, производит разделение баланса. |
|Двенадцатый |Реформируемый банк сворачивает свою деятельность, начинает |
|шаг. |предликвидационные процедуры под контролем территориального |
| |управления Центробанка. |
|Тринадцатый |Главное территориальное управление Банка России направляет |
|шаг. |ходатайство на отзыв лицензии у реформируемого банка, в |
| |целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков налагает |
| |запрет на проведение банковских операций и некоторых |
| |гражданско-правовых сделок, назначает наблюдателей из |
| |состава сотрудников территориального учреждения. |
продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ 9
-----------------------
спонсоры
пенсионные фонды
эмитенты
спонсоры
Не государств.
Пенсион. фонды
эмитенты
Государствен. пенс.фонд