информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых
контрольных мероприятий.
Виды деятельности Счетной палаты.
В процессе реализации задач, Счетная палата осуществляет следующие
виды деятельности:
контрольно-ревизионную:
. организацию и проведение оперативного контроля за исполнением
федерального бюджета в отчетном году;
. проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным
разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
. подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную
Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов в отчетном году.
экспертно-аналитическую:
. экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных
правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных
программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и
финансов Российской Федерации;
. анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе,
подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу
предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного
законодательства в целом;
. подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов
государственной власти Российской Федерации.
информационную и иные виды деятельности:
. счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей
деятельности средствам массовой информации.
Область действия контрольных полномочий Счетной палаты.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются:
. на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в
Российской Федерации,
. на федеральные внебюджетные фонды,
. на органы местного самоуправления,
. на предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-
кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне
зависимости от видов и форм собственности (если они получают,
перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют
федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют
предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами
государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и
преимущества);
. на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных
негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия
Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением,
перечислением или использованием ими средств федерального бюджета,
использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в
части предоставленных федеральным законодательством или федеральными
органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и
преимуществ.
Счетная палата вправе проводить комплексные ревизии и тематические
проверки. При проведении таких проверок должностные лица Счетной палаты не
должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а
так же предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и
оформления ее результатов. О результатах проведенных ревизий и проверок
Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
По результатам проведенных проверок Счетная палата направляет органам
государственной власти, руководителям проверяемых организаций представления
для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению
причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных
должностных лиц.
В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой и
коммерческой деятельности, наносящих государству ущерб и требующих в связи
с этим пресечения, Счетная палата имеет право давать администрации
проверяемой организации обязательные для исполнения предписания. При
неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная
палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о
приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по
банковским счетам проверяемых организаций. Предписание может быть
обжаловано в судебном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль Счетной палаты РФ в системе
государственного финансового контроля
и взаимодействие с другими организациями.
По существу, Закон направил деятельность Счетной палаты на реализацию
права государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и
финансовые интересы граждан России, на приумножение и эффективное
использование государственных финансовых средств, средств федеральных
внебюджетных фондов, имущества находящегося в федеральной собственности,
закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.
В целях повышения результативности деятельности Счетной палаты
Российской Федерации за последний год значительно активизировалась работа
по организации взаимодействия с органами государственной власти.
Руководство Счетной палаты и правоохранительных органов реализовало ряд мер
по приданию такому взаимодействию постоянного и системного характера.
Счетной палатой были подписаны соглашения о сотрудничестве и
взаимодействии с рядом правоохранительных органов и другими органами
государственной власти.
С учетом заключенного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации
в 1999 году Совместного решения была сформирована ведомственная нормативная
база по организации взаимодействия, в 2000 году принято решение совместной
коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Счетной палаты "О
состоянии взаимодействия органов прокуратуры и Счетной палаты Российской
Федерации" и издан соответствующий совместный приказ.
В 2000 году с целью активизации работы Счетной палаты с
правоохранительными органами было создано Управление по взаимодействию с
органами государственной власти. Им были разработаны методические
рекомендации по взаимодействию между Счетной палатой и правоохранительными
органами при проведении контрольно-ревизионных мероприятий.
Одним из важнейших направлений деятельности Счетной палаты является
обеспечение эффективного взаимодействия с контрольно-счетными органами
субъектов Российской Федерации.
В целях повышения эффективности государственного финансового контроля
и координации деятельности контрольно-счетных органов в декабре 2000 года
была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Ассоциация призвана содействовать разработке и внедрению унифицированной
системы контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации, оказывать контрольно-счетным
органам информационную, методическую и правовую помощь. В настоящее время в
Ассоциацию входят Счетная палата Российской Федерации, 81 контрольно-
счетный орган субъектов Российской Федерации и Союз муниципальных
контрольно-счетных органов. Во всех федеральных округах открыты и работают
отделения Ассоциации.
Большое значение придается работе в рамках соглашений о взаимодействии
между Счетной палатой и полномочными представителями Президента Российской
Федерации и соглашений о сотрудничестве между Счетной палатой и контрольно-
счетными органами субъектов Российской Федерации.
Президиум и отделения Ассоциации проводят конференции, семинары и
“круглые столы”, на которых обсуждаются актуальные проблемы
совершенствования государственного финансового контроля, изучают и
распространяют передовой опыт, при содействии Экспертно-консультативного
совета при Председателе Счетной палаты совместно с Издательским домом
“Финансовый контроль” издают научно-методические и информационные
материалы, на базе ведущих экономических и финансовых ВУЗов страны
организуют повышение квалификации руководителей и сотрудников контрольно-
счетных органов. Ассоциация проводит ежегодный конкурс на звание “Лучший
финансовый контролер России”.
В Ассоциации принят Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных
органов Российской Федерации.
В целях координации работы членов Ассоциации контрольно-счетных
органов Российской Федерации в сфере научного и методического обеспечения
контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иных видов их
деятельности, а также обобщения и распространения передового опыта работы
контрольно-счетных органов Российской Федерации 26 февраля 2003 года
образован Научно-методический совет Ассоциации контрольно-счетных органов
Российской Федерации.
В целях повышения эффективности деятельности Счетной палаты, самой
Счетной палатой был подготовлен ряд законодательных инициатив, направленных
на развитие и совершенствование правовой основы государственного
финансового контроля и усиление роли самой Счетной палаты.
За время, прошедшее после формирования Счетной палаты, в
законодательство Российской Федерации не вносилось существенных изменений и
дополнений, направленных на совершенствование государственного финансового
контроля и, в том числе, направленных на совершенствование деятельности
Счетной палаты. При этом имеющаяся практика осуществления государственного
финансового контроля и накопленный Счетной палатой опыт организации и
осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов
государственных внебюджетных фондов, использованием и управлением
федеральной собственностью, позволяют сделать вывод о насущной
необходимости внесения таких изменений и дополнений.
Использованная литература:
1. Г.А.Тосунян, А.Ю.Викулин «Финансовое право» (конспекты лекций и
схемы);
2. Конституция РФ;
3. ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;
4. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации.
Страницы: 1, 2