использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях
изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития
финансового положения предприятия.
Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся
информации с последующим моделированием возможных вариантов развития
ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны
быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти
изменения. Начало прогнозирования - признание факта стабильности изменений
основных показателей деятельности от одного отчетного периода к другому.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка
трех основных финансовых документов:
прогноза отчета о прибылях и убытках;
прогноза движения денежных средств;
прогноза бухгалтерского баланса.
Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на
прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле
рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.
Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах,
помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также
инфляции на основные финансовые показатели.
Объём будущих продаж можно рассчитать, используя несколько методов.
Эвристический метод - основан на усреднении сведений, полученных при
интервъюировании различных участков рынка: работников торговли,
специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого
метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о
нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения
рыночной конъюктуры. Результатом эвристического метода прогнозирования
является следующая формула:
[pic], где О - оптимистическая оценка, М - средняя оценка,
П -пессимистическая оценка, N - прогноз объёма продаж.
Метод анализа временных рядов используется для учёта временных
колебаний объёма продаж продукции, работ и услуг. Включает в себя метод
экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности.
Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в
результате наблюдений за объёмом продаж в течении выбранного периода
времени, на будущее.
Большое влияние на объёмы продаж оказывает фактор сезонности.
Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объёме продаж,
связанные с временем потребления продукции. Поэтому этот метод широко
используется в отраслях с ярко выраженной цикличностью.
Метод эконометрических моделей. С помощью этих моделей определяется
корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том
числе и макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, темпа инфляции и
т.д.), а также от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня
конкуренции в ней, ёмкости отраслевого рынка).
Результаты, получаемые с помощью этих методов, позволяют учесть факторы
внешней и внутренней среды в их динамике.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина
получаемой прибыли в предстоящем периоде.
При прогнозировании прибыли широко используется метод “издержки-объём-
прибыль”. Он предоставляет следующие возможности:
. определение объёмов производства и продаж продукции в целях
обеспечения их безубыточности;
. установить размер желаемой прибыли;
. увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов
изменения ситуации - ценовых факторов, динамики объёмов продаж.
Метод “издержки-объём-прибыль” называют анализом безубыточности.
Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного
финансового планирования. В отличии от прогноза отчета о прибылях и
убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия,
прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового
равновесия предприятия. Структура прогнозируемого баланса соответствует
структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного
используется отчетный баланс на последнюю дату.
Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков
по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют
повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения
денежных средств предоставляет возможность оценить использование
предприятием денежных средств.
С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько
денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность
предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств,
проверить будущую ликвидность предприятия.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования
предприятия. Её суть заключается в следующем:
. определение источников долгосрочного финансирования;
. формирование структуры и затрат капитала;
. выбор способов наращивания долгосрочного капитала.
Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное
значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии
предприятия, а также его текущей деятельности. К сожалению, в реальных
условиях Украины, существующая финансовая отчетность (форма №1, №2, №3),
форма и содержание которой регулируется государством, не отвечает нормам по
достоверности информации. Поэтому, её использование в чистом виде в целях
финансового или другого планирования невозможно. В мировой практике часто
отделяют учёт для налогообложения и финансовый учёт. Существуют специальные
принципы и законы о независимом аудите. Поэтому, если предприятие
заинтересовано в инвесторах, а значит и в своём развитии, оно показывает
достоверную информацию в своих финансовых отчетах, которые и использует для
целей дальнейшего планирования. В некоторых странах, в форме финансовой
отчетности даже заложен плановый показатель ожидаемой прибыли и бюджета
издержек на следующий период.
Ещё одним видом планирования на предприятии является смета. Смета - это
форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий
предприятия на предстоящий период. При составлении смет используются
различные методы:
. нормативный,
. расчетно-аналитический,
. балансовый,
. оптимизации,
. моделирования.
Сущностью нормативного метода составления сметы является расчет объёмов
затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на
планируемый объём экономического показателя.
Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет
объёмов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на
индекс их изменения в плановом периоде.
Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объёмов
затрат и источников расширения ресурсов.
Сущность метода оптимизации при составлении смет является
многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения
минимума затрат или максимума получаемого эффекта.
Сущность метода моделирования смет является факторный анализ функциональных
связей между различными элементами процесса производства. Например,
моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объёмов реализации
продукции.
Для целей оптимального финансирования проектов можно использовать в
планировании сфер вложения финансовых ресурсов метод двойного бюджета. Это
эффективный способ защиты стратегии развития предприятия от всевозможных
неожиданностей в плане финансирования - разделение бюджета фирмы на
текущий и стратегический.
Текущий бюджет включает следующие позиции :
. обеспечение непрерывного поступления прибыли от используемых мощностей
фирмы;
. капиталовложения в развитие имеющихся мощностей;
. капиталовложения для роста прибыли от снижения производственной
себестоимости продукции;
Стратегический бюджет включает следующие позиции:
. капиталовложения в рост конкурентоспособности в существующей
стратегической зоне хозяйствования;
. освоение смежных, в географическом отношении, зон;
. освоение новых стратегических зон хозяйствования и прекращение
капиталовложений в убыточные зоны.
При осуществлении прогнозных расчетов предприятие должно учитывать два
фактора: инфляцию и необходимость периодического поступления дохода на
инвестируемый капитал, причем не ниже определенного минимума. Поэтому
будущие денежные поступления должны оцениваться с позиции текущего момента.
Большие возможности для осуществления эффективного финансового
планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми
средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов и
проведения широкомасштабной плановой работы в области финансов. На
небольших предприятиях, как правило для этого нет средств, хотя потребность
в финансовом планировании больше, чем у крупных.
Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-
экономическая система требует качественного финансового планирования, так
как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет
само предприятие ухудшением своего финансового состояния.
Определить балансовую стоимость групп основных фондов и нематериальных
активом по данным финансовой отчетности предприятия.
Из данных бухгалтерского учета предприятия получены такие сведения о
основных фондах предприятия и его нематериальных активов:
Первоначальная стоимость (счет 01) по группам основных средств:
|Группы |Сальдо на |Дебет |Кредит |Сальдо на |
| |начало | | |конец |
|Здания | 1 500 | | | 1 500 000,00 |
| |000,00 | | | |
|Инструменты, | 250 000,00 | 25 000,00 | | 275 000,00 |
|мебель, | | | | |
|компьютерная | | | | |
|техника | | | | |
|Легковые автомобили| 350 000,00 | 100 000,00 | 70 000,00 | 380 000,00 |
|Грузовые автомобили| 290 000,00 | | | 290 000,00 |
|Другие основные | 60 000,00 | 10 000,00 | | 70 000,00 |
|средства | | | | |
Амортизация основных средств (счет 02):
|Группы |Сальдо на |Дебет |Кредит |Сальдо на |
| |начало | | |конец |
|Здания | 750 000,00 | | 36 802,72 | 786 802,72 |
|Инструменты, | 25 000,00 | | 56 880,95 | 81 880,95 |
|мебель, | | | | |
|компьютерная | | | | |
|техника | | | | |
|Легковые автомобили| - | | 57 758,33 | 57 758,33 |
|Грузовые автомобили| - | | 30 864,72 | 30 864,72 |
|Другие основные | - | | 9 696,87 | 9 696,87 |
|средства | | | | |
Нематериальных активов на балансе предприятия нет.
Балансовая стоимость на конец отчетного периода равна остаточной стоимости
групп основных средств, т.е. первоначальной стоимости минус амортизация.
Балансовая стоимость основных средств:
|Группы |На начало | | |На конец |
|Здания | 750 | | | 713 |
| |000,00 | | |197,28 |
|Инструменты, | 225 | | | 193 |
|мебель, |000,00 | | |119,05 |
|компьютерная | | | | |
|техника | | | | |
|Легковые автомобили| 350 | | | 322 |
| |000,00 | | |241,67 |
|Грузовые автомобили| 290 | | | 259 |
| |000,00 | | |135,28 |
|Другие основные | 60 | | | 60 |
|средства |000,00 | | |303,13 |
Из полученной информации можно сделать следующие выводы:
. Предприятие в предыдущем периоде приобрело легковые автомобили и
грузовики для осуществления хозяйственной деятельности. Амортизация по
этим группам на начало равна нулю.
. В отчетном периоде был уход (реализация) одного из автомобилей.
. Также в отчетном периоде была преобретена компьтерная техника и (или)
другие инструменты для обеспечения хозяйственной деятельности, вместе с
прочими основными средствами.
. Предприятие не имеет собственных или приоретенных разработок, ноу-хау и
прочих нематериальных активов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, «Теория экономического анализа» М: «Финансы
и статистика», 1998 г.
2. Русак Н.А., Русак В.А. «Основы финансового анализа». – Минск, 1995 г.
3. А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин «Финансы предприятий» Учебное пособие, М:
ИНФРА-М, 1998 г.
4. В.Г. Белолипецкий, «Финансы фирмы» Курс лекций, под редакцией И.П.
Мерзлякова, М: Инфра-М, 1998 г.
5. Пособие «Налог на прибыль» Д.: «Баланс-Клуб» 1999 г.
Страницы: 1, 2