| |- Оплата труда | |
| |- Чистые налоги на | |
| |производство | |
|Счет «Вторичного распределения доходов |
|Текущие трансферты, |Валовые первичные |Валовые первичные доходы |
|переданные |доходы |- сальдо текущих |
|Валовый расположенный |Текущие трансферты, |трансфертов = |
|доход |полученные |валовый расположенный |
| | |доход |
|Счет «Использования располагаемого дохода» |
|Расходы на конечное |Валовый расположенный |Валовый расположенный |
|потребление |доход |доход |
|Валовое сбережение | |- расходы на конечное |
| | |потребление = |
| | |валовое сбережение |
|Счет «Капитальных затрат» |
|- Валовое накопление |Валовое сбережение |Валовое сбережение |
|основных и оборотных | |- валовое накопление |
|фондов | |основных и оборотных |
|- Чистые показатели | |фондов - чистые |
|земли, нематериальных | |показатели земли, |
|активов | |нематериальных активов = |
|Чистые кредиты (+) | |Чистые кредиты (+) |
|Чистые долги (-) | |Чистые долги (-) |
|Финансовый счет |
|Приобретение финансовых |Чистые кредиты (+) | |
|активов |Чистые долги (-) | |
| |Принятие финансовых | |
| |оборотов | |
* - для полученных данных о размерах чистых кредитов или чистых долгов
к показателю валовое сбережение добавляется капитальные трансферты (сальдо)
и вычитаются показатели, относящиеся к капиталообразованию.
Ключевым показателем СНС является валовый внутренний продукт (ВВП),
характеризующий стоимость труда и услуг, произведенных в стране во всех
отраслях экономики и предназначенные для конечного потребления, накопления,
экспорта.
Лекция 3
Тема: “Статистика государственных финансов”
Государственные финансы - сфера финансовой системы страны.
Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов
сектора государственного управления.
Информационная база статистики государственных финансов сформирована на
основе:
1) предоставленных министерством финансов РФ отчетов по исполнению
консолидированного, федерального, территориальных бюджетов;
2) данных налоговой статистики;
3) отчетов внебюджетных фондов.
Для составления отчетов об использовании бюджетов разных уровней
(местных, федерального, консолидированного) начиная с 1995 года
используется единая классификация доходов бюджета и единая функциональная
классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной
классификацией, утвержденной министерством финансов РФ.
Консолидированный бюджет не подлежит утверждению и используется для
расчетов и анализов.
Федеральный бюджет - это централизованный бюджет, утвержденный высшими
законодательными органами РФ.
Бюджет территорий - основной финансовый план формирования и
использования денежного фонда региона, утверждается высшими органами власти
национально-государственных и административно-территориальных образований
РФ.
Задача статистики государственных финансов состоит в разработке
показателей характеризующих бюджетный процесс на каждой временной стадии:
* составления
* рассмотрения
* утверждения
* использования
Существует бюджетная классификация, которая включает статьи доходов
(налоговые и неналоговые) и расходы.
Существует классификация МВФ, которая занимается проблемами системы
классификации, выделяют следующие классификации:
1. Доходов и полученных официальных трансфертов;
2. Расходов и кредитования за вычетом погашения;
3. Операций финансирования бюджетного дефицита;
4. Государственного долга.
В бюджетном процессе предполагается хозяйственная операция (наличие
двух сторон-участников операции). Отсюда создание второго потока к
участнику поступления от участника платежа.
Государственный бюджет - основной общегосударственный фонд формирования
и использования, который определяет экономическую, социальную, политическую
сторону общественной жизни.
Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в
бюджет и делятся на:
= текущие - налоговые и неналоговые
= капитальные
К капитальным доходам относятся доходы от продажи основных фондов,
государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления на
строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений,
на покупку оборудования.
Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того, являются
ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездными и для каких целей
осуществляются (текущих или капитальных)
Бюджетный дефицит
Бюджетный профицит
Состояние бюджетной системы РФ в январе-октябре 1997 года
| |Консолидированный бюджет |Федеральный бюджет |
|Показатели |1997 |1996 |1997 |1996 |
| |трлн. |в % к |трлн. |в % к |трлн. |в % к |трлн. |в % к |
| |руб |ВВП |руб |ВВП |руб |ВВП |руб |ВВП |
|Доходы |503,6 |19,4 |411,6 |18,7 |231,0 |8,9 |200,6 |9,1 |
|В том числе: | | | | | | | | |
|налоговые |423,5 |16,3 |347,4 |15,8 |177,4 |6,8 |153,7 |7,0 |
|неналоговые |43,6 |1,7 |42,6 |1,9 |28,2 |1,1 |30,8 |1,4 |
|Расходы |594,2 |22,8 |491,0 |22,3 |308,5 |11,9 |263,9 |12,0 |
|Дефицит |-90,6 |3,5 |-79,4 |3,6 |-77,5 |3,0 |-63,3 |3,0 |
Исполнение федерального бюджета за январь-октябрь 1997 года
| |Утвержденный |Фактически исполненный на 1.11.97 |
| |бюджет | |
|Показатели |на 1997 год, |трлн. руб |в % к |в % к |
| |трлн. руб | |итогу |утвержденному |
| | | | |бюджету |
|Доходы |434,4 |231,0 |100 |53,2 |
|В том числе: | | | | |
|налоговые |374,6 |177,4 |76,8 |47,4 |
|из них: | | | | |
|- налог на прибыль |76,5 |24,3 |10,5 |31,8 |
|- подоходный с физ. лиц|- |1,6 |0,7 |- |
|- НДС |171,9 |84,6 |36,6 |49,2 |
|- акцизы |75,9 |37,3 |16,1 |49,1 |
|неналоговые |25,2 |28,2 |12,2 |111,9 |
|из них: | | | | |
|- от |7,7 |5,7 |2,5 |74,0 |
|внешнеэкономической | | | | |
|деятельности | | | | |
|- от продажи гос. |4,2 |11,6 |5,0 |276,2 |
|имущества | | | | |
|Расходы |529,8 |308,5 |100 |58,2 |
|из них: | | | | |
|- на гос. управление |11,6 |7,6 |2,5 |65,5 |
|- на международную |10,2 |6,5 |2,1 |63,7 |
|деятельность | | | | |
|- на национальную |104,3 |62,4 |20,2 |59,8 |
|оборону | | | | |
|- на правоохранительную|46,7 |34,7 |11,2 |74,3 |
|деятельность и | | | | |
|обеспечение | | | | |
|безопасности | | | | |
|- на промышленность, |49,6 |18,5 |6,0 |37,3 |
|энергетику и | | | | |
|строительство | | | | |
|- на сельское хозяйство|16,1 |9,0 |2,9 |55,9 |
|и рыболовство | | | | |
|- на |54,3 |40,5 |13,1 |74,6 |
|социально-культурные | | | | |
|мероприятия | | | | |
Консолидированный бюджет РФ в 1940-65 гг. (млрд. руб)
|Показатели |1940 |1950 |1955 |1960 |1965 |
|Доходы |2,6 |5,5 |7,5 |26,6 |34,2 |
|Расходы |2,5 |5,4 |7,5 |26,2 |34,1 |
Источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ в 1995 году
(трлн. руб)
|Показатели |на 1.10.95 |на 1.01.96 |
|Общее финансирование |20,5 |43,1 |
|в том числе | | |
|Внутреннее финансирование |12,8 |19,7 |
|из него: | | |
|- кредиты банка России |-0,1 |-1,2 |
|- государственные краткосрочные|16,7 |24,7 |
|обязательства | | |
|- казначейские обязательства |-0,8 |-0,8 |
|Внешнее финансирование |7,7 |23,4 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8