Стратегическое планирование

Стратегическое планирование

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Казанский институт управления, экономики и права

экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по «Основам менеджмента»

ТЕМА: «Стратегическое планирование: сущность, функции.

Перспективные и текущие планы.»

Выполнил: студент гр. 114

Гильманов И.Н.

Проверил:

Содержание:

Введение. 3

Стратегическое планирование 4

Сущность стратегии 4

Планирование и успех организации 5

Цели организации 6

Реализация стратегического плана 8

Оценка стратегического плана 9

Перспективные и текущие планы 9

Заключение 13

Список использованной литературы: 14

Введение.

Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество

осуществляет исключительно трудную, но исторически неизбежную и необратимую

перестройку.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт,

-постижение науки и искусства менеджмента.

Менеджмент – это управление людьми и другими ресурсами, так что будут

выполнены поставленные задачи и достигнуты необходимые цели.

Менеджмент также рассматривается как процесс, потому что работа по

достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное

действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия,

каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха

организации.

Одним из самых важных этих действий является планирование, а именно

стратегическое планирование.

Стратегическое планирование

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть

цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих

целей.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и

решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке

специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации

достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом,

помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить

нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее

говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под

которым укрываются все управленческие функции.

Сущность стратегии

Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство

генерала".

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план,

предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации

и достижение ее целей.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения

перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Хотя, на личных

предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную

роскошь сочетать личные планы со стратегией организации.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и

фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире

бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного

количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность,

что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время,

не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для

организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников

и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не

только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и

быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их

модификацию и переориентацию.

Планирование и успех организации

Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного

уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование.

Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха.

Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за

ошибок в организации, мотивации и контроле.

Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и

часто существенных благоприятных факторов для организации.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько

большим, что стратегическое планирование представляется единственным

способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей.

Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Формальное

планирование способствует снижению риска при принятии решения.

Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей,

помогает создать единство общей цели внутри организации.

Для стратегического планирования характерны следующие положения.

1. Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации

дополняется планированием на низших уровнях.

2. Возраст функции планирования даже в наиболее крупных

корпорациях насчитывается менее десяти лет.

3. Стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего

руководства корпорации, проводимых ежегодно.

4. Годовой стратегический план обьединяется с годовым

финансовым планом.

5. В большинстве организаций считают, что функция планирования

может быть усовершенствована.

Цели организации

Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании

будет выбор целей организации.

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее

существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для

осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и

ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных

уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий,

ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря,

какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2. Внешняя Среда по отношению к фирме, которая определяет

рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует

внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на

два вопроса: "Кто наши клиенты?" и "Какие потребности у наших клиентов мы

можем удовлетворить?". Клиентом в данном контексте будет любой, кто

использует результаты деятельности организации. Клиентами некоммерческой

организации будут те, кто использует ее услуги и обеспечивает ее ресурсами.

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей

миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые

ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех

организации, цели должны обладать рядом характеристик.

1. Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми.

Выражая свои цели в конкретных измеримых формах,

руководство создает четкую базу отсчета для последующих

решений и оценки хода работы.

2. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой

другую характеристику эффективных целей. Цели обычно

устанавливаются на длительные или краткие временные

промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования

приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в

большинстве случаев представляет один из планов

организации, который следует завершить в пределах года.

Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до

пяти лет.

3. Цель должна быть достижимой, - чтобы служить повышению

эффективности организации.

4. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации

должны быть взаимно поддерживающими - т.е. действия и

решения, необходимые для достижения одной цели, не должны

мешать достижению других целей.

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только

в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует,

информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.

Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой

высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели

отражают ценности руководства и реалии фирмы.

Реализация стратегического плана

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно

реализуется.

После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо

реализовать, объединив с другими организационными функциями.

Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и

ориентиров: тактики, политики, процедур и правил.

Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии.

Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений.

Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в

конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в

конкретной ситуации.

Оценка стратегического плана

Разработка и последующая реализация стратегического плана кажется

простым процессом. К сожалению, слишком многие организации применяют метод

"внедрить немедленно" по отношению к планированию и катастрофически

проваливаются. Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное

значение для долгосрочного успеха плана.

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с

целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для

корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться

системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен

охватывать все уровни - сверху вниз. При оценке процесса стратегического

планирования следует ответить на пять вопросов:

1. Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями

организации?

2. Предпологает ли стратегия допустимую степень риска?

3. Обладает ли организация достаточными ресурсами для

реализации стратегии?

4. Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?

5. Является ли эта стратегия лучшим способом применения

ресурсов фирмы?

Перспективные и текущие планы

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают

три вида планирования:

стратегическое;

среднесрочное;

тактическое или текущее (бюджетное).

Перспективное планирование призвано определить общие стратегические

цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы

решения поставленных задач.

Текущее планирование ориентированно на фактическое достижение

намеченных целей, исходя из конкретных условий и состояния рынка, на каждом

данном этапе развития. Текущий план развивают, конкретизируют перспективный

планы с учетом конкретной обстановки.

Принципы:

1. Ранжирование объектов по степени важности.

2. Сбалансированность плана.

3. Согласованность плана с параметрами внешней среды.

4. Преемственность стратегического и тактического планов.

5. Социальная ориентация плана (обеспечение экономической и

эргономической безопасности).

6. Автоматизация системы планирования.

7. Обеспечение обратной связи.

8. Экономическая обоснованность плановых показателей.

9. Применение к планированию научных подходов, методов.

10. Адаптивность к ситуации.

Виды планирования:

1. По степени охвата - общей, частные.

2. По содержанию – стратегические, тактические, оперативные.

3. Предметы планирования – целевые, планированные средств,

программные, планирование действий.

4. По форме исполнения – текстовые и графические.

5. По форме функционирования - глобальные, контурное, детальное.

6. По глубине планирования – сбыт, производства, заготовка,

инвестиции, финансы, персонал.

7. По срокам – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Кроме выше перечисленных видов плана существует следующие:

1. Структурно-организационные –планирование место размещение

предприятия, планирование производства, планирование сфер

деятельность отделов, участков.

2. Финансовые планы – издержки, подготовки производства, план

расходов и доходов, кассовый план, балансовый план.

|Тактические планы |

|Бизнес-план |

|План закупок |

|План производств |

|Финансовый план |

|Планы по маркетингу |

|План НИР |

|Ликвидационный план |

|План диверсификации |

|План развития организации (стратегия) |

|Основные направления |

Таким образом, структура планов предприятия представляет в следующем:

Организация планирования –последовательность определения целей,

содержания, методики и техники. Различают следующие фазы планирования:

1. Определение целей планирования.

2. Анализ проблематики планирования.

3. Поиск альтернатив.

4. Прогнозирование, оценка.

5. Принятие решения.

6. Постановка задач на планирование.

Методика планирования:

1. Общее планирование.

2. Детальное планирование.

3. Одновременное планирование.

4. Последовательное планирование.

Процесс внедрения, связанный с применением долгосрочных и тактических

планов, политики, процедур и правил, является весьма сложным.

Заключение

Планирование в организации не представляет собой отдельного события в

силу двух существенных причин. Во - первых хотя некоторые организации

прекращают существование после достижения цели, ради которой они

первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как

можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели.

Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться

непрерывно - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в

окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не

так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы

необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Принятие решений - это выбор того, как и что планировать,

организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно

это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М.М. «Планирование деятельности фирмы», Москва «Финансы

и статистика», 1997 год.

2. Герчикова И.Н. «Менеджмент», Москва, 1997 год.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», Москва,

1992 год.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты