Стратегия развития корпоративных структур в России

Стратегия развития корпоративных структур в России

Министерство образования Российской Федерации

Кубанский Государственный Университет

Экономический факультет

Стратегия развития корпоративных структур в России

Выполнила:

студентка 5 курса

спец. 0604 ОДО

экономич. фак-та

Дудник А. В.

Проверила

Мирошникова Н. И.

Краснодар 2002 г.

В.Котилко, доктор экономических наук

Д.Орлова, кандидат географических наук

В нашей стране произошли существенные изменения в системе управления,

начал формироваться совершенно новый менеджмент. Традиционный подход к

управлению на народнохозяйственном, региональном и отраслевом (или

ведомственном) уровнях претерпел существенные изменения в ходе распада

СССР, ликвидации Госплана СССР, в условиях ослабления внимания к

промышленной политике, ошибочной практики конверсии военно-промышленных

предприятий и других «незыблемых столпов», которые рухнули в ходе

реформирования экономики России.

Основной упор был сделан на монетаристские методы управления, которые

были неоднозначно восприняты как практиками, так и теоретиками управления.

Государственные (или федеральные) органы управления практически потеряли

контроль за надежным функционированием предприятий. Ситуация осложнилась в

результате перехода многих крупных объектов стратегического назначения,

вследствие ошибок и нарушений, допущенных в ходе приватизации, в руки

частных лиц.

Накопившиеся в ходе «реформирования» экономики России негативные

тенденции, позволяют сделать вывод о том, что сложившаяся в 1992—1999 гг.

модель российской экономики не соответствует объективным требованиям и

потенциальным возможностям развития экономики России.

По большинству конкурентных позиций экономика России уступает не

только промышленно развитым, но и ведущим экспортерам сырьевых товаров.

Платежеспособный спрос на отечественную продукцию обострился не только на

внешнем, но и внутрироссийском рынке. В этих условиях особо остро стоит

проблема поиска новых перспективных направлений российской промышленной

политики. Особенно тех из них, которые нацеливают на повышение

эффективности современного менеджмента в отраслевом и региональном

аспектах.

Непременным условием кардинального оздоровления экономики является

повышение организующей роли государства в обоспечении эффективности

промышленной политики, с одной стороны, путем объ-единения «проблемных»

предприятий в крупные корпорации, в том числе с государственным участием —

особенно в части объектов стратегического значения, а с другой —

государство через федеральные и региональные органы власти должно

содействовать рациональному сочетанию крупных, средних и малых предприятий.

Всемерно поддерживать малый бизнес, содействуя созданию конкурентной среды

и появлению новых рабочих мест.

Особое внимание следует обратить на опыт управления

экспорториентированными отраслями и совершенствовать менеджмент отраслей,

ориентированных на внутренний потребительский рынок.

Недостаточное внимание к региональным аспектам промышленной политики,

необходимость совершенствования корпоративного управления, особенности и

проблемы, связанные с функционированием ФПГ предопределили выбор стратегии

развития корпоративных структур в России.

Современное состояние ФПГ в России

Российские ФПГ можно условно разделить на три типа — общий, отраслевой

и территориальный:

1. ФПГ, формирующиеся по происхождению капитала, условно делятся на три

группы:

o бывшие отраслевые министерства и ведомства, а также крупные

гособъединения, которые после приватизации превратились в

крупные акционерные общества и многие из них создали свои

собственные банки;

o промышленные предприятия, которые в результате

разгосударствления оказались без государственного заказа и

государстенного финансирования в целях сохранения старых

хозяйственных связей пошли по линии создания холдингов с

участием кредитно-финансовых институтов;

o крупные банковские структуры, которые помимо кредитно-финансовых

операций стали инициаторами создания групп бывших

государственных предприятий и новых частных промышленных

предприятий.

2. ФПГ, образовавшиеся по технологическому признаку и характеру

производственных связей. Здесь интеграционные образования ФПГ проходят

по линии горизонтального и вертикального слияния и создания так

называемых конгломератов или диверсифицированных образований.

3. ФПГ, образующиеся по территориальному признаку, можно разделить на три

группы:

o региональные ФПГ, действия которых ограничиваются территорией

области, промышленного района или республики;

o межрегиональные ФПГ, которые носят иногда название

общенациональных, выходят за рамки одного региона. Чаще всего

масштабность действия таких групп определяется широкой

организацией промышленного ядра ФПГ;

o транснациональные ФПГ могут стать инструментом для встраивания

российской экономики в мирохозяйственные связи, в основном они

пока ориентируются на страны СНГ.

В России в начале реформ министерства были преобразованы в акционерные

общества с кон-трольным пакетом акций в руках государства. ФПГ на базе

министерства и крупных объединений возникли, прежде всего, там, где имелись

достаточные экспортные возможности. В первую очередь это коснулось

Министерства топливно-энергетического комплекса, ряда добывающих отраслей,

черной и цветной металлургии, производства минеральных удобрений и цемента.

Здесь были созданы ФПГ в виде холдинговых компаний (РАО ЕЭС и РАО

«Газпром»).

Особенность РАО «Газпром» заключается в том, что в своей структуре оно

не выделяет какой-либо из банков как основное финансовое учреждение.

Министерство черной металлургии было преобразовано в виде корпорации

«Российская металлургия», однако, многие металлургические предприятия

самостоятельно объединялись с крупными банками и создали свои ФПГ или

вступили в различные диверсифицированные финансово-промышленные группы

(Череповецкий металлургический завод АО «Северсталь», Новолипецкий комбинат

АО «НЛМК» и другие). Поэтому в плане управления министерская ФПГ оказалась

неэффективной, поскольку она охватила не все предприятия отрасли.

Такая же ситуация создалась в Министерстве цветной металлургии, где

также ряд предприятий объединились в финансово-промышленные корпоративные

структуры, особенно в оловянной, медной, никелевой промышленности,

производстве первичного алюминия. Так, из 11 горно-обогатительных

комбинатов в оловянной промышленности 4 предприятия создали самостоятельные

ФПГ. Усилилась роль РАО «Норильский никель» в медной и никелевой

промышленности.

Исследования показали, что за редким исключением, слияния в

металлургии и образование ФПГ ма-ло перспективны, зависят от колебания

мировых цен, а также от технологических особенностей отечественного

производства. Поэтому большинство ФПГ, созданных на базе металлургических

заводов, имеют тенденцию к диверсификационному развитию.

Создание отраслевых ФПГ узкоспециализированного профиля (табл.) было

вызвано несколькими причинами:

во-первых, попыткой восстановления старых хозяйственных связей;

во-вторых, надеждой на государственную помощь и льготы, которые

выделялись ранее для успешного финансирования промышленного производства,

что декларировалось Законом РФ «О финансово-промышленных группах».

Не сумев развить свои финансовые институты, не получив государственной

поддержки, не продумав ценовую и сбытовую политику, не использовав

маркетинговую политику для своего предприятия, многие ФПГ оказались в очень

тяжелом положении.

В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся в

усзкоспециализированной ФПГ «Драгоценности Урала», которая, казалось бы,

специализировалась на драгоценных металлах и драгоценных камнях, то есть на

высокоприбыльной продукции. Тем не менее, маркетинговая служба не учла

новые условия реализации ювелирных изделий:

. неразвитый рынок золота;

. господство на рынке Гохрана;

. высокие цены из-за повышенной себестоимости изделий;

. низкие доходы населения и низкий платежеспособный спрос.

Вся сумма этих обстоятельств обусловила неэффективность работы

отраслевых ФПГ.

Создание института коммерческих банков дало возможность для

концентрации капитала в банковской сфере. Среди множества банков возникла

небольшая группа банков, имеющая международный рейтинг и способная

возглавить финансово-промышленные корпоративные структуры.

До 90-х годов в каждом российском регионе функционировали крупные

хозяйственные комплексы, определявшие социально-экономическое развитие

территории. В настоящее время формирование и развитие региональных ФПГ

опирается, прежде всего, на те ресурсообразующие факторы, которые на базе

сложившегося в регионе производства и местных ликвидных материальных

ресурсов, на которые имеется спрос, позволяют обеспечить социально-

экономическое развитие территории.

Развитие региональных и межрегиональных ФПГ из общего числа

зарегистрированных ФПГ на 1 сентября 1999 г. составляют соответственно 60 и

25%, т.е. практически 85% ФПГ охватывают почти все регионы России. Это в

основном группы горно-добывающего комплекса («Драгоценности Урала»,

«Кузбасс», «Эльбрус», «Российский алмазный союз» и другие).

В территориальном отношении ФПГ имеют штаб-квартиры центральных

компаний в городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре,

Н.Новгороде, Магнитогорске, Воронеже, Туле, Магадане, Владивостоке,

Красноярске, Новотроицке Оренбург-ской области, Каменке Пензенской области,

Кирове, Рубцовске Алтайского края, Ижевске, Иркутске, Рязани.

Основная часть территориальных ФПГ России создавалась в регионах для

подъема какой-то отрасли, а впоследствии они становились межотраслевыми или

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты