Стратегия развития корпоративных структур в России
Министерство образования Российской Федерации
Кубанский Государственный Университет
Экономический факультет
Стратегия развития корпоративных структур в России
Выполнила:
студентка 5 курса
спец. 0604 ОДО
экономич. фак-та
Дудник А. В.
Проверила
Мирошникова Н. И.
Краснодар 2002 г.
В.Котилко, доктор экономических наук
Д.Орлова, кандидат географических наук
В нашей стране произошли существенные изменения в системе управления,
начал формироваться совершенно новый менеджмент. Традиционный подход к
управлению на народнохозяйственном, региональном и отраслевом (или
ведомственном) уровнях претерпел существенные изменения в ходе распада
СССР, ликвидации Госплана СССР, в условиях ослабления внимания к
промышленной политике, ошибочной практики конверсии военно-промышленных
предприятий и других «незыблемых столпов», которые рухнули в ходе
реформирования экономики России.
Основной упор был сделан на монетаристские методы управления, которые
были неоднозначно восприняты как практиками, так и теоретиками управления.
Государственные (или федеральные) органы управления практически потеряли
контроль за надежным функционированием предприятий. Ситуация осложнилась в
результате перехода многих крупных объектов стратегического назначения,
вследствие ошибок и нарушений, допущенных в ходе приватизации, в руки
частных лиц.
Накопившиеся в ходе «реформирования» экономики России негативные
тенденции, позволяют сделать вывод о том, что сложившаяся в 1992—1999 гг.
модель российской экономики не соответствует объективным требованиям и
потенциальным возможностям развития экономики России.
По большинству конкурентных позиций экономика России уступает не
только промышленно развитым, но и ведущим экспортерам сырьевых товаров.
Платежеспособный спрос на отечественную продукцию обострился не только на
внешнем, но и внутрироссийском рынке. В этих условиях особо остро стоит
проблема поиска новых перспективных направлений российской промышленной
политики. Особенно тех из них, которые нацеливают на повышение
эффективности современного менеджмента в отраслевом и региональном
аспектах.
Непременным условием кардинального оздоровления экономики является
повышение организующей роли государства в обоспечении эффективности
промышленной политики, с одной стороны, путем объ-единения «проблемных»
предприятий в крупные корпорации, в том числе с государственным участием —
особенно в части объектов стратегического значения, а с другой —
государство через федеральные и региональные органы власти должно
содействовать рациональному сочетанию крупных, средних и малых предприятий.
Всемерно поддерживать малый бизнес, содействуя созданию конкурентной среды
и появлению новых рабочих мест.
Особое внимание следует обратить на опыт управления
экспорториентированными отраслями и совершенствовать менеджмент отраслей,
ориентированных на внутренний потребительский рынок.
Недостаточное внимание к региональным аспектам промышленной политики,
необходимость совершенствования корпоративного управления, особенности и
проблемы, связанные с функционированием ФПГ предопределили выбор стратегии
развития корпоративных структур в России.
Современное состояние ФПГ в России
Российские ФПГ можно условно разделить на три типа — общий, отраслевой
и территориальный:
1. ФПГ, формирующиеся по происхождению капитала, условно делятся на три
группы:
o бывшие отраслевые министерства и ведомства, а также крупные
гособъединения, которые после приватизации превратились в
крупные акционерные общества и многие из них создали свои
собственные банки;
o промышленные предприятия, которые в результате
разгосударствления оказались без государственного заказа и
государстенного финансирования в целях сохранения старых
хозяйственных связей пошли по линии создания холдингов с
участием кредитно-финансовых институтов;
o крупные банковские структуры, которые помимо кредитно-финансовых
операций стали инициаторами создания групп бывших
государственных предприятий и новых частных промышленных
предприятий.
2. ФПГ, образовавшиеся по технологическому признаку и характеру
производственных связей. Здесь интеграционные образования ФПГ проходят
по линии горизонтального и вертикального слияния и создания так
называемых конгломератов или диверсифицированных образований.
3. ФПГ, образующиеся по территориальному признаку, можно разделить на три
группы:
o региональные ФПГ, действия которых ограничиваются территорией
области, промышленного района или республики;
o межрегиональные ФПГ, которые носят иногда название
общенациональных, выходят за рамки одного региона. Чаще всего
масштабность действия таких групп определяется широкой
организацией промышленного ядра ФПГ;
o транснациональные ФПГ могут стать инструментом для встраивания
российской экономики в мирохозяйственные связи, в основном они
пока ориентируются на страны СНГ.
В России в начале реформ министерства были преобразованы в акционерные
общества с кон-трольным пакетом акций в руках государства. ФПГ на базе
министерства и крупных объединений возникли, прежде всего, там, где имелись
достаточные экспортные возможности. В первую очередь это коснулось
Министерства топливно-энергетического комплекса, ряда добывающих отраслей,
черной и цветной металлургии, производства минеральных удобрений и цемента.
Здесь были созданы ФПГ в виде холдинговых компаний (РАО ЕЭС и РАО
«Газпром»).
Особенность РАО «Газпром» заключается в том, что в своей структуре оно
не выделяет какой-либо из банков как основное финансовое учреждение.
Министерство черной металлургии было преобразовано в виде корпорации
«Российская металлургия», однако, многие металлургические предприятия
самостоятельно объединялись с крупными банками и создали свои ФПГ или
вступили в различные диверсифицированные финансово-промышленные группы
(Череповецкий металлургический завод АО «Северсталь», Новолипецкий комбинат
АО «НЛМК» и другие). Поэтому в плане управления министерская ФПГ оказалась
неэффективной, поскольку она охватила не все предприятия отрасли.
Такая же ситуация создалась в Министерстве цветной металлургии, где
также ряд предприятий объединились в финансово-промышленные корпоративные
структуры, особенно в оловянной, медной, никелевой промышленности,
производстве первичного алюминия. Так, из 11 горно-обогатительных
комбинатов в оловянной промышленности 4 предприятия создали самостоятельные
ФПГ. Усилилась роль РАО «Норильский никель» в медной и никелевой
промышленности.
Исследования показали, что за редким исключением, слияния в
металлургии и образование ФПГ ма-ло перспективны, зависят от колебания
мировых цен, а также от технологических особенностей отечественного
производства. Поэтому большинство ФПГ, созданных на базе металлургических
заводов, имеют тенденцию к диверсификационному развитию.
Создание отраслевых ФПГ узкоспециализированного профиля (табл.) было
вызвано несколькими причинами:
во-первых, попыткой восстановления старых хозяйственных связей;
во-вторых, надеждой на государственную помощь и льготы, которые
выделялись ранее для успешного финансирования промышленного производства,
что декларировалось Законом РФ «О финансово-промышленных группах».
Не сумев развить свои финансовые институты, не получив государственной
поддержки, не продумав ценовую и сбытовую политику, не использовав
маркетинговую политику для своего предприятия, многие ФПГ оказались в очень
тяжелом положении.
В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся в
усзкоспециализированной ФПГ «Драгоценности Урала», которая, казалось бы,
специализировалась на драгоценных металлах и драгоценных камнях, то есть на
высокоприбыльной продукции. Тем не менее, маркетинговая служба не учла
новые условия реализации ювелирных изделий:
. неразвитый рынок золота;
. господство на рынке Гохрана;
. высокие цены из-за повышенной себестоимости изделий;
. низкие доходы населения и низкий платежеспособный спрос.
Вся сумма этих обстоятельств обусловила неэффективность работы
отраслевых ФПГ.
Создание института коммерческих банков дало возможность для
концентрации капитала в банковской сфере. Среди множества банков возникла
небольшая группа банков, имеющая международный рейтинг и способная
возглавить финансово-промышленные корпоративные структуры.
До 90-х годов в каждом российском регионе функционировали крупные
хозяйственные комплексы, определявшие социально-экономическое развитие
территории. В настоящее время формирование и развитие региональных ФПГ
опирается, прежде всего, на те ресурсообразующие факторы, которые на базе
сложившегося в регионе производства и местных ликвидных материальных
ресурсов, на которые имеется спрос, позволяют обеспечить социально-
экономическое развитие территории.
Развитие региональных и межрегиональных ФПГ из общего числа
зарегистрированных ФПГ на 1 сентября 1999 г. составляют соответственно 60 и
25%, т.е. практически 85% ФПГ охватывают почти все регионы России. Это в
основном группы горно-добывающего комплекса («Драгоценности Урала»,
«Кузбасс», «Эльбрус», «Российский алмазный союз» и другие).
В территориальном отношении ФПГ имеют штаб-квартиры центральных
компаний в городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре,
Н.Новгороде, Магнитогорске, Воронеже, Туле, Магадане, Владивостоке,
Красноярске, Новотроицке Оренбург-ской области, Каменке Пензенской области,
Кирове, Рубцовске Алтайского края, Ижевске, Иркутске, Рязани.
Основная часть территориальных ФПГ России создавалась в регионах для
подъема какой-то отрасли, а впоследствии они становились межотраслевыми или
Страницы: 1, 2