Сущность финансовой политики государства

после длительной перерыва восстановлен налог с наследства, которым с 1

января 1992 г. облагается имущество, переходящее гражданам в порядке

наследования или дарения.

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди

которых является налог на добавленную стоимость. Он введен с января 1992 г.

и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с

оборота и налог с продаж. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в

системе косвенного обложения используются также различные акцизы,

устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. В систему косвенного

обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные

предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

Налог на операции с ценными бумагами включен в налоговую систему страны

впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и

иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных

бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,

рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,

вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических и

физических лиц, перепродающих указанные товары.

Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,

нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и

физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.

К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право торговли

(промысловый налог). Сбор за парковку автотранспорта вносят водители

автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей местах.

Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные местности без

путевок и курсовок, уплачивают курортный сбор.

Уплата налогов осуществляется в определенной очередности. Сначала

плательщики вносят все поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесенных

платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и

юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны

рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые

взимаются.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с

одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы

от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к

рынку - и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой -

поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных

бумаг.

Расходы государственного бюджета.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие

в связи с распределением фонда денежных средств государства и его

использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В

расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого

распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные

части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,

организаций и учреждений материального производства и непроизводственной

сферы, получающих ассигнования.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно

классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве,

общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,

целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета

подразделяются на две части: одна связана с развитием материального

производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая

используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению

отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,

оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы

бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,

социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой

группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое

деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в

производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на

развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства,

транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и

видам общественной деятельности: на народное образование, культуру,

здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.

В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых

ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых

государством.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование

народного хозяйства. В их состав в соответствии с действующей в нашей

стране бюджетной классификацией включались расходы на отрасли материального

производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания

населения.

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование

социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль данной группы

бюджетных расходов в социально-экономических процессах, количественные

характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от

оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального

обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная

функция государства в течении многих лет была на “втором плане”, заставляя

невольно экономить на затратах в социальной сфере. По оценкам некоторых

экономистов, на образование, медицину и экологию, вместе взятые,

приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 % валового национального

продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30 %.

Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы

довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в затратах на

оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты

по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на

долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объем

расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы

военного нападения; при благоприятной международной обстановке они

сокращаются. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону

призвана сыграть военная реформа. Ее подготовка и проведение позволяет с

меньшим объемом военных расходов качественнее решать стоящие перед армией

проблемы. Образование СНГ внесло изменения в состав расходов каждого члена

Содружества, их структуру и динамику. Например, на долю России, являющейся

правопреемницей бывшего Советского Союза, приходится 61,3 % общих расходов

на содержание Вооруженных Сил Содружества.

Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством

хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -

управленческой - сферы деятельности. На сегодняшний день это единственная

часть расходов бюджета, которая выплачивается без перебоев и задолжностей.

Совершенствование аппарата управления и сокращение расходов на его

содержание имеет большое народнохозяйственное значение, так как приводит к

высвобождению людских ресурсов, которые могут быть использованы в других

отраслях деятельности, позволяет добиваться лучшей организации

управленческого труда, делает руководство общественным производством более

оперативным, конкретным, а потому - более действенным.

Разбалансированность отечественной экономики, тяжелое финансовое положение

страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение бюджетных

расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных

средств.

Бюджетный дефицит, управление им.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к

разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет

государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы

с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть

различным:

а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных

государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не

кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование

экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в

структуре общественного производства;

б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств(войны,

крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится

недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал,

неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства

держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он -

явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и

действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому

оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

За последние несколько лет произошел резкий скачок бюджетного дефицита. Он

привел к быстрому росту государственного долга, как внутреннего, так и

внешнего.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х -

начале 90-х годов явились:

низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой

результативностью внешнеэкономических связей;

нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не

по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные

военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся

странам, крупные хищения, приписки и другие уголовные преступления и т.п.;

неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать

его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию

инфляционных процессов ( нарастание инфляционных процессов существенно

снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной

напряженности), поскольку для покрытия дефицита правительство

систематически использовало денежно-кредитную эмиссию.

Деятельность правительства по исполнению бюджета 1996 года Госдума признала

неудовлетворительной. За 9 месяцев доходы составили почти 173 трлн. рублей

- 71 % от запланированного. Расходы достигли 233 трлн. рублей, что также

ниже плановых показателей. Недоимка и отсроченные платежи за указанный

период увеличились до 71 трлн. рублей. По мнению экспертов, правительство

“упустило” бюджет текущего года. Изменить что-либо радикально не удастся

несмотря на то, что в октябре сбор налогов улучшился. С 1 по 25 октября в

госказну поступило 10,6 трлн. рублей - 84 % от задания. Бюджет-97 может

повторить судьбу нынешнего, поскольку предлагается принять завышенные

доходы. Правительство при доработке начального проекта сделало Госдуме

уступку - увеличило расходы на экспортные производства и конверсию, оставив

неизменным уровень дефицита бюджета.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо

руководствоваться следующим: бюджетный дефицит -зло, но еще большим злом

для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто

математических операций, ибо в этом случае вместо “лечения” экономики ее

болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;

баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует

рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично

развивающейся экономики, это свидетельствует о неполной загрузки имеющихся

мощностей и нереализации всех возможностей; величина бюджетного дефицита, о

чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого

размера, определяемого 2-3 % ВНП; для покрытия бюджетного дефицита могут

использоваться разнообразные формы государственного кредита (как

внутреннего так и внешнего) и др.

Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке

конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение

доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного

дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими

экономическими антикризисными мерами, позволяет стабилизировать финансовое

положение нашей страны, будут способствовать ее возвращению на путь

социально-экономического процветания и развития.

Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.

В нашей стране уже действуют фонд государственного социального страхования,

пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения и т.д.

Внебюджетные фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи

обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и

неустойчивости, кризисных явлений.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования

финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые

на основе оперативной самостоятельности.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на

экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на

государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:

влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования,

кредитования отечественных предприятий; обеспечивать природоохранительные

мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и

штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги

населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования

социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе

зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно

постоянный , так и временный характер. Они могут быть разными на территории

государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды,

обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и

содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств

направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные

бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками

финансового рынка в связи с тем, что во-первых, нередко использование

денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых,

доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования

затрат соответствующего фонда. Внебюджетные фонды по основным направлениям

своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и

таможенных пошлин.

Финансовая политика российского государства на современном этапе.

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики,

сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним

относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее

неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего

государства, находить нужные способы для решения назревших задач;

отсутствие стратегических концептуальных разработок.

Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях,

является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития

хозяйства, всемерного повышения эффективности производства.

Новая финансовая стратегия должна быть разработана с учетом различных форм

собственности, развития рыночных отношений, полноправного функционирования

рынка товаров, рабочей силы, капиталов. Основными методами финансового

воздействия на экономическую и социальную сферы жизни общества должны

стать: налогообложение, маневрирование финансовыми ресурсами,

финансирование, финансовый рынок и др. Мировой опыт подтверждает гибкость и

эффективность такой практики.

Свидетельством кризиса в области финансов выступают огромный дефицит

государственного бюджета; нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ей

инфляция; рост внутреннего и внешнего государственного долга; наличие

большого количества убыточных и малорентабельных предприятий; значительные

суммы непроизводственных расходов и потерь в хозяйстве; рост незавершенного

строительства. Кризисные явления проявляются как в сфере государственных

финансов, так и в сфере финансов предприятий и организаций.

Важной задачей является структурная перестройка экономики: резкое

сокращение производства вооружения и снижения в общем объеме производства

доли отраслей тяжелой промышленности. Производство вооружения отвлекает из

гражданских отраслей большую массу основных фондов, сырья, материалов,

энергии.

Насущной задачей оздоровления экономики и финансов является упорядочение

денежного обращения; восстановление дееспособности рубля.

Большое значение для подъема экономики и расширения на этой основе

финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных

инвестиций. Они могут осуществляться в различных формах.

В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики

перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма

- усилить его воздействие на эффективность общественного производства на

основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности

использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового

механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых

взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие

хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций,

регионов страны за конечные результаты работы.

Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов.

Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую

основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система

бюджетного финансирования, приняты законы об ответственности за нецелевое

использование средств, выделенных из федерального бюджета. Так , согласно

пункту 8 “в” Положения о Министерстве финансов Российской Федерации,

утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19

августа 1994 г. № 984, Министерства финансов РФ имеет право взыскивать в

установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства,

выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому назначению,

с наложением на предприятия, учреждения, организации, допустившие такие

нарушения, штрафа в размере действующей ставки Центрального банка РФ.

Процесс перестройки финансового механизма сопровождается созданием

соответствующей базы. В последние годы Верховный Совет России принял ряд

законов, создающих правовую основу финансовой деятельности. К ним

относятся: Законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о

налогах с предприятий и граждан, об иностранных инвестициях, о

государственной налоговой службе и др.

Список используемой литературы:

Родионова В.М. Финансы М. “Финансы и статистика” 1995

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента Как управлять капиталом? М.

“Финансы и статистика” 1995

Экономика и жизнь № 45 ноябрь 1996 Бюджетный оптимизм “испаряется”

Финансовая газета №23

Документ Министерства финансов РФ от 16.04.96, № 3-А2-02

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты