после длительной перерыва восстановлен налог с наследства, которым с 1
января 1992 г. облагается имущество, переходящее гражданам в порядке
наследования или дарения.
Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди
которых является налог на добавленную стоимость. Он введен с января 1992 г.
и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с
оборота и налог с продаж. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в
системе косвенного обложения используются также различные акцизы,
устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. В систему косвенного
обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные
предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.
Налог на операции с ценными бумагами включен в налоговую систему страны
впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и
иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных
бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических и
физических лиц, перепродающих указанные товары.
Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,
нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и
физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.
К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право торговли
(промысловый налог). Сбор за парковку автотранспорта вносят водители
автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей местах.
Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные местности без
путевок и курсовок, уплачивают курортный сбор.
Уплата налогов осуществляется в определенной очередности. Сначала
плательщики вносят все поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесенных
платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и
юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны
рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые
взимаются.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с
одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы
от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к
рынку - и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой -
поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных
бумаг.
Расходы государственного бюджета.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие
в связи с распределением фонда денежных средств государства и его
использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В
расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого
распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные
части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,
организаций и учреждений материального производства и непроизводственной
сферы, получающих ассигнования.
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно
классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве,
общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,
целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета
подразделяются на две части: одна связана с развитием материального
производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая
используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению
отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,
оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы
бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,
социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой
группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое
деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в
производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на
развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства,
транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и
видам общественной деятельности: на народное образование, культуру,
здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.
В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых
ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых
государством.
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование
народного хозяйства. В их состав в соответствии с действующей в нашей
стране бюджетной классификацией включались расходы на отрасли материального
производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания
населения.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование
социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль данной группы
бюджетных расходов в социально-экономических процессах, количественные
характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от
оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального
обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная
функция государства в течении многих лет была на “втором плане”, заставляя
невольно экономить на затратах в социальной сфере. По оценкам некоторых
экономистов, на образование, медицину и экологию, вместе взятые,
приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 % валового национального
продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30 %.
Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы
довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в затратах на
оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты
по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на
долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объем
расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы
военного нападения; при благоприятной международной обстановке они
сокращаются. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону
призвана сыграть военная реформа. Ее подготовка и проведение позволяет с
меньшим объемом военных расходов качественнее решать стоящие перед армией
проблемы. Образование СНГ внесло изменения в состав расходов каждого члена
Содружества, их структуру и динамику. Например, на долю России, являющейся
правопреемницей бывшего Советского Союза, приходится 61,3 % общих расходов
на содержание Вооруженных Сил Содружества.
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством
хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -
управленческой - сферы деятельности. На сегодняшний день это единственная
часть расходов бюджета, которая выплачивается без перебоев и задолжностей.
Совершенствование аппарата управления и сокращение расходов на его
содержание имеет большое народнохозяйственное значение, так как приводит к
высвобождению людских ресурсов, которые могут быть использованы в других
отраслях деятельности, позволяет добиваться лучшей организации
управленческого труда, делает руководство общественным производством более
оперативным, конкретным, а потому - более действенным.
Разбалансированность отечественной экономики, тяжелое финансовое положение
страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение бюджетных
расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных
средств.
Бюджетный дефицит, управление им.
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к
разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет
государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы
с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть
различным:
а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных
государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не
кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование
экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в
структуре общественного производства;
б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств(войны,
крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится
недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал,
неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства
держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он -
явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и
действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому
оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.
За последние несколько лет произошел резкий скачок бюджетного дефицита. Он
привел к быстрому росту государственного долга, как внутреннего, так и
внешнего.
Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х -
начале 90-х годов явились:
низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой
результативностью внешнеэкономических связей;
нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не
по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные
военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся
странам, крупные хищения, приписки и другие уголовные преступления и т.п.;
неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать
его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию
инфляционных процессов ( нарастание инфляционных процессов существенно
снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной
напряженности), поскольку для покрытия дефицита правительство
систематически использовало денежно-кредитную эмиссию.
Деятельность правительства по исполнению бюджета 1996 года Госдума признала
неудовлетворительной. За 9 месяцев доходы составили почти 173 трлн. рублей
- 71 % от запланированного. Расходы достигли 233 трлн. рублей, что также
ниже плановых показателей. Недоимка и отсроченные платежи за указанный
период увеличились до 71 трлн. рублей. По мнению экспертов, правительство
“упустило” бюджет текущего года. Изменить что-либо радикально не удастся
несмотря на то, что в октябре сбор налогов улучшился. С 1 по 25 октября в
госказну поступило 10,6 трлн. рублей - 84 % от задания. Бюджет-97 может
повторить судьбу нынешнего, поскольку предлагается принять завышенные
доходы. Правительство при доработке начального проекта сделало Госдуме
уступку - увеличило расходы на экспортные производства и конверсию, оставив
неизменным уровень дефицита бюджета.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо
руководствоваться следующим: бюджетный дефицит -зло, но еще большим злом
для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто
математических операций, ибо в этом случае вместо “лечения” экономики ее
болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует
рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично
развивающейся экономики, это свидетельствует о неполной загрузки имеющихся
мощностей и нереализации всех возможностей; величина бюджетного дефицита, о
чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого
размера, определяемого 2-3 % ВНП; для покрытия бюджетного дефицита могут
использоваться разнообразные формы государственного кредита (как
внутреннего так и внешнего) и др.
Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке
конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение
доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного
дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими
экономическими антикризисными мерами, позволяет стабилизировать финансовое
положение нашей страны, будут способствовать ее возвращению на путь
социально-экономического процветания и развития.
Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.
В нашей стране уже действуют фонд государственного социального страхования,
пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения и т.д.
Внебюджетные фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи
обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и
неустойчивости, кризисных явлений.
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования
финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые
на основе оперативной самостоятельности.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на
экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на
государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:
влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования,
кредитования отечественных предприятий; обеспечивать природоохранительные
мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и
штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги
населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования
социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе
зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно
постоянный , так и временный характер. Они могут быть разными на территории
государства, различаясь по административно-территориальным единицам.
Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды,
обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и
содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств
направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные
бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками
финансового рынка в связи с тем, что во-первых, нередко использование
денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых,
доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования
затрат соответствующего фонда. Внебюджетные фонды по основным направлениям
своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и
таможенных пошлин.
Финансовая политика российского государства на современном этапе.
В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики,
сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним
относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее
неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего
государства, находить нужные способы для решения назревших задач;
отсутствие стратегических концептуальных разработок.
Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях,
является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития
хозяйства, всемерного повышения эффективности производства.
Новая финансовая стратегия должна быть разработана с учетом различных форм
собственности, развития рыночных отношений, полноправного функционирования
рынка товаров, рабочей силы, капиталов. Основными методами финансового
воздействия на экономическую и социальную сферы жизни общества должны
стать: налогообложение, маневрирование финансовыми ресурсами,
финансирование, финансовый рынок и др. Мировой опыт подтверждает гибкость и
эффективность такой практики.
Свидетельством кризиса в области финансов выступают огромный дефицит
государственного бюджета; нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ей
инфляция; рост внутреннего и внешнего государственного долга; наличие
большого количества убыточных и малорентабельных предприятий; значительные
суммы непроизводственных расходов и потерь в хозяйстве; рост незавершенного
строительства. Кризисные явления проявляются как в сфере государственных
финансов, так и в сфере финансов предприятий и организаций.
Важной задачей является структурная перестройка экономики: резкое
сокращение производства вооружения и снижения в общем объеме производства
доли отраслей тяжелой промышленности. Производство вооружения отвлекает из
гражданских отраслей большую массу основных фондов, сырья, материалов,
энергии.
Насущной задачей оздоровления экономики и финансов является упорядочение
денежного обращения; восстановление дееспособности рубля.
Большое значение для подъема экономики и расширения на этой основе
финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных
инвестиций. Они могут осуществляться в различных формах.
В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики
перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма
- усилить его воздействие на эффективность общественного производства на
основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности
использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового
механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых
взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие
хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций,
регионов страны за конечные результаты работы.
Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов.
Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую
основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система
бюджетного финансирования, приняты законы об ответственности за нецелевое
использование средств, выделенных из федерального бюджета. Так , согласно
пункту 8 “в” Положения о Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19
августа 1994 г. № 984, Министерства финансов РФ имеет право взыскивать в
установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства,
выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому назначению,
с наложением на предприятия, учреждения, организации, допустившие такие
нарушения, штрафа в размере действующей ставки Центрального банка РФ.
Процесс перестройки финансового механизма сопровождается созданием
соответствующей базы. В последние годы Верховный Совет России принял ряд
законов, создающих правовую основу финансовой деятельности. К ним
относятся: Законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о
налогах с предприятий и граждан, об иностранных инвестициях, о
государственной налоговой службе и др.
Список используемой литературы:
Родионова В.М. Финансы М. “Финансы и статистика” 1995
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента Как управлять капиталом? М.
“Финансы и статистика” 1995
Экономика и жизнь № 45 ноябрь 1996 Бюджетный оптимизм “испаряется”
Финансовая газета №23
Документ Министерства финансов РФ от 16.04.96, № 3-А2-02