направляются на финансирование потребностей экономического и
социального развития. Государственные кредитные ресурсы позволяют
цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя
оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту
проблеем в сфере денежного обращения.
3.2. Методы управления финансами
Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного
воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление
финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой
политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой
системы.
Органы управления финансами
Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на
Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет
Федерации.
В их задачи входит:
1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение
отчета о его исполнении;
2. рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
3. установление предельного размера государственного внутреннего и
внешнего долга.
Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов
Российской Федерации и его органы на местах.
Министерство финансов организует и обеспечивает:
1. разработку и реализацию стратегических направлений финансовой
политики;
2. составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3. разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и
налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию
рынка ценных бумаг;
4. осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
5. осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
6. разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в
стране;
7. финансирует сферы деятельности.
Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью
особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и
санкции.
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления.
В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых
отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры,
которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией
финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы
предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные
финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы
(отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы,
финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех
организационных структур, осуществляющих управление финансами,
называется финансовым аппаратом.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность
субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом -
составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до
сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются
доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и
кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи
в бюджет, плата за банковский кредит и др.).
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене
финансовых отношений специфические методы целенаправленного
воздействия на финансы. Вместе с тем, им присущи и единые приемы
и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько
функциональных элементов: планирование, оперативное управление,
контроль.
Планирование занимает важное место в системе управления
финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования
всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности
увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного
использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются
на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть
достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на
бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер,
разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся
финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при
минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное
содержание оперативного управления сводится к маневрированию
финансовыми ресурсами с целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь
возникающих задач и т. п.
Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе
планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет
сопоставить фактические результаты от использования финансовых
ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить
пути более эффективного хозяйствования. Различают стратегическое, или
общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление
выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование
на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на
реализацию целевых программ.
Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый
характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых
отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений
финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых
прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования
экономических и юридических законов; результаты экономического анализа
не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы;
экономико-математические методы и автоматизированные системы управления
финансами; рациональное сочетание экономических и административных
методов управления.
Управление финансами в условиях становления и развития
рыночной экономики требует усиления научного обоснования
управленческих решений по финансам, реализации ныне слабо
используемых методов, например, метода маневрирования финансовыми
ресурсами как элемента одной из функций управления – регулирования,
методов формирования финансового рынка.*
За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами
границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин
ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ.
Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного
управления.
Управление финансами отраслей народного хозяйства производится
финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и
ведомств.
Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и
службы предприятий.
Заключение.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются
неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в
формировании, распределении и использовании централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций,
задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены
потребностями общественного развития. Государство может, учитывая
объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные
формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей,
изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство
не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного
развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших
экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный
и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе,
регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически,
стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений,
удовлетворять другие общественные потребности.
В курсовой работе мною были рассмотрены функции финансов, а именно:
распределительная и контрольная – эти функции осуществляются финансами
одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций
есть и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством
государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная
функция – обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан
стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Таким образом, в курсовой работе я попыталась раскрыть
следующие вопросы: необходимость и сущность финансов, дать определение
государственным финансам и методам их управления.
Список литературы.
1. Беляев Ю.А. «Финансы местного самоуправления»,Финансы, 1997, №
11.
2. Блуцевская Ю.А. «Финансовые потоки между основными секторами
экономики». // Вопросы экономики. №6, 2003 год
3. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2002 год
4. Гринкевич Л.С. «Основы финансов предприятий», Томск 2000г
5. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. «Финансы». (Учебник), С-Пб: 2000г
6. Ковалев В.В. «Финансы», М., . 2003 год
7. Королев Г.Н. «Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики» 2003 г. // Банкир №2, 2003.
8. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., 2003
год.
9. Романовский М.В. «Финансы. Денежное обращение и кредит».
М.,2001 г
10. Родионова М.В. «Финансы», 1998 год
* Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., 2003 год, 247-
250
* Родионова М.В. «Финансы», 1998 год, стр. 68-70