Алюминий-литиевые сплавы

Алюминий-литиевые сплавы

Работу напечатала студентка V курса

группы керамика Петракова Екатерина.

Киев-2001.

Алюминий-литиевые сплавы являются новым классом широко известных

алюминиевых систем и характеризуются прекрасным сочетанием механических

свойств: малой плотностью, повышенным модулем упругости и достаточно

высокой прочностью. Это позволяет создавать аэрокосмическую технику с

меньшей массой, что даёт возможность экономии горючего, увеличения

грузоподъемности и улучшения других характеристик летательных аппаратов.

Алюминиевые сплавы, легированные литием, относятся к стареющим системам

и отличаются сложностью фазовых и структурных превращений в процессе их

термообработки. Эти изменения оказывают сильное влияние на характеристики

трещиностойкости, вязкости разрушения, коррозионной стойкости и

сопротивления циклическим нагрузкам. Поэтому их понимание представляет

большое научное и практическое значение.

Перечислю кратко основные свойства сплавов Al-Li. Увеличение содержания

лития уменьшает плотность алюминия. Добавки лития в пределах твердого

раствора приводят к непрерывному увеличению удельного сопротивления. Модуль

упругости алюминия возрастает с увеличением содержания лития. При

максимальной растворимости лития в твердом растворе модуль упругости

составляет 8000кГ/мм2. Увеличение содержания лития приводит к повышению

прочностных характеристик алюминия. При содержании лития до 2% прочность

сплавов возрастает без снижения пластичности, при дальнейшем увеличении

содержания лития пластичность резко снижается. Литий при концентрациях до

0,8% сообщает алюминиевым сплавам повышенную стойкость к коррозии, более

высокую, чем у чистого алюминия.

В данной работе я хочу остановиться на рассмотрении промышленных

алюминий-литиевых сплавах. Рассмотрим сначала их общую характеристику.

Повышенный интерес к легированию алюминиевых сплавов литием, самым

легким из металлов с плотностью ~ 0,54 г/см3, обусловлен тем, что каждый

процент лития снижает плотность алюминия на 3%, повышает модуль упругости

на 6% и обеспечивает в сплавах значительный эффект упрочнения после закалки

и искусственного старения.

К настоящему времени создан целый класс сплавов пониженной плотности

различного назначения;

сплавы для изготовления сварных конструкций;

высокопрочные сплавы для замены сплавов системы Al-Zn-Mg-Cu типа В95;

сплавы с высокой трещиностойкостью для замены сплавов типа Д16 системы

Al-Cu-Mg;

жаропрочные сплавы.

На базе системы Al-Mg-Li разработан оригинальный сплав 1420. Он самый

легкий (плотность 2,47г/см3), коррозионностойкий, свариваемый, имеет

сравнительно высокую (по сравнению с предыдущими сплавами) прочность и

повышенный модуль упругости (7500 кГ/мм2). Сплав закаливается как при

охлаждении в воде, так и на воздухе. Механические свойства сплава в

процессе старения при 200С не изменяются, что позволяет легко производить

всевозможные технологические операции по деформации в закаленном состоянии.

Этот сплав относится к среднепрочным и широко применяется в сварных

конструкциях, обеспечивая снижение массы до 20-25% при повышении жесткости

до 6%. Также из этого сплава изготовляют плиты, панели, профили, прутки,

листы (в состоянии Т1 (см. ниже)).

С целью повышения прочностных свойств, особенно предела текучести,

предложены модификации сплава 1420 (1421 и 1423), которые дополнительно

легированы скандием и различаются лишь содержанием магния.

Высокопрочные сплавы 1450 и1451 системы Al-Cu-Li характеризуются высокой

прочностью не только при комнатной, но и при повышенных температурах, а

также обладают хорошей коррозионной стойкостью. При замене сплава В95

сплавами 1450 и 1451 (последний предназначен главным образом для

изготовления листов) масса конструкции может снизиться на 8-10% при

повышении жесткости до 10%. Высокой жаропрочностью при температурах до

2250С обладает сплав ВАД23, дополнительно содержащий марганец и кадмий.

Для замены сплавов типа Д16 на базе системы Al-Mg-Li-Cu разработаны

сплавы 1430 и 1440 с более низкой (на ~ 8%) плотностью, повышенным (на 10%)

модулем упругости и достаточно высокой трещиностойкостью. Сплав 1430

отличается от сплава 1440 повышенной (в 1,5-2 раза) пластичностью и

несколько уступает ему по характеристикам малоцикловой усталости.

Интенсивные работы по созданию алюминий-литиевых сплавов велись также в

США, Великобритании и Франции. В середине 80-х годов появились сплавы 2090

системы Al-Cu-Li, 2091 системы Al-Cu-Li-Mg, 8090 и 8091 системы Al-Li-Cu-Mg

и публикация состава сплава Navalite системы Al-Mg-Li-Cu.

Сплавы 2090 (аналог отечественного сплава 1450) и 8091 предложены для

замены высокопрочных сплавов типа 7075 (отечественные сплавы типа В95), по

сравнению с которыми они имеют пониженную на 8-10% плотность и повышенный

модуль упругости.

Сплавы 8090 (аналог отечественного сплава 1440), 2091 и Navalite (аналог

сплава 1430) рекомендованы для замены сплавов средней прочности с

повышенной трещиностойкостью типа 2024 и 2014 (типа Д16 и АК8), по

сравнению с которыми они имеют пониженную (на ~ 8%) плотность и повышенный

(на ~ 10%) модуль упругости.

Химический состав (основных легирующих и примесных элементов) алюминий-

литиевых сплавов приведен в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1. Химический состав, плотность ?n и модуль упругости Е алюминий-

литиевых сплавов

|Марка |Массовое содержание элементов, % |?, |Е, |

|сплава | |г/с|ГПа|

| | |м3 | |

| |Li |Mg |Cu |Zr |Sc |Fe |Si | | |

| | | | | | | |(не | | |

| | | | | | | |более| | |

| | | | | | | |) | | |

|1420 |1,8-2|4,5-6|- |0,08-|- |0,2 |0,15 |2,4|76 |

| |,3 |,0 | |0,15 | | | |7 | |

|1423 |1,8-2|3,2-4|- |0,06-|0,10-|0,15 |0,10 |2,5|77 |

| |,2 |,2 | |0,10 |0,20 | | |0 | |

|1430 |1,5-1|2,3-3|1,4-1|0,08-|- |0,15 |0,10 |2,5|79 |

| |,9 |,0 |,8 |0,14 | | | |7 | |

|1440 |2,1-2|0,6-1|1,2-1|0,10-|- |0,15 |0,10 |2,5|80 |

| |,6 |,1 |,9 |0,20 | | | |6 | |

|1450 |1,8-2|?0,2 |2,7-3|0,08-|- |0,15 |0,10 |2,6|79,|

| |,3 | |,2 |0,16 | | | | |5 |

|1451 |1,5-1|?0,2 |2,7-3|0,08-|- |0,15 |0,10 |2,6|78,|

| |,8 | |,2 |0,16 | | | |3 |5 |

|ВАД23 |0,9-1|- |4,8-5|0,4-0|0,1-0|0,3 |0,2 |2,7|76 |

| |,4 | |,8 |,8 Mn|,25 | | |2 | |

| | | | | |Cd | | | | |

|8090 |2,2-2|0,6-1|1,0-1|0,04-|- |0,30 |0,2 |2,5|79,|

| |,7 |,3 |,6 |0,16 | | | |4 |5 |

|8091 |2,4-2|0,5-1|1,6-2|0,08-|- |0,50 |0,3 |2,5|80 |

| |,8 |,2 |,2 |0,16 | | | |6 | |

|2090 |1,9-2|0,25 |2,4-3|0,08-|- |0,12 |0,1 |2,5|80 |

| |,6 | |,0 |0,15 | | | |9 | |

|2091 |1,7-2|1,1-1|1,8-2|0,04-|- |0,30 |0,2 |2,5|78 |

| |,3 |,9 |,5 |0,16 | | | |7 | |

|Navalite |1,6-2|1,7-3|0,9-1|0,14 |- |- |- |- |- |

| |,8 |,9 |,4 | | | | | | |

Отечественные сплавы несколько отличаются от соответствующих зарубежных

аналогов по содержанию основных легирующих элементов и дополнительным

комплексным микролегированием. Кстати, за рубежом нет аналога

отечественному сплаву 1420. Это объясняется значительными трудностями при

плавке и литье сплавов системы Al-Mg-Li. Поэтому зарубежные фирмы

сосредоточили свои усилия на разработке и освоении более технологичных, но

менее плотных, чем 1420, сплавов систем Al-Cu-Li и Al-Cu-Li-Mg.

В процессе освоения промышленного производства полуфабрикатов из сплава

1420 у нас были решены сложные технологические проблемы, характерные и для

других алюминий-литиевых сплавов, обусловленные:

присутствием химически активных элементов – лития и магния;

высокой степенью легирования, достигающей 14% (атомное содержание);

сильной локализацией деформации в полосах скольжения и интенсивным

упрочнением с резким уменьшением пластичности при холодной пластической

деформации;

отсутствием режимов смягчающего отжига, обеспечивающего разупрочнение и

повышение пластичности до уровня, необходимого для осуществления

значительной холодной деформации;

пониженной пластичностью и вязкостью разрушения в высотном направлении

массивных полуфабрикатов.

Большое внимание было уделено таким вопросам:

уменьшение газосодержания в сплаве;

повышение чистоты по таким примесям, как Na, K, Fe, Si;

отработка технологии получения полуфабрикатов с регламентированной

микроструктурой, включая листы с ультрамелкозернистой структурой для

сверхпластичной формовки;

отработка технологии сварки плавлением, обеспечивающей высокие ресурсные

характеристики.

Из алюмимний-литиевых сплавов изготавливают практически все виды

полуфабрикатов – прессованные, штамповки, плиты, листы.

Теперь рассмотрим влияние различных факторов на свойства промышленных

сплавов Al-Li.

Работоспособность алюминий-литиевых сплавов определяется главным образом

такими ресурсными характеристиками, как скорость роста трещины усталости,

коэффициент интенсивности напряжений в вершине трещины (Кс, К1с),

малоцикловая усталостная долговечность, сопротивление коррозионному

растрескиванию, расслаивающая и межкристаллитная коррозия.

На уровень указанных свойств большое влияние оказывает ряд факторов. К

наиболее важным факторам относятся:

. характер зеренной структуры: степень рекристаллизации, анизотропии

формы зерна, наличие и плотность выделений на границах зерен и

субзерен, наличие приграничных зон, свободных от выделений;

. холодная деформация растяжения между закалкой и старением

полуфабрикатов;

. режим искусственного старения.

Влияние зеренной структуры на свойства сплавов. Полуфабрикаты с

преимущественно рекристаллизованной структурой обладают более высокими

характеристиками вязкости разрушения и трещиностойкости при несколько

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты