Эвристические функции законов сохранения

Эвристические функции законов сохранения

М И Н И С Т Е Р С Т В О

ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ:

"Эвристические функции

законов сохранения"

Выполнил:

аспирант кафедры физики

Устюжанин Роман Юрьевич

Елец, 1997 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЗАКОНА. 5

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ СИММЕТРИИ И ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ. 9

§ 1.Принцип симметрии и его роль в познании. 9

§ 2.Законы сохранения в микромире. 14

§ 3.Специфические законы сохранения в теории элементарных частиц. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

ЛИТЕРАТУРА 27

Среди физиков вера в законы

[pic]

сохранения была так сильна,

как если бы они представлялись

очевидными.

Е.Вигнер.

ВВЕДЕНИЕ

О чем данная работа? Казалось, бы ответить на этот вопрос нетрудно.

Название ее говорит о том, что речь пойдет о законах сохранении. Но мало

сказать - законы сохранения, ведь этот закон распространяется на весь

диапазон физических явлений, от микрочастиц до макротел.

Законы сохранения занимают среди всех законов природы особое место.

Общность и универсальность законов сохранения определяют их большое

научное, методологическое и философское значение. Они являются основой

важнейших расчетов физике и ее технических приложениях, позволяют в ряде

случаев предсказывать эффекты и явления при исследовании разнообразных

физико-химических систем и процессов. С законами сохранения связано

введение в современную физику идей, имеющих принципиальное значение.

Законы сохранения служат пробным камнем любой общей физической теории.

Непротиворечивость теории этим законам служит убедительный аргументом в ее

пользу и является важнейшим критерием ее истинности. Поэтому в современных

физических теориях далеко не последнюю роль играет идея сохранения

специфических для данной теории величин, причем зачастую поиски таких

величин являются важнейшей целью теории.

В законах сохранения находят свое отображение важнейший диалектико-

материалистический принцип неуничтожимости материи и движения, взаимосвязь

между различными формами движущейся материи и специфика превращения одной

формы движения в другую.

Научное и методологическое значение законов сохранения в достаточно

полной мере выявляется на фоне исторического развития общей идеи

сохранения. Открытие и обобщение законов сохранения происходило вместе с

развитием всей физики, от первых робких догадок античных натурфилософов

через классическую механику и электродинамику до теории относительности,

квантовой механики и физики элементарных частиц.

Но остановимся на чуть-чуть. Более 10 раз было употреблено слово

"закон". Так что же вообще это такое - закон? И что мы понимаем под законом

сохранения?

В данной работе я и попытаюсь ответить на заданные вопросы. А

поскольку закон сохранения охватывает практически все области науки, то

предметом внимания будет служить лишь закон сохранения симметрии и закон

сохранения в физике микромира.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЗАКОНА.

В философском энциклопедическом словаре читаем "Закон - внутренняя

существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное

изменение. На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения

процесса. Понятие закона близко к понятию закономерности, которая

представляет собой совокупность взаимосвязанных по содержанию законов,

обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях

системы. Вместе с тем закон выражает одну из сторон сущности, познание

которой в теории совпадает с переходом от эмпирических фактов к

формулировке законов изучаемых процессов" [5].

Понятие закона сформулировалось в результате длительного развития

науки и философской мысли. Из каких же источников почерпнуто это понятие?

Одним из таких источников является социально-историческая практика

человечества. В древнем обществе, в условиях первобытного родового строя

закон выступает прежде всего как неописанное, но тем не менее обязательное

правило, которому должно подчиняться поведение людей.

При этом формирование понятия закона связано с двумя формами

общественного сознания, характерными для первобытного общества - мифологией

и религией.

Одним из центральных элементов античной мифологии было представление о

господствующей в мире всеобщей необходимости, судьбе. Судьба случаев как

некая абстрактная сила, объективная необходимость. Так зарождается одно из

важнейших понятий античного мировоззрения - понятие необходимости, которое

в последующем явилось предпосылкой идеи закономерности в природе.

В неразрывной связи с мифологией в первобытном обществе возникает

также и религия, с помощью которой люди пытаются осмыслить свое собственное

существование.

Как и мифология, религия представляет собой фантастическое отражение в

человеческом сознании земного, материального мира, в котором господствующие

над человеком в его повседневной жизни внешние силы принимают форму

неземных, сверхъестественных. В религиозном мировоззрении понятие закона

получило искаженное толкование. Закон с религиозной точки зрения - это

предписание божества, т.е. нечто навязанное миру сверхъестественной силой.

Именно на основе религиозного сознания возникло представление, что бог-де

создал все вещи, а затем подчинил их своей воле в форме законов природы,

после чего их поведение стало определяться божественным соизволением.

Религиозное понятие о законе нашло подробное выражение в так называемых

священных книгах - Библии, Коране, Ведах и др.

Первые попытки сформировать представление о закономерном характере

мировых процессов, свободном от религиозных и мифологических подходов, были

предприняты философами древнего мира. Наряду с общественно-политической

практикой, из которой была заимствована идея закона, важный источником

понятия закона природы для мыслителей того времени являлся сам объективный

материальный мир, окружающая человека природа. Представление о

гармоничности Вселенной, о повторяемости, инвариантности протекающих в ней

процессов было почерпнуто ими из непосредственного наблюдения за явлениями

действительности. Это нашло свое выражение в ряде умозрительных философских

систем, созданных древними мыслителями, в особенности в системах античных

философов - Гераклита, Демокрита, Эпикура, Платона, Аристотеля и многих

других. Естественно, однако, что эта попытка была еще весьма несовершенной.

Ведь естествознание в то время только зарождалось и представляло собой ряд

несистематизированных отрывочных сведений о природе.

Только в Новое Время понятие закона природы начинает все более

глубоко разрабатываться философами и учеными. Это стало возможным

благодаря тому, что развитие математики, астрономии, механики продвинулось

достаточно далеко, в результате чего было открыто много немаловажных

законов материального мира.

Но надо заметить, что законы природы для мыслителей этого времени: а

именно XVII и XVIII в. Сводились к законам механики, законам механического

движения, которые она рассматривали как всеобщие универсальные законы

природы. Понятия научного закона в то время еще не было. Законы природы

рассматривались как вечные, постоянные и неизменные.

Значительный шаг в дальнейшей разработке понятия закона был сделан

классиками немецкой философии конца XVIII - начала XIX вв. И.Кантом и

Г.Гегелем. В это время естественные науки из описательных начинают

превращаться в науки об отношениях, связях между элементами структуры, о

законах функционирования и развития объектов. В научный обиход проникает

идея развития природы, а Гегель придает истолкованию понятию закона

диалектический характер.

Здесь можно еще долго говорить о понятии закона: рассмотреть типы

законов, принципы создания, методы конструирования; охарактеризовать их

(законов) простоту и изящество, сказать о различных моделях законов.

Остановлюсь лишь кратко на понятии гипотезы и ее роли в познании законов,

ведь ее выдвижение, апробация - это один из важнейших методов открытия

законов.

Гипотеза - это догадка, предположение. И когда ищут какую-то новую,

пока еще неизвестную но, возможно, существующую закономерность,

высказывается определенное предположение. Это предположение может оказаться

верным или же - полностью или частично - неверным, ложным. Единственным

судьей, который выносить этот "вердикт", является опыт, практика.

"Вообще говоря, - пишет Р.Фейнман в книге "Характер физических

законов", - поиск нового закона ведется следующим образом. Прежде всего о

нем догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки и выясняют, что

повлечет за собой это закон, если окажется, что он справедлив. Затем

результаты расчетов сравниваются с тем, что наблюдается в природе, с

результатами экспериментов или с нашим опытом и выясняют, так это или не

так. Если расчеты расходятся с экспериментальными данными, то гипотеза

неправильна. В этом простом утверждении - самое зерно науки..."

Действительно, гипотеза, интуитивное научное предположение, является

неизменным спутником ученого в его творческой работе. Она представляет

собой способ открытия нового, метод развития науки. Научные законы и

теории открываются и формулируются в результате интеллектуальной

деятельности, существенным компонентом которой является выдвижение

гипотез. Без гипотезы не может быть творчества, а без творчества нет

подлинной науки.

Например, именно переработка множества гипотез феномена явления b-

распада, о котором будет говорить ниже, и позволила установить

существование новой частицы - нейтрино. Как и на каких основаниях

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты