Физическая картина мира

Физическая картина мира

1.Введение.

Познание единичных вещей и процессов невозможно без одновременного

познания всеобщего, а последнее в свою очередь познается только через

первое. Сегодня это должно быть ясно каждому образованному уму. Точно также

и целое постижимо лишь в органическом единстве с его частями, а часть может

быть понята лишь в рамках целого. И любой открытый нами "частный" закон -

если он действительно закон, а не эмпирическое правило - есть конкретное

проявление всеобщности. Нет такой науки, предметом которой было бы

исключительно всеобщее без познания единичного, как невозможна и наука,

ограничивающая себя лишь познанием особенного.

Всеобщая связь явлений - наиболее общая закономерность существования

мира, представляющая собой результат и проявление универсального

взаимодействия всех предметов и явлений и воплощающаяся в качестве научного

отражения в единстве и взаимосвязи наук. Она выражает внутреннее единство

всех элементов структуры и свойств любой целостной системы, а также

бесконечное разнообразие отношений данной системы с другими окружающими ее

системами или явлениями. Без понимания принципа всеобщей связи не может

быть истинного знания. Осознание универсальной идеи единства всего живого

со всем мирозданием входит в науку, хотя уже более полувека назад в своих

лекциях, читанных в Сорбонне, В.И.Вернадский отмечал, что ни один живой

организм в свободном состоянии на Земле не находится, но неразрывно связан

с материально энергетической средой. "В нашем столетии биосфера получает

совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление

космического характера".

Естественнонаучное миропонимание (ЕНМП) - система знаний о природе,

образующаяся в сознании учащихся в процессе изучения естественнонаучных

предметов, и мыслительная деятельность по созданию этой системы.

Понятие "картина мира" является одним из фундаментальных понятий

философии и естествознания и выражает общие научные представления об

окружающей действительности в их целостности. Понятие "картина мира"

отражает мир в целом как единую систему, то есть "связное целое", познание

которого предполагает "познание всей природы и истории..."

В основе построения научной картины мира лежит принцип единства

природы и принцип единства знания. Общий смысл последнего заключается в

том, что знание не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем

обладает чертами общности и целостности. Если принцип единства природы

выступает в качестве общей философской основы построения картины мира, то

принцип единства знаний, реализованный в системности представлений о мире,

является методологическим инструментом, способом выражения целостности

природы.

Система знаний в научной картине мира не строится как система

равноправных партнеров. В результате неравномерного развития отдельных

отраслей знания одна из них всегда выдвигается в качестве ведущей,

стимулирующей развитие других. В классической научной картине мира такой

ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим

аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной

строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером

классического естествознания, а методология сведения придала всей научной

картине мира явственную физическую окраску.

В соответствии с современным процессом "гуманизации" биологии

возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две

"горячие точки" в ее развитии... Это - стык биологии и наук о неживой

природе, и стык биологии и общественных наук...

Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и

биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы

знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений.

2. История развития взглядов на

пространство и время в истории науки.

Даже в античном мире мыслители задумывались над природой и сущностью

пространства и времени. Так, одни из философов отрицали возможность

существования пустого пространства или, по их выражению, небытия. Это были

представители элейской школы в Древней Греции. А знаменитый врач и философ

из г. Акраганта, Эмпедокл, хотя и поддерживал учение о невозможности

пустоты, в отличие от элеатов утверждал реальность изменения и движения. Он

говорил, что рыба, например, передвигается в воде, а пустого пространства

не существует.

Некоторые философы, в том числе Демокрит, утверждали, что пустота

существует, как материи и атомы, и необходима для их перемещений и

соединений.

В доньютоновский период развитие представлений о пространстве и

времени носило преимущественно стихийный и противоречивый характер. И

только в "Началах" древнегреческого математика Евклида пространственные

характеристики объектов впервые обрели строгую математическую форму. В это

время зарождаются геометрические представления об однородном и бесконечном

пространстве.

Геоцентрическая система К. Птолемея, изложенная им в труде

"Альмагест", господствовала в естествознании до XVI в. Она представляла

собой первую универсальную математическую модель мира, в которой время было

бесконечным, а пространство конечным, включающим в себя равномерное

круговое движение небесных тел вокруг неподвижной Земли.

Коренное изменение пространственной и всей физической картины

произошло в гелиоцентрической системе мира, развитой Н. Коперником в работе

"Об обращениях небесных сфер". Принципиальное отличие этой системы мира от

прежних теорий состояло в том, что в ней концепция единого однородного

пространства и равномерности течения времени обрела реальный эмпирический

базис.

Признав подвижность Земли, Коперник в своей теории отверг все ранее

существовавшие представления о ее уникальности, "единственности" центра

вращения во Вселенной. Тем самым теория Коперника не только изменила

существовавшую модель Вселенной, но и направила движение естественнонаучной

мысли к признанию безграничности и бесконечности пространства.

Космологическая теория Д. Бруно связала воедино бесконечность

Вселенной и пространства. В своем произведении "О бесконечности, Вселенной

и мирах" Бруно писал: "Вселенная должна быть бесконечной благодаря

способности и расположению бесконечного пространства и благодаря

возможности и сообразности бытия бесчисленных миров, подобных этому...".

Представляя Вселенную как "целое бесконечное", как "единое, безмерное

пространство", Бруно делает вывод и о безграничности пространства, ибо оно

"не имеет края, предела и поверхности".

Практическое обоснование выводы Бруно получили в "физике неба" И.

Кеплера и в небесной механике Г. Галилея. В гелиоцентрической картине

движения планет Кеплер увидел действие единой физической силы. Он установил

универсальную зависимость между периодами обращения планет и средними

расстояниями их до Солнца, ввел представление об их эллиптических орбитах.

Концепция Кеплера способствовала развитию математического и физического

учения о пространстве.

Подлинная революция в механике связана с именем Г. Галилея. Он ввел в

механику точный количественный эксперимент и математическое описание

явлений. Первостепенную роль в развитии представлений о пространстве сыграл

открытый им общий принцип классической механики — принцип относительности

Галилея. Согласно этому принципу все физические (механические) явления

происходят одинаково во всех системах, покоящихся или движущихся равномерно

и прямолинейно с постоянной по величине и направлению скоростью. Такие

системы называются инерциальными. Математические преобразования Галилея

отражают движение в двух инерциальных системах, движущихся с относительно

малой скоростью (меньшей, чем скорость света в вакууме). Они устанавливают

инвариантность (неизменность) в системах длины, времени и ускорения.

Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени связано с

рационалистической физикой Р. Декарта, который создал первую универсальную

физико-космологическую картину мира. В основу ее Декарт положил идею о том,

что все явления природы объясняются механическим воздействием элементарных

материальных частиц. Взаимодействием элементарных частиц Декарт пытался

объяснить все наблюдаемые физические явления: теплоту, свет, электричество,

магнетизм. Само же взаимодействие он представлял в виде давления или удара

при соприкосновении частиц друг с другом и ввел таким образом в физику идею

близкодействия.

Декарт обосновывал единство физики и геометрии. Он ввел координатную

систему (названную впоследствии его именем), в которой время представлялось

как одна из пространственных осей. Тезис о единстве физики и геометрии

привел его к отождествлению материальности и протяженности. Исходя из этого

тезиса он отрицал пустое пространство и отождествил пространство с

протяженностью.

Декарт развил также представление о соотношении длительности и

времени. Длительность, по его мнению, "соприсуща материальному миру. Время

же — соприсуще человеку и потому является модулем мышления". "... Время,

которое мы отличаем от длительности, — пишет Декарт в "Началах философии",

— есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим... ".

Таким образом, развитие представлений о пространстве и времени в

доньютоновский период способствовало созданию концептуальной основы

изучения физического пространства и времени. Эти представления подготовили

математическое и экспериментальное обоснование свойств пространства и

времени в рамках классической механики.

Новая физическая гравитационная картина мира, опирающаяся на строгие

математические обоснования, представлена в классической механике И.

Ньютона. Ее вершиной стала теория тяготения, провозгласившая универсальный

закон природы — закон всемирного тяготения. Согласно этому закону сила

тяготения универсальна и проявляется между любыми материальными телами

независимо от их конкретных свойств. Она всегда пропорциональна

произведению масс тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между

ними.

Распространив на всю Вселенную закон тяготения, Ньютон рассмотрел и

возможную ее структуру. Он пришел к выводу, что Вселенная является не

конечной, а бесконечной. Лишь в этом случае в ней может существовать

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты