История развития электрического освещения

| | |000 | |000 |

|Натриевые лампы низкого давления |85-140 |6 000-11 |70-80 |20 000 |

| | |000 | | |

|Натриевые лампы высокого давления|50-1 000 |25 000-47 |100-115 |10 000-15 |

| | |000 | |000 |

|Ксеноновые лампы |50-10 000 |35 700-2 |18-40 |100-800 |

| | |088 000 | | |

НЕМНОГО ИСТОРИИ

До 1650 года - времени, когда в Европе пробудился большой интерес к

электричеству, - не было известно способа легко получать большие

электрические заряды. С ростом числа ученых, заинтересовавшихся

исследованиями электричества, можно было ожидать создания все более простых

и эффективных способов получения электрических зарядов. В результате

огромного количества экспериментов учёными разных стран были сделаны

открытия, позволившие создать механические электрические машины,

вырабатывающие относительно дешёвую электроэнергию.

В середине X1X века начинается быстрый рост применения электродвигателей и

все расширяющееся потребление электроэнергии, чему немало способствовало

изобретение П. Н. Яблочковым способа освещения с помощью так называемой

"свечи Яблочкова". Ни одно из изобретений в области электротехники не

получало столь быстрого и широкого распространения, как свечи Яблочкова.

Это был подлинный триумф русского инженера. Павлу Николаевичу Яблочкову

принадлежит честь:

· создания самой простой по принципу дуговой лампы – электрической свечи,

сразу же получившей широкое практическое применение, заслужившей всеобщее

признание и повлекшей за собой прогресс всей электротехники;

· изобретения способов включения произвольного числа электрических свечей в

цепь, питаемую одним генератором электрического тока. До изобретения П.Н.

Яблочкова этого делать совершенно не умели, каждая дуговая лампа нуждалась

в отдельной динамо-машине;

· изобретения трансформатора;

· внедрения в практику переменного тока. До П.Н. Яблочкова применение

переменного тока считали не только опасным, но и совершенно неподходящим

для практического использования;

· изобретения различного рода других источников света, как, например,

каолиновой лампы, линейных светящихся проволок и других;

· создания большого числа электрических машин и аппаратов оригинальной

конструкции, в том числе электрической машины без железа;

· изобретения различных гальванических элементов, например,

самозаряжающегося аккумулятора, известного под названием автоаккумулятора

Яблочкова. В наше время электротехника возвращается к разработке идей П.Н.

Яблочкова в этой области.

Для раздельного питания отдельных свечей от генератора переменного тока

изобретателем был создан особый прибор - индукционная катушка

(трансформатор), позволявший изменять напряжение тока в любом ответвлении

цепи в соответствии с числом подключенных свечей.

Именно появление электрического освещения различных систем вызвало к жизни

первые электрические станции. Первая такая станция – блок-станция, то есть

станция для одного дома, не обеспечивающая передачу энергии на большое

расстояние, была создана в 1876 году в Париже для питания электричеством

свечей Яблочкова.

А в 1881 году – первая Международная выставка электричества и Международный

конгресс электриков, Министр почт и телеграфа Франции, официальный спонсор

выставки, в докладе президенту Французской республики писал: «Эта выставка

будет вмещать в себя все то, что относится к электричеству: на ней будут

демонстрироваться всевозможные аппараты и приборы, служащие для получения,

передачи, распределения электрической энергии. Конгресс в Париже соберет

наиболее выдающихся ученых-электриков. Представители чудесной науки, только

что раскрывшей перед человечеством свои громадные ресурсы и вскружившей ему

голову своими беспрестанными эффектами, обсудят все результаты

произведенных исследований и новейшие теории, созданные в этой области.

Представители других стран, приглашенные во Францию, будут рады

воспользоваться этим случаем, чтобы, так сказать, узаконить науку об

электричестве и измерить ее глубину».

Действительно, успехи электротехники были тогда частыми и разнообразными.

Но до 1881 года электриками разных стран использовались десятки самых

различных единиц тока, сопротивления – не было стандарта на электрические

единицы. Сопоставить результаты исследователей разных стран было

чрезвычайно сложно. Именно в 1881 году на Международном конгрессе

электриков, приуроченном к первой Международной выставке электричества, в

нашу жизнь вошли столь хорошо известные нам сейчас единые

электротехнические единицы.

На заседании конгресса слушатели в штыки встретили сообщение французского

физика Марселя Депрэ, высказавшего еретическую мысль о возможности передачи

электроэнергии на большие расстояния. Это сообщение котировалось в качестве

неплохой шутки, забавной утопии.

А уже через год, на Мюнхенской международной электрической выставке,

Марсель Депрэ продемонстрировал буквально наповал пораженным посетителям

небольшой водопад, действующий от центробежного насоса, вращаемого

электромотором. Но не это главное – электромотор снабжался электроэнергией

от линии передачи из другого города – Мисбаха, расположенного в 57

километрах от Мюнхена, где электроэнергия рождалась тоже в водопаде.

Еще в 1879 году Павел Николаевич Яблочков заявил, что передачу энергии надо

вести при помощи переменного тока. Спустя несколько лет, 25 августа 1891

года, Доливо-Добровольский на электротехнической выставке во Франкфурте-на-

Майне применил трехфазный переменный ток и продемонстрировал передачу

электрической энергии на расстояние 175 километров. Именно трехфазный ток

вырабатывают станции и в наши дни. Одновременно с блестящим решением

вопроса о передаче электрической энергии на расстояния получила

практическое осуществление и идея П.Н. Яблочкова о централизованном

производстве энергии на специальных станциях.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, бытовое потребление

(освещение, холодильники, телевизоры). Большая часть электроэнергии

превращается в механическую, 1/3 — технические цели (электросварка,

плавление, электролиз и т. п.).

Главный способ получения электрической энергии и в наши дни основан на

применении вращающихся генераторов – динамо, как их называли раньше. Таким

путем получается электроэнергия не только на обычных тепловых

электростанциях и гидростанциях, где генераторы приводятся в движение паром

или текущей водой, но и на всех действующих атомных электростанциях.

«СВЕЧА ЯБЛОЧКОВА»

|В середине XIX века история науки и техники подошла к критическому периоду, когда|

|главные усилия ведущих ученых и изобретателей – электротехников многих стран |

|сосредоточились на одном направлении: создании более удобных источников света. |

|Раньше всего это удалось осуществить в конце 1870-х годов выдающимся русским |

|изобретателям – П.Н. Яблочкову, А.Н. Лодыгину и В.Н. Чигареву. |

Русский инженер, один из пионеров мировой электротехники и светотехники

Павел Николаевич Яблочков (14 сентября 1847, село Жадовка, Сердобского

уезда Саратовской губернии — 19 (31) марта 1894, Саратов) закончил

Техническое гальваническое заведение в Петербурге, впоследствии

преобразованное в Офицерскую электротехническую школу, выпускавшую военных

инженеров-электриков. Техническое гальваническое заведение было первым в

Европе военным учебным заведением, ставившим своей задачей развитие и

усовершенствование методов практического применения электричества в

инженерном деле. Одним из организаторов и руководителей этого учебного

заведения являлся крупнейший русский ученый и изобретатель, пионер

электротехники Б.С. Якоби. П.Н. Окончив Гальваническое заведение, Яблочков

был назначен начальником гальванической команды в 5-й саперный батальон.

Однако едва только истек трехлетний срок службы, он уволился в запас,

расставшись с армией навсегда. Яблочкову предложили место начальника службы

телеграфа на только что вступившей в эксплуатацию Московско-Курская

железная дороге. Уже в начале своей службы на железной дороге П.Н. Яблочков

сделал свое первое изобретение: создал “чернопишущий телеграфный аппарат”.

Подробности этого изобретения до нас не дошли.

Свою изобретательскую деятельность П.Н. Яблочков начал с попытки

усовершенствовать наиболее распространенный в то время регулятор Фуко.

Весной 1874 года ему представилась возможность практически применить

электрическую дугу для освещения.

|От Москвы в Крым должен был следовать правительственный поезд. Администрация |

|Московско-Курской дороги в целях безопасности движения задумала осветить этому |

|поезду железнодорожный путь ночью и обратилась к Яблочкову как инженеру, |

|интересующемуся электрическим освещением. Впервые в истории железнодорожного |

|транспорта на паровозе установили прожектор с лучшей по тому времени дуговой |

|лампой с регулятором Фуко. Дуговую лампу нужно было непрерывно регулировать. |

|Электрическая дуга, дающая яркий свет, возникает лишь тогда, когда концы |

|горизонтально расположенных угольных электродов находятся друг от друга на строго|

|определённом расстоянии. |

Чуть оно уменьшается или увеличивается, разряд пропадает. Между тем во

время разряда угли выгорают, так что зазор между ними всё время растёт. И

чтобы применить угли в электрической дуговой лампе, требовалось

использовать специальный механизм-регулятор, который бы постоянно, с

определённой скоростью подвигал выгорающие стержни навстречу друг другу.

Тогда дуга не погаснет. Регулятор был очень сложный, действовал с помощью

трех пружин и требовал к себе непрерывного внимания. Хотя опыт удался, но

он еще раз убедил Павла Николаевича, что широкого применения такой способ

электрического освещения получить никак не может. Стало ясно: нужно

упрощать регулятор.

Дуговой разряд в виде так называемой электрической (или вольтовой) дуги был

впервые обнаружен в 1802 году русским учёным профессором физики Военно-

медико-хирургической академии в Петербурге, а впоследствии академиком

Петербургской Академии наук Василием Владимировичем Петровым. Петров

следующими словами описывает в одной из изданных им книг свои первые

наблюдения над электрической дугой: «Если на стеклянную плитку или на

скамеечку со стеклянными ножками будут положены два или три древесных

угля... и если металлическими изолированными направлятелями...сообщенными с

обоими полюсами огромной батареи, приближать оные один к другому на

расстояние от одной до трёх линий, то является между ними весьма яркий

белого цвета свет или пламя, от которого оные угли скорее или медлительнее

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты