| | |000 | |000 |
|Натриевые лампы низкого давления |85-140 |6 000-11 |70-80 |20 000 |
| | |000 | | |
|Натриевые лампы высокого давления|50-1 000 |25 000-47 |100-115 |10 000-15 |
| | |000 | |000 |
|Ксеноновые лампы |50-10 000 |35 700-2 |18-40 |100-800 |
| | |088 000 | | |
НЕМНОГО ИСТОРИИ
До 1650 года - времени, когда в Европе пробудился большой интерес к
электричеству, - не было известно способа легко получать большие
электрические заряды. С ростом числа ученых, заинтересовавшихся
исследованиями электричества, можно было ожидать создания все более простых
и эффективных способов получения электрических зарядов. В результате
огромного количества экспериментов учёными разных стран были сделаны
открытия, позволившие создать механические электрические машины,
вырабатывающие относительно дешёвую электроэнергию.
В середине X1X века начинается быстрый рост применения электродвигателей и
все расширяющееся потребление электроэнергии, чему немало способствовало
изобретение П. Н. Яблочковым способа освещения с помощью так называемой
"свечи Яблочкова". Ни одно из изобретений в области электротехники не
получало столь быстрого и широкого распространения, как свечи Яблочкова.
Это был подлинный триумф русского инженера. Павлу Николаевичу Яблочкову
принадлежит честь:
· создания самой простой по принципу дуговой лампы – электрической свечи,
сразу же получившей широкое практическое применение, заслужившей всеобщее
признание и повлекшей за собой прогресс всей электротехники;
· изобретения способов включения произвольного числа электрических свечей в
цепь, питаемую одним генератором электрического тока. До изобретения П.Н.
Яблочкова этого делать совершенно не умели, каждая дуговая лампа нуждалась
в отдельной динамо-машине;
· изобретения трансформатора;
· внедрения в практику переменного тока. До П.Н. Яблочкова применение
переменного тока считали не только опасным, но и совершенно неподходящим
для практического использования;
· изобретения различного рода других источников света, как, например,
каолиновой лампы, линейных светящихся проволок и других;
· создания большого числа электрических машин и аппаратов оригинальной
конструкции, в том числе электрической машины без железа;
· изобретения различных гальванических элементов, например,
самозаряжающегося аккумулятора, известного под названием автоаккумулятора
Яблочкова. В наше время электротехника возвращается к разработке идей П.Н.
Яблочкова в этой области.
Для раздельного питания отдельных свечей от генератора переменного тока
изобретателем был создан особый прибор - индукционная катушка
(трансформатор), позволявший изменять напряжение тока в любом ответвлении
цепи в соответствии с числом подключенных свечей.
Именно появление электрического освещения различных систем вызвало к жизни
первые электрические станции. Первая такая станция – блок-станция, то есть
станция для одного дома, не обеспечивающая передачу энергии на большое
расстояние, была создана в 1876 году в Париже для питания электричеством
свечей Яблочкова.
А в 1881 году – первая Международная выставка электричества и Международный
конгресс электриков, Министр почт и телеграфа Франции, официальный спонсор
выставки, в докладе президенту Французской республики писал: «Эта выставка
будет вмещать в себя все то, что относится к электричеству: на ней будут
демонстрироваться всевозможные аппараты и приборы, служащие для получения,
передачи, распределения электрической энергии. Конгресс в Париже соберет
наиболее выдающихся ученых-электриков. Представители чудесной науки, только
что раскрывшей перед человечеством свои громадные ресурсы и вскружившей ему
голову своими беспрестанными эффектами, обсудят все результаты
произведенных исследований и новейшие теории, созданные в этой области.
Представители других стран, приглашенные во Францию, будут рады
воспользоваться этим случаем, чтобы, так сказать, узаконить науку об
электричестве и измерить ее глубину».
Действительно, успехи электротехники были тогда частыми и разнообразными.
Но до 1881 года электриками разных стран использовались десятки самых
различных единиц тока, сопротивления – не было стандарта на электрические
единицы. Сопоставить результаты исследователей разных стран было
чрезвычайно сложно. Именно в 1881 году на Международном конгрессе
электриков, приуроченном к первой Международной выставке электричества, в
нашу жизнь вошли столь хорошо известные нам сейчас единые
электротехнические единицы.
На заседании конгресса слушатели в штыки встретили сообщение французского
физика Марселя Депрэ, высказавшего еретическую мысль о возможности передачи
электроэнергии на большие расстояния. Это сообщение котировалось в качестве
неплохой шутки, забавной утопии.
А уже через год, на Мюнхенской международной электрической выставке,
Марсель Депрэ продемонстрировал буквально наповал пораженным посетителям
небольшой водопад, действующий от центробежного насоса, вращаемого
электромотором. Но не это главное – электромотор снабжался электроэнергией
от линии передачи из другого города – Мисбаха, расположенного в 57
километрах от Мюнхена, где электроэнергия рождалась тоже в водопаде.
Еще в 1879 году Павел Николаевич Яблочков заявил, что передачу энергии надо
вести при помощи переменного тока. Спустя несколько лет, 25 августа 1891
года, Доливо-Добровольский на электротехнической выставке во Франкфурте-на-
Майне применил трехфазный переменный ток и продемонстрировал передачу
электрической энергии на расстояние 175 километров. Именно трехфазный ток
вырабатывают станции и в наши дни. Одновременно с блестящим решением
вопроса о передаче электрической энергии на расстояния получила
практическое осуществление и идея П.Н. Яблочкова о централизованном
производстве энергии на специальных станциях.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, бытовое потребление
(освещение, холодильники, телевизоры). Большая часть электроэнергии
превращается в механическую, 1/3 — технические цели (электросварка,
плавление, электролиз и т. п.).
Главный способ получения электрической энергии и в наши дни основан на
применении вращающихся генераторов – динамо, как их называли раньше. Таким
путем получается электроэнергия не только на обычных тепловых
электростанциях и гидростанциях, где генераторы приводятся в движение паром
или текущей водой, но и на всех действующих атомных электростанциях.
«СВЕЧА ЯБЛОЧКОВА»
|В середине XIX века история науки и техники подошла к критическому периоду, когда|
|главные усилия ведущих ученых и изобретателей – электротехников многих стран |
|сосредоточились на одном направлении: создании более удобных источников света. |
|Раньше всего это удалось осуществить в конце 1870-х годов выдающимся русским |
|изобретателям – П.Н. Яблочкову, А.Н. Лодыгину и В.Н. Чигареву. |
Русский инженер, один из пионеров мировой электротехники и светотехники
Павел Николаевич Яблочков (14 сентября 1847, село Жадовка, Сердобского
уезда Саратовской губернии — 19 (31) марта 1894, Саратов) закончил
Техническое гальваническое заведение в Петербурге, впоследствии
преобразованное в Офицерскую электротехническую школу, выпускавшую военных
инженеров-электриков. Техническое гальваническое заведение было первым в
Европе военным учебным заведением, ставившим своей задачей развитие и
усовершенствование методов практического применения электричества в
инженерном деле. Одним из организаторов и руководителей этого учебного
заведения являлся крупнейший русский ученый и изобретатель, пионер
электротехники Б.С. Якоби. П.Н. Окончив Гальваническое заведение, Яблочков
был назначен начальником гальванической команды в 5-й саперный батальон.
Однако едва только истек трехлетний срок службы, он уволился в запас,
расставшись с армией навсегда. Яблочкову предложили место начальника службы
телеграфа на только что вступившей в эксплуатацию Московско-Курская
железная дороге. Уже в начале своей службы на железной дороге П.Н. Яблочков
сделал свое первое изобретение: создал “чернопишущий телеграфный аппарат”.
Подробности этого изобретения до нас не дошли.
Свою изобретательскую деятельность П.Н. Яблочков начал с попытки
усовершенствовать наиболее распространенный в то время регулятор Фуко.
Весной 1874 года ему представилась возможность практически применить
электрическую дугу для освещения.
|От Москвы в Крым должен был следовать правительственный поезд. Администрация |
|Московско-Курской дороги в целях безопасности движения задумала осветить этому |
|поезду железнодорожный путь ночью и обратилась к Яблочкову как инженеру, |
|интересующемуся электрическим освещением. Впервые в истории железнодорожного |
|транспорта на паровозе установили прожектор с лучшей по тому времени дуговой |
|лампой с регулятором Фуко. Дуговую лампу нужно было непрерывно регулировать. |
|Электрическая дуга, дающая яркий свет, возникает лишь тогда, когда концы |
|горизонтально расположенных угольных электродов находятся друг от друга на строго|
|определённом расстоянии. |
Чуть оно уменьшается или увеличивается, разряд пропадает. Между тем во
время разряда угли выгорают, так что зазор между ними всё время растёт. И
чтобы применить угли в электрической дуговой лампе, требовалось
использовать специальный механизм-регулятор, который бы постоянно, с
определённой скоростью подвигал выгорающие стержни навстречу друг другу.
Тогда дуга не погаснет. Регулятор был очень сложный, действовал с помощью
трех пружин и требовал к себе непрерывного внимания. Хотя опыт удался, но
он еще раз убедил Павла Николаевича, что широкого применения такой способ
электрического освещения получить никак не может. Стало ясно: нужно
упрощать регулятор.
Дуговой разряд в виде так называемой электрической (или вольтовой) дуги был
впервые обнаружен в 1802 году русским учёным профессором физики Военно-
медико-хирургической академии в Петербурге, а впоследствии академиком
Петербургской Академии наук Василием Владимировичем Петровым. Петров
следующими словами описывает в одной из изданных им книг свои первые
наблюдения над электрической дугой: «Если на стеклянную плитку или на
скамеечку со стеклянными ножками будут положены два или три древесных
угля... и если металлическими изолированными направлятелями...сообщенными с
обоими полюсами огромной батареи, приближать оные один к другому на
расстояние от одной до трёх линий, то является между ними весьма яркий
белого цвета свет или пламя, от которого оные угли скорее или медлительнее