Методика формирования понятия Плазма в школьном курсе физики

Методика формирования понятия Плазма в школьном курсе физики

Тольяттинский Государственный Университет

Кафедра методики преподавания физики и физической электроники

Курсовая работа

Формирование понятия «плазма» в школьном курсе физики.

Выполнил: Королёв А. В. /Ф-501/

Руководитель: к.п.н. Антонов В. В.

Тольятти 2002 г.

Оглавление:

1. Введение…………………………………………………………………...3

2. Формирование понятия «плазма»………………………………………..4

2.1 Основные этапы формирования физического понятия…………….4

2.2 Введение понятия «плазма»………………………………………….5

2.3 Свойства плазмы……………………………………………………..10

2.4 Применение плазмы……………………………………….…………11

3. Перспективы в области изучение плазмы в школьном курсе………….12

Возможные пути для изучения плазмы…………………………………12

*** Материал для спецкурса по физике по теме «ПЛАЗМА»…………….13

4. Заключение………………………………………………………………...31

5. Используемые источники информации………………………………….32

1. Введение

В настоящее время уровень развития такой науки, как физика, в мире

достаточно высок. И, естественно, программы обучения физики, школьного

курса, так же не должны отставать от уровня развития самой науки. Учащимся

нужно, по возможности, находиться в курсе всех новшеств и наиболее

интересных открытий и разработок.

Но ознакомить учащихся с понятием плазмы необходимо, так как в

последние годы свойства веществ, находящихся, как принято говорить в

«четвёртом состоянии», привлекают всё больше внимания учёных, что находит

отражение и в научно – популярной литературе и в широкой печати.

В школьном курсе понятие «плазма» даётся в 10 классе, в ходе изучения

раздела «Электрический ток в различных средах».

С педагогической точки зрения учебный материал по физике плазмы имеет

огромное познавательное и мировоззренческое значение, большой практический

интерес. На этом материале решается ряд педагогических проблем:

политехническая направленность курса физики, формирование диалектико-

материалистического мировоззрения учащихся, развитие их естественнонаучных

представлений и общего кругозора. Изучение плазменного состояния должно

стать частью учения о веществе и его физических свойствах.

Тема «Плазма» очень интересна и познавательна но, к сожалению, даётся в

школьном курсе в минимальном, не достаточном, объёме. Поэтому, данная

работа преследует две цели:

1. Объяснить процесс формирования понятия «плазма» в школе

2. Наметить возможные перспективы в области изучения плазмы и обозначить

возможный материал для этого.

1. Формирование понятия «плазма»

2.1 Основные этапы формирования физического понятия.

Физика преподаётся как экспериментальная наука. Исходный материал для

изучаемых вопросов в основном приобретается учащимися из целенаправленно

поставленных наблюдений и опытов, в том числе и в домашних условиях.

Последующее абстрагирование и обобщение данных опытов и наблюдений

приводит к выделению основных физических понятий, созданию каких либо

моделей, установлению принципов, законов и теорий. Заключительный этап –

практика для учащихся выступает как применение приобретённых знаний в

различной учебной деятельности, при решении задач, на лабораторных

работах и, наконец, в общественно полезном и производительном труде.

Процесс формирования всякого физического понятия состоит в

последовательном раскрытии качественных и количественных свойств

изучаемых предметов и явлений, до состояния их словесного определения и

осознания возможностей их практического применения.

Формирование физических понятий происходит на двух этапах.

Первый этап – движение от чувственно – корректного восприятия к

абстрактному. В ходе чего детей учат видеть и уметь выделять в предмете

или явлении его наиболее существенные признаки. Показывают, как в науке

происходит абстрагирование. В итоге вводится словесное определения нового

понятия.

На втором этапе осуществляется обобщение введённого понятия, более

полно раскрывается его содержание и связь с другими.

Соответственно к моменту начала процесса формирования понятия учащийся

должен обладать базой необходимых для этого знаний, умений и навыков.

2.2 Введение понятия «плазма»

Одно из важных условий обучения состоит в том, чтобы дать основы научных

знаний о природе. Эти знания должны соответствовать динамично развивающимся

научным взглядам, т.е. преподаватель должен иметь понятие и о новых

физических теориях, и о перспективных с точки зрения применения областях

науки, прежде всего о тех, которые становятся базой новой техники. Согласно

проекту Стандарта образования требуется сформировать определенную систему

знаний о веществе. Она включает в себя знания о строении и физических

свойствах вещества в трех его состояниях: твердом, жидком и газообразном.

Но существует еще и четвертое агрегатное состояние - плазма.

Ведение понятия «плазма» лучше начать с истории его возникновения, и

объяснения значения слова «плазма».

Долгий путь вёл человека к познанию плазмы, к её использованию в

различных отраслях техники. Когда же наука и техника включили плазму в

сферу своего внимания, рост знаний о ней и её практическое применение пошли

семимильными шагами. Тут и возникли плазмохимия и плазмохимическая

технология.

Ещё крупнейший древнегреческий учёный Аристотель предполагал, что все

тела состоят из четырёх низших элементов-стихий: земли, воды, воздуха и

огня. Дальнейшее развитие науки наполнило новым содержанием эти термины.

Действительно вещество может быть в четырёх состояниях: твёрдом, жидком,

газообразном и плазменном.

Человек познакомился с плазмой на заре своего существования, увидев

молнию. Плазма окружает нашу Землю в виде ионосферы, обеспечивая устойчивую

радиосвязь на Земле. Плазму представляют собой наше Солнце и все звезды

(человек уже давно пытается воспроизвести Солнце на Земле в установках

управляемого термоядерного синтеза). Наконец, плазма заполняет всю

Вселенную в виде очень разреженного межпланетного газа. В состоянии плазмы

находится подавляющая часть вещества Вселенной — звёзды, звёздные

атмосферы, туманности галактические и межзвёздная среда. Около Земли плазма

существует в космосе в виде солнечного ветра, заполняет магнитосферу Земли

(образуя радиационные пояса Земли) и ионосферу. Процессами в околоземной

плазме обусловлены магнитные бури полярные сияния. Отражение радиоволн от

ионосферной плазме обеспечивает возможность дальней радиосвязи на Земле.

Термин плазма был введен физиологами в середине прошлого века для

обозначения бесцветного жидкого компонента крови, молока или живых тканей.

Кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость, состоящую из плазмы

(55 %) и взвешенных в ней клеток, форменных элементов (45 %) - эритроцитов,

лейкоцитов и тромбоцитов. Плазма крови содержит 90-92 % воды и 8-10 %

неорганических и органических веществ. Неорганические вещества составляют

0,9-1% (ионы К, Na, Mg, Са, Cl, P и др.). Остальное приходится на

органические вещества плазмы: 6-8 % составляют белки (альбумины, глобулины,

фибриноген). Около 2 % приходится на них комолекулярные органические

вещества (глюкоза, аминокислоты, мочевина, мочевая кислота, липиды,

креатин). Водный раствор, который по концентрации солей соответствует

плазме крови, называют физиологическим раствором.

В 1923 г. американские физики И.Ленгмюр и Л.Тонкс назвали плазмой особое

состояние ионизованного газа. Физиков плазма сначала интересовала как

своеобразный проводник электрического тока, а также как источник света. В

настоящее время мы рассматриваем физические свойства плазмы под другим

углом зрения - и плазма предстает перед нами в новом облике. Во-первых, это

естественное состояние вещества, нагретого до очень высокой температуры, во-

вторых, это динамическая система - объект приложения электромагнитных сил.

Новые подходы к изучению поведения плазмы органически связаны с большими

техническими проблемами, для которых физика служит научным фундаментом.

Важнейшие из них - это управляемый термоядерный синтез и

магнитогидродинамическое преобразование внутренней энергии в электрическую.

Плазма (греч. plasma) – оформленное.

При очень низких температурах все вещества находятся в твёрдом состоянии.

Нагревание вызывает переход вещества из твёрдое в жидкое, а затем и в

газообразное….

Для более быстрого и ёмкого восприятия темы процесс возникновения

плазмы можно показать на достаточно простом опыте (процесс нагревания):

Пусть в замкнутом сосуде, сделанном из очень тугоплавкого материала,

находиться небольшое количество какого-либо вещества. Начнём подогревать

сосуд, постепенно повышая его температуру. Если первоначально вещество,

содержащееся в сосуде, было в твёрдом состоянии, то в некоторый момент оно

начнёт плавиться, а при ещё более высокой температуре испариться и

образовавшийся газ равномерно заполнит весь объём. Когда температура

достигнет достаточно высокого уровня, все молекулы газа (если это

молекулярный газ) диссоциируют, т.е. распадутся на отдельные атомы. В

результате в сосуде будет содержаться газообразная смесь элементов, из

которых состоит вещество. Атомы этих элементов будут быстро и беспорядочно

двигаться, испытывая время от времени столкновения между собой.

Естественно, возникает вопрос: как будут изменяться свойства

вещества, если нагревание продолжиться дальше и температура выйдет за

пределы нескольких тысяч градусов? Конечно, при очень высокой температуре

изображаемую нами картину нагревания вещества в тугоплавком сосуде можно

представить только теоретически, т.к. предел термической стойкости даже

самых тугоплавких материалов сравнительно невелик – 3 000 – 4 000 градусов.

Допустим, что стенки сосуда способны противостоять сколь угодно высокой

температуре, не разрушаясь и не испытывая никаких изменений. Итак,

нагревание продолжается. В таком случае уже при 3 000 – 5 000 градусов мы

сможем заметить признаки проявления новых процессов, которые будут связаны

с изменением свойств самих атомов вещества.

Как известно, каждый атом состоит из положительно заряженного ядра, в

котором сосредоточена почти вся масса атома, и электронов, вращающихся

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты