Мир дискретных объектов - физика частиц. Модель частицы (корпускула). От физики Аристотеля до физики Ньютона

обосновывающее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу

индивида (т. е. атома и человека). В борьбе с традиционным для античной

натурфилософии понятием рока (судьбы) Эпикур доходит до беспрецедентного

отрицания точной закономерности небесных явлений [2].

Философская поэма Л у к р е ц и я (1 век до н. э.) «О природе

вещей», написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение Эпикура -

главным образом его физику. Это единственный полностью сохранившийся

памятник материалистической мысли древности [2].

Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книгах 1 и 2 излагается

атомистическая теория мироздания и идея к о р п у с к у л я р н о й

модели атома.

3. От физики Аристотеля до физики Ньютона.

Построение целостной астрономической картины мира - геоцентрической

системы Аристотеля-Птоломея исходило из того, что непосредственно

наблюдаемые перемещения небесных светил есть их действительные перемещения.

Отсюда был сделан вывод о центральном положении Земли во Вселенной.

А р и с т о т е л ь (384-322 до н. э.)

Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы

видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых

частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагоризма.

Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до

Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского,

но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная

состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и

приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. «Подлунный» мир, то

есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных

неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырех

низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля, как наиболее тяжелый

элемент, занимает центральное место, над ней последовательно располагаются

оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир , то есть область между

орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд, есть область

вечноравномерных движений, а сами звезды состоят из пятого -

совершеннейшего элемента - эфира[2].

П т о л о м е й (2 век до н. э.) - древнегреческий ученый. Разработал

так называемую геоцентрическую систему мира, согласно которой все видимые

движения небесных светил объяснялись их движением вокруг неподвижной

Земли. Основное сочинение Птоломея по астрономии - «Великое материальное

построение астрономии в 13 книгах» или «Альмагест» на арабском. В

«Альмагесте» впервые законы видимых движений небесных тел были установлены

настолько, что стало возможным предвычислять их положение[2].

Система Аристотеля-Птоломея верно отразила некоторые особенности Земли

как небесного тела: то, что Земля - шар, что все тяготеет к ее центру.

Таким образом это было учение собственно о Земле. На уровне своего времени

она отвечала основным требованиям, которые предъявлялись к научному знанию.

Во-первых, она с единой точки зрения объясняла наблюдаемые перемещения

небесных тел и, во-вторых, давала возможность предвычислять их будущие

положения. В то же время нельзя не отметить, что теоретические построения

древних греков носили чисто умозрительный характер - они были совершенно

оторваны от эксперимента.

Известно, что геоцентрическая система Аристотеля - Птоломея

просуществовала вплоть до ХVI столетия, до появления гелиоцентрического

учения Коперника. Это учение явилось величайшей революцией в

естествознании, положившей начало развитию науки в ее современном

понимании.

Развитие естествознания, труды Коперника, Галилея, Ньютона убедительно

показали несостоятельность геоцентризма. Коперник показал, что за видимыми

движениями небесных светил скрывается совсем иное явление - обращение Земли

вокруг Солнца, то есть мир не таков, каким мы его непосредственно

наблюдаем. Коперниковская революция в естествознании утвердила важнейший

принцип: необходимо искать подлинную сущность вещей, скрытую за их внешней

видимостью.

К о п е р н и к (1473-1543 до н. э.) - создатель гелиоцентристской

системы мира. Начал с попыток усовершенствовать геоцентрическую систему

мира, изложенную в «Альмагесте» Птоломея. Многочисленные работы в этом

направлении сводились к более точному определению элементов тех диферентов

и эпициклов, посредством которых Птоломей представил движения небесных тел.

Коперник, поняв зависимость между видимыми движениями планет и Солнца,

хорошо известную еще Птоломею, на этой основе построил гелиоцентрическую

систему мира. Благодаря ей правильное объяснение получил ряд непонятных

ранее закономерностей движения планет. Таблицы, составленные Коперником,

нашли большое значение в развитии мореплавания. Результаты труда были

обобщены Коперником в сочинении «Об обращении небесных сфер». Здесь он

сохраняет представление о конечной Вселенной, ограниченной сферой

неподвижных звезд. Философское значение гелиоцентрической системы состояло

в том, что Земля, считавшаяся раньше центром мира, низводилась до положения

одной из планет. Возникла новая идея - идея о единстве мира, о том, что

«небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Революционный характер

взглядов Коперника был понят католической церковью лишь после того, как

Галилей и другие развили философские следствия его учения. В 1619 году

декретом инквизиции книга Коперника «впредь до исправления» была внесена в

«Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 года [2].

Гелиоцентрическая система Коперника сама отнюдь не явилась

окончательным решением вопроса о мироздании. В процессе дальнейшего

развития она в качестве составной части вошла сначала в систему Гершеля о

Галактике, а затем в систему о расширяющейся Метагалактикие. Система

Коперника явилась описанием Солнечной системы, система Гершеля - нашей

Галактики.

Учение Коперника получило свое дальнейшее обоснование в

экспериментальной физике Галилея, завершившейся созданием ньютоновской

механики, объединившей едиными законами движения перемещение небесных тел

и земных объектов.

Г а л и л е й (1564-1642)

Физика Аристотеля показалась Галилею неубедительной, и Галилей стал

убежденным последователем Коперника. На основании сведений об изобретенной

в Голландии зрительной трубе Галилей строит свой первый трехкратный

телескоп, затем усовершенствует его до 32-кратного, делает при помощи его

ряд открытий (колоссальную удаленность звезд, 4 спутника у Юпитера,

вращение Солнца, солнечные пятна, фазы Венеры, распад Млечного пути на

звезды, изучает движение спутников Юпитера).

Галилей считал, что мир бесконечен, а материя вечна. Во всех процессах

ничто не уничтожается и не порождается - происходит лишь изменение

взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из абсолютно

неделимых атомов, ее движение - единственное, универсальное механическое

перемещение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам

механики.

Галилей написал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира», в

которой системы Коперника и Птоломея представлены в разговорах трех

собеседников. Книга вышла под названием «Диалог о приливах и отливах». По

требованию инквизиции он был вынужден отречься от учения Коперника и 9 лет

считался узником инквизиции с запретом разговоров о движении Земли и

печатания трудов. Но в 1638 году в Голландии появляется перевод его

«Диалога» [2].

К е п л е р (1571-1630)

Вся жизнь Кеплера была посвящена обоснованию и развитию

гелиоцентрического учения Коперника. Важнейшим аргументом в пользу

центрального положения Солнца являются три закона Кеплера, положившие конец

прежнему представлению о равномерных круговых движениях небесных тел.

Солнце, занимая один из фокусов эллиптической орбиты планеты, является, по

Кеплеру, источником силы, движущей планеты. Законы Кеплера, навсегда

вошедшие в основу теоретической астрономии, получили объяснение в механике

Ньютона, в частности в законе всемирного тяготения. Уже сам Кеплер

рассуждал о «тяжести», действующей между небесными телами, и объяснил

приливы и отливы земных океанов воздействием Луны [2].

Д е к а р т (1596-1650)

Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм души и

тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Отождествляя материю с

протяжением, Декарт понимает ее не столько как вещество физики, сколько как

пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям

о конечности мира и качественных разнообразий природных явлений Декарт

утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна,

она не имеет пустот и делима до бесконечности (это противоречило идеям

возрожденной во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир

состоящим из неделимых частиц, разделенных пустотами). Каждую частицу

материи Декарт рассматривает как инертную и пассивную массу. Движения,

которые Декарт сводил к перемещениям тел, возникает всегда только в

результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной

движения в дуалистической концепции Декарта является бог [2].

Г ю й г е н с (1629-1695) - нидерландский механик, физик и математик

проделал цикл оптических работ, который завершил «Трактатом о свете», в

которой впервые изложил и применил к объяснению оптических явлений волновую

теорию света. К «Трактату о свете» он добавил в виде приложения рассуждение

«О причинах тяжести», в котором он близко подошел к открытию закона

всемирного тяготения. В своем последнем трактате «Космотеорос» (1698),

опубликованном посмертно, Гюйгенс основывается на теории о множественности

миров и их обитаемости. В 1717 году трактат был переведен на русский язык

по приказанию Петра I [2] .

Г у к (1635-1703) - английский естествоиспытатель, предвосхитил закон

всемирного тяготения Ньютона. D 1679 году он высказал мнение, что если сила

притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния, то планета должна

двигаться по эллипсу. Гук придерживался волновой теории света и оспаривал

корпускулярную, теплоту считал результатом движения частиц вещества [2].

Н ь ю т о н (1643-1727)

Был этот мир глубокой тьмой окутан.

Да будет свет! И вот явился Ньютон.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты