обосновывающее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу
индивида (т. е. атома и человека). В борьбе с традиционным для античной
натурфилософии понятием рока (судьбы) Эпикур доходит до беспрецедентного
отрицания точной закономерности небесных явлений [2].
Философская поэма Л у к р е ц и я (1 век до н. э.) «О природе
вещей», написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение Эпикура -
главным образом его физику. Это единственный полностью сохранившийся
памятник материалистической мысли древности [2].
Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книгах 1 и 2 излагается
атомистическая теория мироздания и идея к о р п у с к у л я р н о й
модели атома.
3. От физики Аристотеля до физики Ньютона.
Построение целостной астрономической картины мира - геоцентрической
системы Аристотеля-Птоломея исходило из того, что непосредственно
наблюдаемые перемещения небесных светил есть их действительные перемещения.
Отсюда был сделан вывод о центральном положении Земли во Вселенной.
А р и с т о т е л ь (384-322 до н. э.)
Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы
видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых
частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагоризма.
Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до
Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского,
но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная
состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и
приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. «Подлунный» мир, то
есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных
неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырех
низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля, как наиболее тяжелый
элемент, занимает центральное место, над ней последовательно располагаются
оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир , то есть область между
орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд, есть область
вечноравномерных движений, а сами звезды состоят из пятого -
совершеннейшего элемента - эфира[2].
П т о л о м е й (2 век до н. э.) - древнегреческий ученый. Разработал
так называемую геоцентрическую систему мира, согласно которой все видимые
движения небесных светил объяснялись их движением вокруг неподвижной
Земли. Основное сочинение Птоломея по астрономии - «Великое материальное
построение астрономии в 13 книгах» или «Альмагест» на арабском. В
«Альмагесте» впервые законы видимых движений небесных тел были установлены
настолько, что стало возможным предвычислять их положение[2].
Система Аристотеля-Птоломея верно отразила некоторые особенности Земли
как небесного тела: то, что Земля - шар, что все тяготеет к ее центру.
Таким образом это было учение собственно о Земле. На уровне своего времени
она отвечала основным требованиям, которые предъявлялись к научному знанию.
Во-первых, она с единой точки зрения объясняла наблюдаемые перемещения
небесных тел и, во-вторых, давала возможность предвычислять их будущие
положения. В то же время нельзя не отметить, что теоретические построения
древних греков носили чисто умозрительный характер - они были совершенно
оторваны от эксперимента.
Известно, что геоцентрическая система Аристотеля - Птоломея
просуществовала вплоть до ХVI столетия, до появления гелиоцентрического
учения Коперника. Это учение явилось величайшей революцией в
естествознании, положившей начало развитию науки в ее современном
понимании.
Развитие естествознания, труды Коперника, Галилея, Ньютона убедительно
показали несостоятельность геоцентризма. Коперник показал, что за видимыми
движениями небесных светил скрывается совсем иное явление - обращение Земли
вокруг Солнца, то есть мир не таков, каким мы его непосредственно
наблюдаем. Коперниковская революция в естествознании утвердила важнейший
принцип: необходимо искать подлинную сущность вещей, скрытую за их внешней
видимостью.
К о п е р н и к (1473-1543 до н. э.) - создатель гелиоцентристской
системы мира. Начал с попыток усовершенствовать геоцентрическую систему
мира, изложенную в «Альмагесте» Птоломея. Многочисленные работы в этом
направлении сводились к более точному определению элементов тех диферентов
и эпициклов, посредством которых Птоломей представил движения небесных тел.
Коперник, поняв зависимость между видимыми движениями планет и Солнца,
хорошо известную еще Птоломею, на этой основе построил гелиоцентрическую
систему мира. Благодаря ей правильное объяснение получил ряд непонятных
ранее закономерностей движения планет. Таблицы, составленные Коперником,
нашли большое значение в развитии мореплавания. Результаты труда были
обобщены Коперником в сочинении «Об обращении небесных сфер». Здесь он
сохраняет представление о конечной Вселенной, ограниченной сферой
неподвижных звезд. Философское значение гелиоцентрической системы состояло
в том, что Земля, считавшаяся раньше центром мира, низводилась до положения
одной из планет. Возникла новая идея - идея о единстве мира, о том, что
«небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Революционный характер
взглядов Коперника был понят католической церковью лишь после того, как
Галилей и другие развили философские следствия его учения. В 1619 году
декретом инквизиции книга Коперника «впредь до исправления» была внесена в
«Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 года [2].
Гелиоцентрическая система Коперника сама отнюдь не явилась
окончательным решением вопроса о мироздании. В процессе дальнейшего
развития она в качестве составной части вошла сначала в систему Гершеля о
Галактике, а затем в систему о расширяющейся Метагалактикие. Система
Коперника явилась описанием Солнечной системы, система Гершеля - нашей
Галактики.
Учение Коперника получило свое дальнейшее обоснование в
экспериментальной физике Галилея, завершившейся созданием ньютоновской
механики, объединившей едиными законами движения перемещение небесных тел
и земных объектов.
Г а л и л е й (1564-1642)
Физика Аристотеля показалась Галилею неубедительной, и Галилей стал
убежденным последователем Коперника. На основании сведений об изобретенной
в Голландии зрительной трубе Галилей строит свой первый трехкратный
телескоп, затем усовершенствует его до 32-кратного, делает при помощи его
ряд открытий (колоссальную удаленность звезд, 4 спутника у Юпитера,
вращение Солнца, солнечные пятна, фазы Венеры, распад Млечного пути на
звезды, изучает движение спутников Юпитера).
Галилей считал, что мир бесконечен, а материя вечна. Во всех процессах
ничто не уничтожается и не порождается - происходит лишь изменение
взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из абсолютно
неделимых атомов, ее движение - единственное, универсальное механическое
перемещение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам
механики.
Галилей написал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира», в
которой системы Коперника и Птоломея представлены в разговорах трех
собеседников. Книга вышла под названием «Диалог о приливах и отливах». По
требованию инквизиции он был вынужден отречься от учения Коперника и 9 лет
считался узником инквизиции с запретом разговоров о движении Земли и
печатания трудов. Но в 1638 году в Голландии появляется перевод его
«Диалога» [2].
К е п л е р (1571-1630)
Вся жизнь Кеплера была посвящена обоснованию и развитию
гелиоцентрического учения Коперника. Важнейшим аргументом в пользу
центрального положения Солнца являются три закона Кеплера, положившие конец
прежнему представлению о равномерных круговых движениях небесных тел.
Солнце, занимая один из фокусов эллиптической орбиты планеты, является, по
Кеплеру, источником силы, движущей планеты. Законы Кеплера, навсегда
вошедшие в основу теоретической астрономии, получили объяснение в механике
Ньютона, в частности в законе всемирного тяготения. Уже сам Кеплер
рассуждал о «тяжести», действующей между небесными телами, и объяснил
приливы и отливы земных океанов воздействием Луны [2].
Д е к а р т (1596-1650)
Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм души и
тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Отождествляя материю с
протяжением, Декарт понимает ее не столько как вещество физики, сколько как
пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям
о конечности мира и качественных разнообразий природных явлений Декарт
утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна,
она не имеет пустот и делима до бесконечности (это противоречило идеям
возрожденной во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир
состоящим из неделимых частиц, разделенных пустотами). Каждую частицу
материи Декарт рассматривает как инертную и пассивную массу. Движения,
которые Декарт сводил к перемещениям тел, возникает всегда только в
результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной
движения в дуалистической концепции Декарта является бог [2].
Г ю й г е н с (1629-1695) - нидерландский механик, физик и математик
проделал цикл оптических работ, который завершил «Трактатом о свете», в
которой впервые изложил и применил к объяснению оптических явлений волновую
теорию света. К «Трактату о свете» он добавил в виде приложения рассуждение
«О причинах тяжести», в котором он близко подошел к открытию закона
всемирного тяготения. В своем последнем трактате «Космотеорос» (1698),
опубликованном посмертно, Гюйгенс основывается на теории о множественности
миров и их обитаемости. В 1717 году трактат был переведен на русский язык
по приказанию Петра I [2] .
Г у к (1635-1703) - английский естествоиспытатель, предвосхитил закон
всемирного тяготения Ньютона. D 1679 году он высказал мнение, что если сила
притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния, то планета должна
двигаться по эллипсу. Гук придерживался волновой теории света и оспаривал
корпускулярную, теплоту считал результатом движения частиц вещества [2].
Н ь ю т о н (1643-1727)
Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.