Применение кристаллов

Рис. 1: В дисплеях, сделанных по технологии TN+Film, жидкие кристаллы

выравниваются перпендикулярно подложке, так же, как и в обычных TFT-

дисплеях. Плёнка на верхней поверхности позволяет увеличить угол обзора.

С технической точки зрения решение TN+Film является наиболее простым для

реализации. Производители плоскопанельных дисплеев используют относительно

старую технологию TFT (Twisted Nematic), который мы уже описывали в Части

1. Специальная плёнка наносится на верхнюю поверхность панели, при этом

угол обзора по горизонтали увеличивается от 90° до 140°. Однако плохая

контрастность и низкое время реакции остаются неизменными. Метод TN+Film не

является наилучшим решением, но это несомненно самый дешёвый метод, т.к.

при этом производственный выход наиболее высок (примерно равен выходу

обычных ЖК-дисплеев).

IPS (In-Plane Switching или Super-TFT)

[pic]

Рис. 2: При подаче напряжения молекулы выравниваются параллельно подложке.

IPS или 'In-Plane Switching' изначально была разработана фирмой Hitachi,

однако такие фирмы, как NEC и Nokia в настоящее время также используют

данную технологию.

Различие по отношению к обычным ЖК-дисплеям (TN или TN+Film) состоит в том,

что молекулы жидких кристаллов выравниваются параллельно подложке.

Эта технология позволяет достичь прекрасных значений угла обзора - до 170°,

примерно таких же, как у ЭЛТ-мониторов. Однако эта технология также имеет

недостаток: из-за параллельного выравнивания жидких кристаллов электроды

могут не разместиться на стеклянных поверхностях, как в случае с ЖК-

дисплеями с закрученными кристаллами. Вместо этого они должны быть

выполнены в виде гребёнки на нижней стеклянной поверхности. Это в конце

концов приводит к снижению контрастности и тогда требуется более

интенсивная подсветка для увеличения яркости до требуемого уровня. Время

реакции и контрастность вряд ли могут быть увеличены по сравнению с

обычными TFT-дисплеями.

MVA (Multi-Domain Vertical Alignment)

[pic]

Рис. 3: Технология MVA фирмы Fujitsu. С технической точки зрения это

наилучший компромисс для получения широких углов обзора и малого времени

реакции.

По нашему мнению компания Fujitsu нашла идеальный компромисс. Технология

MVA позволяет достичь углов зрения до 160° - достаточно хороший показатель

- а также высоких значений контрастности и малого времени реакции пиксела.

Основы технологии MVA.

Буква M в MVA означает "Мulti-domains" - "многодоменный". Домен - это

совокупность молекул. На рис.3 показано несколько доменов, которые

формируются при помощи электродов. Компания Fujitsu в настоящее время

производит дисплеи, в которых каждая цветовая ячейка содержит до четырёх

доменов.

VA означают "Vertical Alignment"-"Вертикальное Выравнивание" - это термин,

который немного неверен, т.к. молекулы жидких кристаллов (в статическом

состоянии) не полностью вертикально выравнены из-за наличия бугоркообразных

электродов (см. рисунок, состояние "Off", т.е. тёмное изображение). При

приложении напряжения и образования электрического поля кристаллы

выравниваются по горизонтали, и свет от подсветки при этом может проходить

сквозь различные слои. Технология MVA позволяет достичь более малых

значений времени реакции, чем технологии IPS и TN+Film, что является важным

фактором для воспроизведения видеоизображений и игр. Контрастность обычно

получается лучше, однако она может несколько меняться в зависимости от угла

зрения.

Сравнение различных технологий улучшения угла обзора

[pic]

Рис. 4: Технология MVA обеспечивает улучшенное время реакции и хорошие

значения угла обзора, однако рыночная доля технологии Fujitsu до сих пор

достаточно мала.

Решение TN+Film не обеспечивает значительных улучшений такого показателя

как время реакции пиксела. При этом такие системы недороги, позволяют

обеспечить достаточный производственный уровень и увеличить угол обзора до

приемлемых значений. Доля рынка таких дисплеев со временем должна

уменьшиться.

IPS уже завоевали значительную долю рынка, т.к. их производят несколько

компаний, например Hitachi и NEC, которые поддерживают данную технологию.

Решающими факторами успеха этих дисплеев является высокое значение угла

зрения (до 170°) и приемлемое время реакции.

С технической точки зрения, технология MVA является наилучшим решением.

Углы зрения до 160° - это почти такой же хороший показатель, как у ЭЛТ-

мониторов. Время реакции, равное примерно 20 мс, также подходит и для

воспроизведения видео. Доля рынка таких дисплеев до сих пор мала, хотя она

постепенно растёт.

Китайские фонарики

или TFT мониторы в наступлении

В предыдущих статьях цикла "Китайские фонарики" мы обсудили проблемы выбора

и состояние рынка классических ЭЛТ-мониторов. Теперь пришла пора поговорить

об альтернативных моделях на TFT-матрицах.

Достоинства и недостатки TFT-матриц

Компоненты персонального компьютера совершенствуются уже почти два десятка

лет, многие из них значительно увеличили свое быстродействие, уменьшили

габариты и массу, стали дешевле. И только монитор, основное средство вывода

результатов работы компьютера, за эти годы принципиально не изменился - он

все такой же тяжелый и громоздкий, а все достижения технологии привели

только к увеличению его размеров (хотя, конечно, он стал безопаснее для

здоровья и показывает более качественную картинку, чем двадцатилетней

давности предки).

Вы думаете, конструкторов не занимала мысль о том, как уменьшить габариты и

массу монитора? Занимала, и еще как - следствием этого стало появление

укороченных трубок и даже трубок с боковым расположением электронной пушки

(в мониторах, увы, не прижившихся из-за значительных геометрических

искажений, но зато применяющихся в некоторых TV-приемниках), а также

разработка альтернативных технологий - плазменных, светодиодных и

жидкокристалльных (ЖКИ).

Быстрее всех прогрессировала технология ЖКИ, так как ввиду низкого

энергопотребления она оказалась наиболее востребована рынком - для начала в

секторе экранов мобильных устройств (ноутбуков, портативных тестеров,

мобильных телефонов и т.д.). Первыми на ноутбуках появились монохромные ЖКИ-

панели с пассивной решеткой, затем цветные пассивные панели, и, наконец,

венцом этой технологии стали цветные панели с активной решеткой (так

называемые TFT-матрицы).

В основе функционирования любой ЖКИ-панели лежит принцип изменения

прозрачности (точнее, изменения поляризации проходящего света) у жидких

кристаллов под воздействием электрического тока. В TFT-матрице слой жидких

кристаллов управляется матрицей из микроскопических транзисторных

аналоговых ключей, по одному ключу на каждый пиксел изображения, что

позволяет добиться высокой скорости включения-выключения точек и повысить

контрастность изображения.

Поскольку жидкие кристаллы сами по себе не имеют цвета, в цветной панели

имеется три слоя жидких кристаллов (либо специальная однослойная мозаичная

структура) с соответствующими светофильтрами для каждой цветовой

составляющей (красный, зеленый, синий). Жидкие кристаллы не могут сами

светиться, поэтому для того, чтобы придать экрану привычный светящийся вид,

за ЖКИ-панелью установлена специальная плоская лампа, подсвечивающая экран

с обратной стороны. В результате пользователю кажется, что матрица

"светится", как обычный экран ЭЛТ.

Контрастность получаемого изображения напрямую зависит от яркости лампы,

помноженной на степень прозрачности открытой ЖКИ ячейки и поделенной на

степень прозрачности закрытой ЖКИ ячейки. Однако с допустимым числом

градаций цвета у ЖКИ-монитора не все так просто.

Неискушенному человеку может показаться, что поскольку транзисторный ключ,

управляющий точкой матрицы, суть аналоговое (бесступенчатое) устройство,

яркость точки управляется столь же бесступенчато, как в ЭЛТ-мониторе, и

число цветов определяется только разрядностью ЦАП (DAC) на видеокарте.

Однако все гораздо хуже - дело в том, что у ЖКИ монитора нет построчной

развертки, аналогичной развертке ЭЛТ, и принцип доступа к ячейкам (точкам)

экрана напоминает адресный принцип доступа к ячейкам современной DRAM-

памяти, в которую пишется одновременно много (например, 64) бит информации.

Из-за этого электронике ЖКИ монитора приходится преобразовывать аналоговый

сигнал видеокарты снова в цифровой, с тем, чтобы разложить последовательно

идущие яркости точек по ячейкам памяти и затем выдвигать на управляющие

входы матрицы сразу несколько уровней яркости для соседних точек экрана.

Таким образом, электроника ЖКИ-монитора вынуждена выполнять обратное

(аналого-цифровое) преобразование аналоговых уровней сигнала, идущих с

видеокарты, в цифровые отсчеты. При этом неизбежно теряется часть

информации из-за несоответствия масштабной сетки ЦАП-а видеокарты и АЦП

монитора, и число различимых градаций яркости каждого цвета падает.

Одновременно проявляется и проблема точного совпадения точек развертки

видеокарты с точками на ЖКИ-матрице, так как фронты синхросигнала

горизонтальной развертки, генерируемого видеокартой для обозначения начала

строки, после прохождения по кабелю оказываются несколько завалены и

зашумлены посторонними наводками.

Очевидно, что ЖКИ-мониторам не свойственны многие проблемы классических ЭЛТ

- например, им не нужно фокусировать электронный луч на плоском экране,

края которого отстоят от электронной пушки дальше, чем центр, не нужно

сводить лучи трех пушек в одной точке, не нужно, двигая луч по радиусу,

умудряться рисовать прямые линии. Соответственно ЖКИ-мониторы всегда имеют

идеальную геометрию, фокус и сведение, в этом их несомненный плюс. В

принципе, ЖКИ мониторам также несвойственно понятие муара - по крайней

мере, при работе в геометрическом разрешении через цифровой интерфейс муара

на ЖКИ быть не может по определению, так как пикселы экрана точно совпадают

с пикселами развертки.

Однако есть у ЖКИ и минусы, причем минусы врожденные и трудноустранимые. Об

одном из них я говорил выше - у любого ЖКИ монитора, работающего по

аналоговому входу, число реально отображаемых цветов меньше, чем то,

которое поддерживает видеокарта. Вторым важным недостатком является

инерционность жидких кристаллов - из-за этого наблюдаются эффекты, похожие

на "послесвечение" люминофора некоторых старых ЭЛТ, вызывающие неприятное

"размазывание" быстро меняющихся картинок (попробуйте, например, быстро

прокрутить текст в Ворде - если буквы слились в серую мешанину, это значит,

что монитор имеет слишком большую инерционность и послесвечение). Третий

коренной недостаток ЖКИ - ограниченный угол обзора, вызванный трудностью

построения поляризационных фильтров с характеристиками, неизменными в

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты