Течения жидких и газообразных сред

нестационарными уравнениями пограничного слоя для определения места отрыва

[6].

Таким образом, была обоснована и осуществлена смена приоритетов: на

первый план вышла не вязкость среды, а нестационарные явления.

Основополагающая работа Жуковского "О присоединенных вихрях" была

опубликована в 1906 г. Современность выдвинула новые проблемы, а

компьютерные технологии расширили области применимости теоретических

методов. Классические идеи Жуковского переживают ныне вторую молодость,

открывая новые возможности теории идеальной среды и вихревых методов.

Важно подчеркнуть, что в природе вихревые течения и хаос живут бок о

бок, становясь прародителями турбулентности. Вращение жидких объемов

порождает неустойчивость, а также появление и распад регулярных структур,

что ведет к образованию новых вихрей и развитию хаоса.

Некоторые результаты

На рис. 1 и 2 приведены примеры когерентных вихревых структур,

полученных расчетным путем на компьютерах. Такое название получили

крупномасштабные, в той или иной степени упорядоченные вихревые структуры,

образующиеся в вихревых следах и струях. В последние годы им стали уделять

большое внимание, установив, что они играют существенную роль в явлениях

турбулентности [1, 10, 11, 13].

[pic]

Рис.1

[pic]

Рис.2

Одной из классических задач является задача об отрывном обтекании

пластины, поставленной перпендикулярно набегающему потоку. Если угодно, это

модель обтекания запруды, установленной поперек ручья. Еще в начале

столетия Карман, постулируя наличие вихревой дорожки с шахматным

расположением точечных дискретных вихрей, нашел соотношение между шириной

дорожки h и продольным расстоянием между вихрями l:

h/l=0.28. (2)

Однако в 30-х годах в работах Н. Е. Кочина, В. В. Голубева и др. было

показано, что вывод этого уравнения по теории возмущений (в предположении

устойчивости дорожки) некорректен. Оказалось, что устойчивость сохраняется

только при частном виде возмущений. С другой стороны, эксперименты

подтверждали соотношение (2).

Только в 70-х годах удалось разгадать этот парадокс [2]. Допуская

сход свободных вихрей с кромок пластин (иначе скорости обращаются здесь в

бесконечность) и решая нестационарную отрывную задачу с помощью МДВ, мы

пришли к картине, изображенной на рис. 1. При этом объемные вихревые

сгустки хотя и деформируются, но расстояния между их центрами соответствуют

формуле (2). На рис. 2 изображены мгновенные картины крупномасштабных

вихревых образований в плоской турбулентной струе, истекающей с начальной

скоростью u0 из канала ширины 2r. Безразмерное время ? введено по формуле

?=u0t/r. Каждая из замкнутых кривых соответствует сгустку завихренностей

одного знака (или с явным преобладанием вихрей одного направления

вращения). С помощью МДВ процесс моделировался от начала истечения (?=0).

Границы струи заменялись дискретными вихрями, которые теряли устойчивость

и, наряду со средней регулярной скоростью, приобретали флуктуации.

[pic]

Рис.3

Одной из ответственных проверок построенной ММ стала задача об истечении

струи из круглого сопла. Оказалось, что осесимметричная схема недостаточна

(турбулентные течения не терпят искусственных ограничений). Зато

пространственная нестационарная ММ привела к полному успеху. Рис. 3

показывает, как трансформируется вихревая граница струи. Начальный участок

сохраняет осевую симметрию; затем она разрушается, но просматривается

тенденция к формированию когерентных структур.

[pic]

Рис.4

На рис. 4 сопоставляются результаты расчета и эксперимента в сечении x/d=4

для средних пульсаций скоростей истечения [pic]/u0 (здесь

u1'=u',u2'=v',u3'=w') и рейнольдсовых напряжений сдвига /u02.

Вихревая безопасность полетов

Результатом многолетних исследований стало развитие вихревой

компьютерной концепции турбулентности. Впервые была создана и многократно

опробована замкнутая ММ турбулентных следов и струй, в которой не требуется

прибегать к экспериментальным данным. На повестке дня - систематическое

использование созданного аппарата в поисковых и прикладных исследованиях.

Остановимся подробнее на одной области приложений, которая уже

приобретает реальную жизнь, - на проблеме вихревой безопасности полетов.

Образование аэродинамической подъемной силы всегда сопровождается

возникновением и сходом в поток свободных вихрей. Они превращаются в

устойчивые вихревые жгуты, которые тянутся за тяжелыми самолетами 10-15 км

(рис. 5). По сути дела, это еще один тип когерентных вихревых структур,

очень мощных и опасных: попадание в них других ЛА чревато аварией или даже

катастрофой.

[pic]

Рис.5

Впервые с этой проблемой столкнлись в 1968 г., в комиссии по

расследованию обстоятельств гибели Юрия Гагарина [15]. Он совершал

тренировочный полет на самолете-спарке УТИ Миг-15 вместе с инструктором

Серегиным, опытным боевым летчиком. Было доказано, что самолет вышел на

закритический режим и попал в "штопор" (неуправляемое вращение). Учитывая

надежность самолета, главное внимание и горячие дискуссии вызвал вопрос,

что могло стать причиной этого. В конце концов всесторонний анализ с

привлечением методов моделирования на ЭВМ привел нас к заключению: причиной

было неожиданное сближение с другим самолетом и резкий маневр на уклонение

с возможным попаданием в вихревой след впереди летящего самолета.

На рис. 5 изображено положение двух жгутов, в которые собираются

свободные вихри самолета. Вначале, при полете на значительной высоте, они

движутся параллельно и из-за взаимодействия с соседними вихрями опускаются.

У земли, поверхность которой препятствует дальнейшему снижению, начинается

разбегание жгутов в стороны. Причину этого легко понять: на поверхности

земли не может быть вертикальных скоростей. Это "условие непротекания"

можно обеспечить введением фиктивных зеркально отраженных вихрей, которые,

кроме того, создают боковые скорости, ведущие к разбеганию жгутов.

Сказанное объясняет причины другой катастрофы, которая произошла в

Ташкенте в 1987 г. при поочередном взлете самолетов Ил-76, и Як-40. Все

требования инструкции были выполнены, но второй самолет попал в след

первого, начал резко крениться и врезался в землю: эффективности элеронов

не хватило. Анализ ситуации и моделирование дали следующий результат. На

аэродроме при хорошей погоде дул небольшой ветер 0.5-1.0 м/с. Из-за этого

один из вихревых жгутов завис над взлетной полосой, и Як-40 на расстоянии 6-

7 км попал в него. Такая небольшая величина бокового ветра оказалась

критической. В дальнейшем это обстоятельство было отражено в инструкции.

Вихревые жгуты - компактные вихревые структуры, образующие длинный след за

самолетом.

Вихревые течения - вращающиеся объемы жидкой среды.

Когерентные вихревые структуры - крупномасштабные квазиустойчивые вихревые

образования.

ЛА - летательный аппарат.

МДВ - численный метод дискретных вихрей.

ММ - математическая модель.

Моменты второго порядка - осредненные по времени произведения и квадраты

пульсаций скоростей: , , и т.д.

Пульсации скоростей среды (u',v',w') - добавки к средним значениям

скоростей среды, меняющиеся во времени.

Турбулентность - нерегулярные течения среды с сильным перемешиванием и

хаотическим изменением параметров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Монин А. С., Яглом А. М. Статистическая гидромеханика. Т. 1. СПб:

Гидрометеоиздат, 1992.

2. Белоцерковский С. М., Ништ М. И. Отрывное и безотрывное обтекание

крыльев идеальной жидкостью. М.: Наука, 1978.

3. Гиневский А. С. Теория турбулентных струй и следов. М.: Машиностроение,

1969.

4. Belotserkovsky S. M. The theory of thin wings in subsonic flow. N. Y.:

Plenum Press, 1967.

5. Belotserkovsky S. M., Lifanov I. K. Method of discrete vortices. Boca

Raton: CRC Press, 1994.

6. Belotserkovsky S. M., Kotovskii V. N., Nisht M. I., Fedorov R. M. Two-

dimensional separated flows. Boca Raton: CRC Press, 1994.

7. Belotserkovsky S. M. Study of the unsteady aerodynamics of lifting

surface using the computer // Ann. Rev. Fluid Mech. 1977. V. 9. P. 469-494.

8. Белоцерковский О. М., Белоцерковский С. М., Давыдов Ю. М., Ништ М. И.

Отрывное обтекание тел с фиксированными местами отрыва // ДАН СССР. 1983.

Т. 273, № 4. С. 821-825.

9. Белоцерковский С. М. О моделировании на ЭВМ турбулентных струй и следов

методом дискретных вихрей // Этюды по турбулентности. М.: Наука, 1994. С.

246-248.

10. Абрамович Г. Н., Гиршович Т. А., Крашенников С. Ю., Секундов А. Н.,

Смирнова И. П. Теория турбулентных струй. М.: Наука, 1984.

11. Белоцерковский С.М., Гиневский А.С. Компьютерная концепция вихревой

турбулентности // Изв. вузов. Нелинейная механика. 1995. Т. 3, № 2. С. 72-

93.

12. Белоцерковский С. М., Хлапов Н. В. Моделирование влияния диффузии

вихрей на турбулентные характеристики струй /Там же. С. 94- 103.

13. Белоцерковский С. М., Гиневский А. С. Моделирование турбулентности

струй и следов на основе метода дискретных вихрей. М.: Наука, 1995.

14. Белоцерковский С. М., Гиневский А. С., Хлапов Н. В. Моделирование

круглой турбулентной струи методом дискретных вихрей // ДАН. 1995. Т. 345,

№ 4. С. 479-482.

15. Белоцерковский С. М. Гибель Гагарина. М.: Машиностроение, 1992.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты