Теплоэнергетика

Термодинамика теплового двигателя.

В настоящий момент для двигателей с внешним подводом теплоты наиболее

известен термодинамический цикл Стирлинга, состоящий из двух изотерм и двух

изохор. Но возможно применение и других термодинамических циклов в подобных

двигателях.

Рассмотрим идеальный термодинамический цикл с изотермическим сжатием и

адиабатическим расширением некого гипотетического двигателя. На рис. 1

приведен такой идеальный термодинамический цикл, показанный в pV

координатах.

[pic]

Рис. 1. Идеальный термодинамический цикл

В цикле принят изохорический процесс подвода теплоты так как, его

термический КПД больше изобарического. Для упрощения расчетов,

изохорический процесс 2–3 показан прямой линией.

Термический КПД цикла по pV-диаграмме рис. 2 :

где:

P - степень повышения давления;

Q – показатель адиабаты;

T – степень сжатия.

Как видно из формулы (1) термический КПД такого цикла зависит от отношения

температур холодильника и нагревателя. Например, при T3 = 1173K; T1 = 337K;

? = 6,5; ? = 1,6 и ? = 3,5 термический КПД цикла составит 0,55. Что, при

прочих равных условиях, сопоставимо с термическим КПД цикла Стирлинга. Но в

реальном двигателе добиться, чтобы он работал по такому циклу конечно

трудно, поэтому обобщенный термодинамический цикл реального двигателя будет

выглядеть так, как показано на рис. 2.

[pic]

Рис. 2. Реальный термодинамический цикл

Работа двигателя.

Для объяснения принципа работы ДВПТ по циклу с изохорическим сжатием и

адиабатическим расширением воспользуемся рис. 3.

[pic]

Рис. 3. Принцип работы ДВПТ

Такт впуска (рис. 3а).

В верхней мертвой точке (ВМТ) открывается клапан расположенный в поршне и

при движении поршня к нижней мертвой точке (НМТ) рабочее тело, с давлением

p1 и температурой T1, поступает в цилиндр. В НМТ клапан в поршне

закрывается.

Такт сжатия (рис. 3б).

При движении поршня к верхней мертвой точке (ВМТ) происходит сжатие

рабочего тела, при этом выделяющаяся в процессе сжатия теплота Q1 (см. рис.

1) рассеивается в окружающей среде, вследствие этого температура стенки

цилиндра, а, следовательно, и температура рабочего тела поддерживается

постоянной и равной T1. Давление рабочего тела возрастает и достигает

значения p2.

Такт расширения (рис. 3в).

В процессе нагревания теплота через стенку цилиндра передается рабочему

телу. При мгновенном подводе теплоты Q2 к рабочему телу давление и

температура в цилиндре возрастают, соответственно до p3 и T3. Рабочее тело

воздействует на поршень и перемещает его к НМТ. В процессе адиабатного

расширения рабочее тело производит полезную работу, а давление и

температура уменьшаются до p1 и T1.

Такт выпуска (рис. 3г).

При движении поршня к ВМТ в цилиндре открывается клапан и через него

осуществляется выпуск рабочего тела из цилиндра, с давлением p1 и

температурой T1. В НМТ клапан в цилиндре закрывается.

Цикл замыкается.

Схема двигателя.

[pic]

Рис. 4. Схема работы ДВПТ

В двигателе такты сжатия и расширения осуществляются в разных цилиндрах,

соответственно компрессионном 1 и расширительном 2. Цилиндры 1 и 2 связаны

между собой через компрессионную 3 и расширительную 4 магистрали. В

компрессионной магистрали 3 находится охладитель 5, а в расширительной

магистрали 4 находится нагреватель 6. Компрессионная магистраль 3

подключена к компрессионному цилиндру 1 через выпускной клапан 7, а к

расширительному цилиндру 2 через впускной клапан 8. Расширительная

магистраль 4 подключена к расширительному цилиндру 2 через выпускной клапан

9, а к компрессионному цилиндру 1 через впускной клапан 10. Поршни 11 и 12

цилиндров 1 и 2 связаны с валом двигателя 13 через механизм преобразования

движения 14.

Экологические проблемы тепловой энергетики.

За счет сжигания топлива (включая дрова и другие биоресурсы) в

настоящее время производится около 90% энергии. Доля тепловых источников

уменьшается до 80-85% в производстве электроэнергии. При этом в промышленно

развитых странах нефть и нефтепродукты используются в основном для

обеспечения нужд транспорта. Например, в США (данные на 1995 г.) нефть в

общем энергобалансе страны составляла 44%,а в получении электроэнергии

-только 3%. Для угля характерна противоположная закономерность: при 22% в

общем энергобалансе он является основным в получении электроэнергии |52%).

В Китае доля угля в получении электроэнергии близка к 75%, в то же время в

России преобладающим источником получения электроэнергии является природный

газ (около 40%), а на долю угля приходится только 18% получаемой энергии,

доля нефти не превышает 10%.

В мировом масштабе гидроресурсы обеспечивают получение около 5-6%

электроэнергии (в России 20,5%), атомная энергетика, дает 17-18%

электроэнергии. В России ее доля близка к 12%, а в ряде стран она является

преобладающей в энергетическом балансе (Франция - 74%, Бельгия -61%, Швеция

- 45%).

Сжигание топлива - не только основной источник энергии, но и важнейший

поставщик в среду загрязняющих веществ. Тепловые электростанции в

наибольшей степени «ответственны» за усиливающийся парниковый эффект и

выпадение кислотных осадков. Они, вместе с транспортом, поставляют в

атмосферу основную долю техногенного углерода (в основном в виде СО2),

около 50% двуокиси серы, 35% - окислов азота и около 35% пыли. Имеются

данные, что тепловые электростанции в 2-4 раза сильнее загрязняют среду

радиоактивными веществами, чем АЭС такой же мощности.

В выбросах ТЭС содержится значительное количество металлов и их

соединений. При пересчете на смертельные дозы в годовых выбросах ТЭС

мощностью 1 млн. кВт содержится алюминия и его соединений свыше 100 млн.

доз, железа-400 млн. доз, магния -1,5 млн. доз. Летальный эффект этих

загрязнителей не проявляется только потому, что они попадают в организмы в

незначительных количествах. Это, однако, не исключает их отрицательного

влияния через воду, почвы и другие звенья экосистем.

Можно считать, что тепловая энергетика оказывает отрицательное влияние

практически на все элементы среды, а также на человека, другие организмы и

их сообщества. В обобщенном виде эти воздействия представлены в таблице.

|Технол|Влияние на элементы среды и биоту |Примеры цепных |

|огичес| |реакций |

|кий | | |

|процес| | |

|с | | |

| |воздух |почвы и |воды |экосистемы и | |

| | |грунты | |человека | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Добыча|Углевод|Повреждение|Загрязнение |Разрушение и |Загрязнение |

|топлив|о-родно|или |нефтью в |повреждение |почв-> |

|а: |е |уничтожение|результате |экосистем в местах|загрязнение вод |

|-жидко|загрязн|почв при |утечек, |добычи и при |нефтью и |

|е |ение |разведке и |особенно при |обустройстве |химреагентами ->|

|(нефть|при |добыче |авариях и |месторождений(доро|гибель планктона|

|) и в |испарен|топлива, |добычах со |ги, линии |и других групп |

|виде |ии и |передвижени|дна водоемов,|электропередач, |организмов -> |

|газа |утечках|ях |загрязнение |водопроводы и |снижение |

| | |транспорта |технологическ|т.п.), загрязнение|рыбопродукгивнос|

| | |и т.п.; |ими |при утечках и |ти -> потеря |

| | |загрязнение|химреагентами|авариях, потеря |потребительских |

| | |нефтью, |и другими |продуктивности, |или вкусовых |

| | |техническим|отходами; |ухудшение |свойств |

| | |и |разрушение |Качества |воды и продуктов|

| | |химикатам, |водоносных |продукции. |промысла |

| | |Металлолом |структур в |Воздействие на | |

| | |и др. |грунтах, |человека в | |

| | |отходами |откачка |основном через | |

| | | |подземных вод|биопродукцию | |

| | | |их сброс в |(особенно | |

| | | |водоемы |гидробионтов). | |

|-тверд|Пыль |Разрушение |Сильное |Разрушение | |

|ое: |при |почвы и |нарушение |экосистем или их | |

|угли, |взрывны|грунтов при|водоносных |элементов, | |

|сланцы|х и |добыче |структур, |особенно при | |

|торф и|других |открытыми |откачка и |открытых способах | |

|т.п.) |работах|методами |сброс в |добычи, снижение | |

| |, |(карьеры), |водоемы |продуктивности, | |

| |продукт|просадки |шахтных, |воздействие на | |

| |ы |рельефа, |часто |биоту и человека | |

| |горения|разрушение |высокоминера-|через загрязненные| |

| |террико|грунтов при|лизированных,|воздух, воды и | |

| |нов и |шахтных |железистых и |пищу. Высокая | |

| |т.п. |методах |других вод |степень | |

| | |добычи | |заболеваемости, | |

| | | | |травматизма и | |

| | | | |смертности при | |

| | | | |шахтных способах | |

| | | | |добычи | |

|Трансп|Загрязн|Загрязнение|Загрязнение |В основном через | |

|ор-тир|ение |при |нефтью в |загрязнение вод и | |

|овка |при |утечках, |результате |гидробионтов | |

|топлив|испарен|авариях, |потерь и при | | |

|а |ии |особенно |авариях | | |

| |жидкого|нефтью | | | |

| |топлива| | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты