Удивительный мир звука

Удивительный мир звука

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 87 9 «Г» КЛАСС

РЕФЕРАТ ПО ФИЗИКЕ

Научный руководитель: СИДОРОВ М. Е.

Исполнитель: КОЛЕСНИКОВА Е. Б.

ВОРОНЕЖ

1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

Из истории звука………………………………………………………………3

Что такое звук?………………………………………………………………...4

Звук и слух……………………………………………………………………..5

Распространение звука………………………………………………………...7

Литература…………………………………………………………………….10

ВВЕДЕНИЕ

Человек живет в мире звуков. Звук – это то, что слышит ухо. Мы слышим

голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во

время грозы. Звучат работающие машины, движущийся транспорт и т.д.

Что такое звук? Как он возникает? Чем одни звуки отличаются от

других? Ответы на эти вопросы хотели узнать люди.

Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется

акустикой.

Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от

какого-то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдем в нем что-

то колеблющееся.

Если, например, звук исходит от репродуктора, то в нем колеблется

мембрана – легкий диск, закрепленный по его окружности. Если звук издает

музыкальный инструмент, то источник звука – это колеблющийся столб воздуха

и другие.

СЛОИСТАЯ СТРУКТУРА АТМОСФЕРЫ НА РАЗЛИЧНЫХ ВЫСОТАХ ЗАПИСАННАЯ С ПОМОЩЬЮ

ЗВУКОЛОКАТОРА.

ИЗ ИСТОРИИ ЗВУКА.

Звуки – наши неизменные спутники. Они по - разному воздействуют на

человека: радуют и раздражают, успокаивают и пугают своей неожиданностью.

В глубокой древности звук казался людям удивительным, таинственным

порождением сверхъестественных сил. Они верили, что звуки могут укрощать

диких животных, сдвигать скалы и горы, преграждать путь воде, вызывать

дождь, творить другие чудеса.

Жрецы Древнего Египта, заметив удивительное воздействие музыки на

человека, использовали ее в своих целях. Ни один праздник не обходился без

ритуальных песнопений. Позже музыка пришла в христианские храмы.

Древние индийцы раньше других овладели высокой музыкальной культурой.

Они разработали и широко использовали нотную грамоту задолго до того, как

она появилась в Европе. Их музыкальная гамма также состояла из семи нот, но

названия у них были другие: «са», «ре», «га», «ма», «па», «дха», «ни».

Считалось, что каждая из них отражает определенное духовное состояние: «са»

и «ма»- спокойствие и умиротворение, «га» и «дха»- торжественность, «ре»-

гнев, «па»- радость, «ни»- печаль.

Понять и изучить звук люди стремились с незапамятных времен.

Греческий ученый и философ Пифагор, живший две с половиной тысячи лет

назад, ставил различные опыты со звуками. Он впервые доказал, что низкие

тона в музыкальных инструментах присуще длинным струнам. При укорочении

струны в двое звук ее повысится на целую октаву. Открытие Пифагора положило

начало науки об акустики. Первые звуковые приборы были созданы в театрах

Древней Греции и Рима: актеры вставляли в свои маски маленькие рупоры для

усиления звука. Известно также применение звуковых приборов в египетских

храмах, где были «шепчущие» статуи богов.

Выявление Пифагором и его ученикам гармонические сочетания звуков

легли в основу более поздних представлении о так называемой гармонии

Вселенной. Согласно с этим представлением небесные тела и планеты

расположены относительно друг друга в соответствии с музыкальными

интервалами и излучают « музыку сфер ». Считалось, например, что Сатурн

издает самые низкие звуки, звуки Юпитера можно сравнить с басом, Меркурия-с

фальцетом, Марса- с тенором, Земли- с контральто, Венеры- с сопрано. У

этой теории была долгая жизнь. Ее признали даже в эпоху Возрождения, когда

уже были получены первые вполне научные сведения о природе и движения

планет. Отголоски этой теории можно обнаружить в трудах великого Кеплера,

открывшего закон движения планет и сыгравшего огромную роль в развитии

физики и астрономии.

Существует так называемые вихревые звуки: свист ветра в проводах,

такелажа кораблей, ветвях деревьев, завывание в трубах, на гребнях скал, в

расщелинах и узких оврагах. Люди издавна пользовались ими - на охоте, в

быту. В Древнем Китае существовал обычай выпускать голубей с привязанными к

их хвостам маленькие бамбуковые палочки. Воздушный поток, проходивший через

трубочку, вызывал нежное посвистывание. Подобные звуки издает и

тростниковая дудочка, которая была прообразом зародившейся в Древнем Египте

флейты. Позже ее стали называть флейтой Пана - в честь древнегреческого

бога лесов.

Легенда гласит, что в Иерусалиме когда-то находилась «стозвучная»

двурогая труба. Во время жертвоприношения разжигали костер, теплый воздух

от которого устремлялся в трубу, заставляя ее выть. Мощные воющие звуки

возникали также, когда в нее врывались вихри от пламени пожаров при осаде

города.

В 1831 году в Пятигорске была построена беседка, названная Эоловой

арфой. Внутри нее находились две арфы, которые с помощью флюгера

разворачивались против ветра и под действием воздушного потока издавала

гармонические звуки.

В Лондоне в кафедральном соборе святого Павла есть большой, диаметром

почти 50 метров, круглый зал. Человек, находящийся на одной стороне, может

говорить шепотом и его превосходно услышат на другой стороне. Ученые после

тщательных исследований дали научное объяснение этому явлению. Оказывается,

что при радиусе закругления стенки, равном 25 метров, звук распространяется

вдоль нее, как бы стелясь и доходит до слушателя почти без потерь. При этом

звук не отражается в сторону.

В некоторых музеях хранятся вазы античной работы, основное назначение

которых - не художественное украшение, а отражение, усиление и

сосредоточение звука. Сделанные из алебастра, такие вазы устанавливались в

больших залах, театрах, собраниях и даже на площадях. Ораторам не надо было

напрягать голос: слушатели воспринимали речь на всем, пространстве

достаточно далеко.

В 17 веке строители вместо ваз применяли звукопроводы в виде труб из

цемента. В частности, подобные звукопроводы можно найти в сооружениях,

возведенных по проектам Растрелли. Так собор Смольного монастыря весь в

звукопроводах. Предполагается, что они есть и в залах Зимнего дворца.

По всей вероятности, подобные хитроумные акустические устройства были

известны и в древности. Легенда наделила Сиракузского тирана Дионисия

способностью слышать в своем дворце даже легкий шепот. В это нетрудно

поверить, если допустить, что во дворце были керамические звукособиратели и

усилители.

ЧТО ТАКОЕ ЗВУК?

Что же такое звук? Звук - это распространяющиеся в упругих средах:

газах, жидкостях и твердых телах- механические колебания, воспринимаемые

органами слуха.

Рассмотрим примеры, поясняющие физическую сущность звука. Струна

музыкального инструмента передает свои колебания окружающим частицам

воздуха. Эти колебания будут распространятся все дальше и дальше, а

достигнув уха, вызовут колебания барабанной перепонки. Мы услышим звук.

Таким образом, то, что мы называем звуком, представляет собой быструю

смену, частицы воздуха не перемещаются, они только колеблются, попеременно

смещаясь в одну и другую сторону на очень небольшие расстояния.

Но изолированных колебании одного тела не существует. В каждой среде в

результате взаимодействия между частицами колебания передаются все новым и

новым частицам, т.е. в среде распространяются звуковые волны.

Другим простым примером колебательного движения могут служить

колебания маятника. Если маятник отклонить от его положения равновесия, а

затем отпустить то он будет совершать свободные колебания. Под действием

силы тяжести маятник возвращается в свое первоначальное положение, по

инерции проходит исходную точку и поднимается вверх, при этом сила тяжести

будет тормозить его движение. В точке максимального отклонения маятник

становится и через мгновение начнет движение в обратном направлении. Циклы

колебаний маятника непрерывно повторяются.

Колебания могут быть периодическими, когда изменения повторяются через

равный промежуток времени и не периодическими когда нет полного повторения

процесса изменения. Среди периодических колебаний очень важную роль играют

гармонические колебания. В зависимости от процесса различают колебания

механические, электрического тока и напряжения звуковых колебаний.

Наиболее наглядны волны на поверхности воды. Если бросить камень в

воду, вначале появится углубление, затем - возвышение воды, а потом

возникают волны, представляющие собой последовательно чередующиеся гребни и

впадины. Увеличиваясь по фронту, они распространяются по всем направлениям,

но отдельные частицы не передвигаются вместе с волнами, а колеблются только

в небольших пределах около некоторого неизменного положения. В этом можно

убедиться, например, наблюдая за щепкой, подпрыгивающую на волнах. Она

будет подниматься и опускаться, т.е. колебаться, пропуская под собой

бегущую волну.

Волны бывают продольные и поперечные; в первом случае колебания частиц

среды совершаются вдоль направления распространения волны, во втором -

поперек него.

Человеческое ухо способно воспринимать колебания с частотой примерно

от 200 до 20000 колебаний в секунду. Соответственно этому механические

колебания с указанными частотами называются звуковыми, или акустическими.

Вопросы, которыми занимается акустика, очень разнообразны. Некоторые из них

связаны со свойствами и особенностями органов слуха.

Общая акустика изучает вопросы возникновения, распространения и

поглощение звука.

Физическая акустика занимается изучением самих звуковых колебаний, а

за последние десятилетия охватила и колебания, лежащие за пределами

слышимости (ультраакустика). При этом она широко пользуется разнообразными

методами превращения механические колебания, электрические и обратно.

Применительно к звуковым колебаниям, число задач физической акустики входит

и изучение физических явлений, обусловливающих те или иные качества звука,

различимые на слух.

Электроакустика, или техническая акустика, занимается получением,

передачи, приемом и записью звуков при помощи электрических приборов.

Архитектурная акустика изучает распространение звука в помещениях,

влияние на звук размеров и формы помещений, свойств материалов, покрывающих

стены и потолки и. т. д. При этом имеется в виду слуховое восприятие звука.

Музыкальная акустика исследует природу музыкальных звуков, а также

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты