причине. На этом эффекте основано действие резонансного возбуждения,
представляющего собой особую чувствительность системы к воздействиям,
согласующимся с ее внутренними свойствами. Вследствие этого малые, но
согласованные с внутренним состоянием системы внешние воздействия на нее
могут оказаться более эффективными, чем большие (для этого может
потребоваться соблюдение некоторых условий, например, чтобы значения
параметров системы не выходили за пределы какой-либо области, а появление
нового признака или нового элемента у одного компонента системы приводит к
появлению их и у других компонентов.
Системы и их компоненты подвержены флуктуациям (колебаниям, изменениям,
возмущениям, которые в равновесных, закрытых системах гасятся сами по себе.
В открытых системах под воздействием внешней среды внутренние флуктуации
могут нарастать до такого предела, когда система не в силах их погасить.
Фактически внутренние флуктуации рассматриваются в концепциях
самоорганизации как безвредные, и только внешние воздействия оказывают
более или менее значимое влияние. В последнее время в это положение
вносятся существенные коррективы, касающиеся, в частности, "естественного
отбора" флуктуаций: чтобы процессы самоорганизации имели место, необходимо,
чтобы одни флуктуации получали подпитку извне и тем самым обладали
преимуществом над другими флуктуациями. Тем не менее и в этом случае
недооценивается роль в движении системы флуктуаций внутреннего
происхождения. Лишь теория катастроф указывает на то, что скачок может быть
следствием одних лишь внутренних флуктуаций. Если в материалистической
диалектике недооценивалась роль среды, то в концепциях самоорганизации -
роль самой системы (и ее подсистем в ее развитии.
В последнее время концепции самоорганизации стали отводить внутренним
флуктуациям большую роль, чем прежде. Об этом свидетельствует приводимая
ниже типология флуктуаций, согласно которой различаются свободные
колебания, вынужденные и автоколебания. К свободным относят колебательные
движения, постепенно затухающие в реальной системе (как затухают колебания
свободно подвешенного маятника, достигающей, таким образом, состояния
равновесия. Вынужденные флуктуации возникают при воздействии на систему
совершающей колебания внешней силы (к примеру, человека, подталкивающего
маятник, в результате которого система раньше или позже будет флуктуировать
с частотой и амплитудой, навязываемыми внешним влиянием. Автоколебания -
это незатухающие, самоподдерживающиеся колебания, происходящие в
диссипативных (макроскопических открытых, далеких от равновесия системах,
т.е. системах, определяющихся параметрами, свойствами и природой самой
системы. Вынужденные колебания и автоколебания характерны для открытых
систем, а свободные - для закрытых, стремящихся к равновесию.
Влияние на систему как внешних, так и внутренних флуктуаций различных видов
(включая резонансные с системой основано на действии двух эффектов: петли
положительной обратной связи и кумулятивного эффекта.
Петля положительной обратной связи делает возможным в далеких от равновесия
состояниях усиление очень слабых возмущений до гигантских, разрушающих
сложившуюся структуру системы, волн, приводящих систему к революционному
изменению - резкому качественному скачку. Такой подход может помочь глубже
разобраться в природе многих социально-экономических процессов, включая
экономическое развитие, экономические циклы, НТР и т.д.
Кумулятивный эффект заключается в том, что незначительная причина вызывает
цепь следствий, каждое из которых все более существенно. Нередко он
непосредственно связан с петлей положительной обратной связи.
Флуктуации, воздействующие на систему, в зависимости от своей силы могут
иметь совершенно разные для нее последствия. Если флуктуации открытой
системы недостаточно сильны (особенно это касается флуктуаций управляющего
параметра или подсистемы, система ответит на них возникновением сильных
тенденций возврата к старому состоянию, структуре или поведению, что
раскрывает глубинную причину неудач многих экономических реформ. Если
флуктуации очень сильны, система может разрушиться. И, наконец, третья
возможность заключается в формировании новой диссипативной структуры (см.
ниже и изменении состояния, поведения и/или состава системы.
Любая из описанных возможностей может реализоваться в так называемой точке
бифуркации, вызываемой флуктуациями, в которой система испытывает
неустойчивость. Точка бифуркации представляет собой переломный, критический
момент в развитии системы, в котором она осуществляет выбор пути; иначе
говоря, это точка ветвления вариантов развития, точка, в которой происходит
катастрофа. Термином "катастрофа" в концепциях самоорганизации называют
качественные, скачкообразные, внезапные ("гладкие" изменения, скачки в
развитии.
Поведение всех самоорганизующихся систем в точках бифуркации имеет общие
закономерности, многие из которых уже раскрыты концепциями самоорганизации.
Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Точки бифуркации часто провоцируются изменением управляющего параметра
или управляющей подсистемы, влекущей систему в новое состояние.
2. Потенциальных траекторий развития системы много и точно предсказать, в
какое состояние перейдет система после прохождения точки бифуркации,
невозможно, что связано с тем, что влияние среды носит случайный характер
(это не исключает детерминизма между точками бифуркации Такое объяснение
вряд ли можно признать достаточным: хотя случайность и оказывает влияние на
поведение системы в точке бифуркации, есть и другие факторы и эффекты,
которые признаны синергетикой и системными исследованиями всеобщими, но в
контексте данной проблемы они не учитываются. Речь идет прежде всего о
резонансном возбуждении, обратных связях и кумулятивном эффекте. В
соответствии с первым система, подталкиваемая флуктуациями, должна выбрать
ту ветвь развития, которая согласуется с ее внутренними свойствами и
прошлым (концепции самоорганизации нередко недооценивают резонансное
возбуждение как фактор развития. Петля положительной обратной связи
бусловлена наличием в процессоре системы "катализаторов", т.е. компонентов,
само присутствие которых стимулирует определенные процессы в системе, она
связывает выбор пути с предыдущим состоянием. Катализаторы и предыдущие
состояния системы также притягивают ее к определенной ветви или ветвям
развития, как магнит - железо. Отрицательные обратные связи, наоборот,
отталкивают соответствующие ветви. Кумулятивный эффект способствует
накоплению определенных свойств системы и/или под воздействием внешних
флуктуаций "запускает" в системе усиливающийся процесс. Все это дает
возможность предсказывать вероятность выбора системой той или иной ветви,
поскольку и случайные флуктуации подвержены действию этих эффектов.
Н.Д. Кондратьев полагал, что случайность вообще не может быть поставлена
рядом с категорией причинности. Во всяком случае, это касается регулярности
событий. Случайными могут быть только некоторые иррегулярные события.
Категорию случайности следует отнести скорее к особенностям мышления, чем
считать категорией бытия. Поэтому случайными Н.Д. Кондратьев называл такие
иррегулярные события, причины которых при данном состоянии научного знания
и его средств не могут быть определены. Даже если мы не знаем времени
наступления события, это не означает, что его появлению не предшествовала
цепь породивших его причин.
3. Выбор ветви может быть также связан с жизненностью и устойчивым типом
поведения системы. Согласно принципу устойчивости среди возможных форм
развития реализуются лишь устойчивые; неустойчивые если и возникают, то
быстро разрушаются.
4.Повышение размерности и сложности системы вызывает увеличение количества
состояний, при которых может происходить скачок (катастрофа, и числа
возможных путей развития, то есть чем более разнородны элементы системы и
сложны ее связи, тем более она неустойчива, что отмечал еще А.А. Богданов.
Впоследствии эта закономерность стала известна как "закон Легасова" - чем
выше уровень системы, тем более она неустойчива, тем больше расходов
требуется на ее поддержание.
5. Чем более неравновесна система, тем из большего числа возможных путей
развития она может выбирать в точке бифуркации.
6. Два близких состояния могут породить совершенно различные траектории
развития.
7. Одни и те же ветви или типы ветвей могут реализовываться неоднократно.
Например, в мире социальных систем есть общества, многократно выбиравшие
тоталитарные сценарии.
8. Временная граница катастрофы определяется "принципом максимального
промедления": система делает скачок только тогда, когда у нее нет иного
выбора.
9. В результате ветвления (бифуркации возникают предельные циклы -
периодические траектории в фазовом пространстве, число которых тем больше,
чем более структурно неустойчива система.
10. Катастрофа изменяет организованность системы, причем не всегда в
сторону ее увеличения.
Таким образом, в процессе движения от одной точки бифуркации к другой
происходит развитие системы. В каждой точке бифуркации система выбирает
путь развития, траекторию своего движения.
Множества, характеризующие значения параметров системы на альтернативных
траекториях, называются аттракторами. В точке бифуркации происходит
катастрофа - переход системы от области притяжения одного аттрактора к
другому. В качестве аттрактора может выступать и состояние равновесия, и
предельный цикл, и странный аттрактор (хаос. Систему притягивает один из
аттракторов, и она в точке бифуркации может стать хаотической и
разрушиться, перейти в состояние равновесия или выбрать путь формирования
новой упорядоченности.
Если система притягивается состоянием равновесия, она становится закрытой и
до очередной точки бифуркации живет по законам, свойственным закрытым
системам. Если хаос, порожденный точкой бифуркации, затянется, то
становится возможным разрушение системы, вследствие чего компоненты системы
раньше или позже включаются составными частями в другую систему и
притягиваются уже ее аттракторами. Если, наконец, как в третьем случае,
система притягивается каким-либо аттрактором открытости, то формируется
новая диссипативная структура - новый тип динамического состояния системы,
при помощи которого она приспосабливается к изменившимся условиям