Введение основных понятий в оптику

Введение основных понятий в оптику

Министерство Образования Российской Федерации

Оренбургский Государственный Педагогический Университет

Факультет: Физико-математический

Кафедра методики преподавания физики

Курсовая работа

По физике

На тему: Введение основных понятий в оптику

Составитель: студент Физико-математического факультета 41 группы

Дедловский Сергей

Сергеевич

Научный руководитель: Суербаев Ахмед Хамитович

Оренбург 2002 г.

Введение

Учение о свете является одним из самых важных в современной физике. Оно

основывается на волновых и квантовых представлениях. Технические приложения

оптики огромны. Оптические методы широко внедряются в научные исследования

и в технику (при измерениях размеров тел, в спектральном и люминисцентном

анализе, исследованиях упругих свойств материалов и т.п.). Законы оптики

широко применяются в оптотехнике, связанной с получением изображений в

оптических инструментах, светотехнике, занимающейся освещением и

источниками света, и в фототехнике, в которой используются квантовые

свойства света.

Несмотря на такое огромное значение оптики и её технических приложений,

содержание этого важного раздела курса физики средней школы не отражает в

должной мере её успехи. Даже так называемые традиционные вопросы курса

геометрической (или лучевой) оптики в практике преподавания часто не

получают правильного истолкования. Речь идет не о дополнении курса физики

подробностями, не имеющими принципиального характера, а о физическом

истолковании понятий и законов оптики. Во многих случаях в памяти учеников

остаются знания о свете, к сожалению, только как о лучах и светящихся

точках. Между тем, как известно, последние являются абстракциями, так же

как, например, абсолютно твердое тело, точечный электрический заряди т.п.

Поэтому учащиеся пытаются применить абстрактное понятие о световых лучах

как геометрических линиях и понятиях о светящихся точках как математических

точках к тем областям оптических явлений, где эти понятия теряют свой

смысл.

При изложении геометрической оптики в курсе физики средней школы часто не

используются закон сохранения и превращения энергии, понятия об управлении

световым потоком с помощью зеркал и линз, о световых пучках, с которыми

только и проводятся эксперименты в школе; не рассматриваются роль диафрагм

в получении изображений, глаза в их формировании; изображения не доводятся

до сетчатки глаза, т.е. глаз не рассматривается совместно с оптической

системой, например микроскопом и телескопом. Поэтому такое важное понятие,

как мнимое изображение, не разъясняется с достаточной полнотой. Обычно не

обращается внимание также на область видения изображений, поле зрения.

Программа по физике для средней школы содержит достаточный объем знаний по

оптике. В неё входят также некоторые вопросы физической оптики –

интерференция и дифракция света, фотоэффект, химическое действие света и их

различные применения (автоматика и фотография), излучение и поглощение

света атомами и др. Таким образом, по оптике объем сведений в программе

достаточный. Однако в значительном усовершенствовании нуждается методика её

изложения, в том числе геометрической её части (лучевой оптики). Необходимо

формировать правильное понимание учащимися соотношения между волновой и

геометрической оптикой, разъяснить пределы применимости последней.

Пренебрежение же волновыми свойствами света приводит к тому, что остаётся

невыясненным, почему существует предел увеличения оптических инструментов.

Обычно оптику разделяют на геометрическую и физическую. Геометрическая

оптика, являющаяся теоретической основой оптотехники, базируется на четырех

законах: прямолинейного распространения света в однородной среде;

независимости световых пучков друг от друга; отражения и преломления света.

Геометрическая оптика не объясняет природы оптических явлений, а

основывается на геометрических представлениях. Перечисленные выше законы

относятся лишь к направлению распространения света, следовательно, имеют

скорее геометрический смысл, чем физический смысл.

Методика изучения темы «отражение и преломление света»

Отражения света. Зеркала.

Во введении к данной теме подчеркивается, что на границе раздела двух сред

происходит отражение и преломление света. При разделении светового потока

соблюдается закон сохранения энергии.

Указывается также, что при зеркальном отражении неровности отражающей

поверхности должны быть значительно меньше 1мк. Такого же порядка

неоднородности могут быть в немутной преломляющей среде.

Разделение светового потока на отраженный и преломленный демонстрируется с

помощью таких опытов:

1.Используется аквариум с флюоресцирующей жидкостью. Параллельный пучок

лучей от проекционного фонаря направляется на экран (металлическое или

стеклянное зеркало), поставленный под углом к световому потоку. Последний

отражается также под углом на поверхность воды в аквариуме. Преломленный

пучок света ясно виден во флюоресцирующей жидкости. Отраженный пучок можно

принять на белый экран или увидеть в задымленном воздухе.

2. На оптической шайбе устанавливается стеклянный полуцилиндр. От

осветителя узкий пучок света направляется на плоскую поверхность цилиндра.

В последнем виден пучок преломленного света, а на белом диске шайбы –

отраженный пучок. При изменении угла падения пучка можно видеть изменение

яркости преломленного и отраженного пучка – яркость одного увеличивается, а

другого уменьшается.

Для проверки закона отражения ставятся параллельно два опыта – с волнами на

поверхности жидкости (желательно со стробоскопом) и с оптической шайбой.

Пальцем ударяют по линейному вибратору. Всплеск доходит до экрана

(металлического бруска), поставленного один раз перпендикулярно линии

распространения волны, а другой раз – под углом к ней. Наблюдается, в

каком направлении распространяется волна. Затем рассматривается непрерывная

картина распространения и отражения плоских волн. Обращается внимание на

угол падения и отражения лучей. Дается рисунок наблюдаемой картины. Нормали

к фронту волны вычерчиваются цветным мелком.

В опыте с оптической шайбой узкий пучок света направляется на плоское

зеркало вначале перпендикулярно ему, а затем под все увеличивающемся углом

и измеряются углы падения и отражения.

Обращается внимание на то, что в опыте с водяными волнами изменяется

направление нормали к фронту волны (рис. 1, а), а в оптическом опыте –

направление осевого луча в световом пучке (рис. 2, а).

Аналогично рассматривается отражение круговых водяных волн и расходящихся

пучков. Угол между линиями, ограничивающими световой пучок, не изменяется.

Чтобы учащиеся правильно отсчитывали углы падения и отражения света, можно

рекомендовать вести отсчет этих углов всегда от перпендикуляра,

восстановленного в точке падения луча. При формулировке закона отражения

надо подчеркнуть не только равенство этих углов, но и то, что они лежат в

одной плоскости.

Сравнивается характер зеркального и диффузного отражения. В числе

иллюстрирующих примеров можно показать использование зеркального

гальванометра (ставится опыт с отклонением светового пятна на шкале при

нагревании термопары рукой).

При наличии достаточного времени желательно ознакомить учащихся с

отражательной способностью некоторых материалов – с понятием, весьма важным

в светотехнике (таб 1.)

|материал |Коэффициенты отражения |

|Полированное серебро |0,88 – 0,93 |

|Посеребренное стеклянное |0,7 – 0,85 |

|зеркало | |

|Полированный хром |0,6 – 0,7 |

|Белая жесть |0,69 |

|Полированный никель |0,55 – 0,63 |

В этом месте курса возможны упражнения следующего содержания:

1. Узкий пучок света образует с плоскостью зеркала угол в 300. Какой будет

угол между падающим и отраженным пучком?

2. Под каким углом к параллельному пучку света надо поставить зеркало,

чтобы этот пучок пучок повернуть на 900?

3. Показать построением с помощью транспортира, что при отражении от

плоского зеркала вид пучка света не изменяется. Рассмотреть два случая –

параллельный и расходящийся световой пучок.

4. Узкий пучок света падает на плоское зеркало под углом. На какой угол

сместится отраженный пучок света, если зеркало повернуть на 150?

Зеркала.

Получение изображений (светящейся точки и протяженного предмета) в плоском

зеркале рассматривается на опыте и при помощи геометрических построений.

Для опыта лучше взять оконное стекло, а не обычное зеркало.

Обращается внимание на следующее:

Из расходящегося пучка света берутся лишь два крайних луча, ограничивающих

пучок и падающих на зеркало;

Все лучи после отражения пересекаются при обратном их продолжении в одной

точке (мнимое изображение). Полезно построить два из них на чертеже;

изображение предмета будет симметричным относительно зеркала, прямое равное

и мнимое; глаз обладает свойством воспринимать расходящиеся пучки света, в

результате чего человек видит предмет, хотя его изображение мнимое( в

дальнейшем, после изучения свойства глаза, рисунок, иллюстрирующий

получение изображения в плоском зеркале, можно дополнить построением

действительного изображения предмета на сетчатке).

Какова область видения изображения (рис.1 и 2)

Для пояснения последнего вопроса можно повернуть плоское зеркало так, чтобы

изображение, например, свечи увидела только одна половина класса, а после

поворота вокруг вертикальной оси – другая половина.

Разъясняются различные применения плоских зеркал в технике.

Рекомендуются следующие упражнения:

1.Перед плоским зеркалом, несколько в стороне от него находится точечный

источник света S. Определить где находится его изображение и область

видения.

Эту задачу можно решить двояко. Первый путь – построить световой пучок,

падающий на зеркало, и, пользуясь законом отражения, найти изображение

точки и область его видения. Другой путь – нанести на чертеже точку S1,

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты