Бюджетная система РФ

9) между предприятиями и страховыми компаниями и организациями — при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

10) между предприятиями и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование собственного и в его составе уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.

Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами, и, наоборот, отрицательный результат или отсутствие его — о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и возможности банкротства предприятия.

Финансовые особенности некоммерческих организаций определяются тем, что их основная деятельность, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», не связанна с извлечением прибыли, а полученная прибыль не распределяется среди участников. При отсутствии прибыли от результатов собственной деятельности финансирование осуществляют участники либо собственники некоммерческих организаций.[4]

К некоммерческим организациям относятся общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и другие фонды, ассоциации и союзы, а также организации в других формах, предусмотренных законодательством.

Некоммерческие организации имеют существенные различия, но объединены по принципу основной цели их деятельности. Взносы участников в некоммерческие организации являются добровольными. Предпринимательская деятельность в некоммерческих организациях подчинена достижению целей их создания, а основная цель таких объединений – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общих интересов.

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также реорганизации существующей некоммерческой организации. Некоммерческая организация учреждается по решению учредителей.

Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.

Источниками формирования имущества некоммерческой организации являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды, доходы, проценты, получаемые по ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации, и др. Законодательно могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Порядок регулярных поступлений от учредителей, участников, членов определяется учредительными документами. Полученная прибыль не распределяется между участниками и членами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация не выплачивает вознаграждение членам высшего органа ее управления за выполнение возложенных на них функций, кроме компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Органы государственной власти и местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления, полностью или частично финансируют их. В пределах своей компетенции они могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

1)        предоставлять льготы по уплате налогов, таможенных и других сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, в других установленных законодательством целях;

2)   полностью или частично освобождать от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом;

3)   размещать среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственные и муниципальные заказы;

4)   предоставлять льготы по уплате налогов физическим и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Не предоставляются льготы по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным физическим и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и законом.[5]

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован при следующих условиях:

·        имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

·        цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

·        уклонения фонда от целей, предусмотренных его уставом;

·        в других случаях предусмотренных законом.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Подводя общий итог следует отметить, что задачи и функции финансовых служб некоммерческих организаций существенно отличаются от финансовых служб коммерческих организаций. Главное отличие состоит в порядке привлечения источников финансирования их деятельности, распределения и использования финансовых ресурсов, формирования фонда денежных средств, принятие конкретных финансовых решений. Однако в части предпринимательской деятельности, которой некоммерческие организации занимаются для выполнения уставных целей, работа финансовой службы аналогична той, которая ведется в коммерческих организациях.

Заключение

Бюджетный кризис, развивавшийся в течение последних лет, достиг своей вершины в 1998 г. Важнейшая задача в ближайшей перспективе – обеспечить устойчивый экономический рост. Для этого необходимо ориентировать государственную политику на поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности; создать обстановку максимального благоприятствования для частных капиталовложений; надежно гарантировать права собственника; добиться строжайшей экономии расходов на всех уровнях управления.

Преобразования бюджетной системы Российской Федерации на сегодняшний день крайне необходимы. Они должны вестись по следующим направлениям:

·формирование сильного федерального бюджета как гаранта устойчивости всей бюджетной системы, мощного инструмента государственного регулирования рыночной экономики;

·переход к целевым финансовым трансфертам территориям с аккумуляцией федеральных и региональных бюджетных ресурсов для совместного финансирования инвестиционных и социальных программ;

·отказ от предоставления бюджетно-налоговых преимуществ по признакам государственно-национального статуса субъектов Российской Федерации;

·законодательное утверждение бюджетной асимметрии в соответствии с программами региональной экономической и социальной политики с использованием критериев «бедных» и «богатых» регионов и других утвержденных Федеральным Собранием группировок и критериев.

Все это в совокупности способно значительно усовершенствовать бюджетную систему Российской Федерации особенно в отношении формирования нормальных рыночных межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма. Тем не менее такое обновление, являясь чрезвычайно важным аспектом реформирования всей бюджетной системы, затрагивает в основном лишь внутрибюджетные проблемы. Не менее важно и формирование рациональных «внешних» бюджетных отношений, т.е. отношений бюджета с конечными объектами государственного бюджетного регулирования – с населением и предприятиями. Следовательно, возникает необходимость рационализации бюджетных расходов, повышения их целевой направленности и, конечно, оптимизации доходных поступлений. Эта проблема выражается в Российской Федерации, как, впрочем, и во многих развитых государствах, в необходимости сбалансированности бюджета: проблеме управления бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и другими актами с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.

Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

Литература

1.      Конституция Российской Федерации.

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98г. № 145 – ФЗ, включая изменения и дополнения, внесенные ФЗ от 05.08.01г. № 116.

3.      Закон РСФСР от 10.10.91 г. №1734 – 1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»

4.      Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.96 г.

5.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.94 г. №51 – ФЗ.

6.      Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.:Юнити-Дана, 2000. – 687 с.

7.      Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. – М.:ИД ФКБ – ПРЕСС, 2000. – 760 с.

8.      Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юнити, 1999.

9.      Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2001. – 276 с.

10.  Катанандов С.Л. Бюджетная политика республики Карелия: сегодня и завтра // Финансы. 2001. №11

11.  Курс предпринимательства: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Финансы, Юнити, 1997. – 439 с.

12.  Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, Юнити, 1998. – 639 с.

13.  Соснин А.Е. Государственный долг – благо или зло?// Финансы. 2001 №10

14.  Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, Юнити, 1999. – 527 с.

15.  Юденков Ю.Н. Концептуально – правовые основы формирования и исполнения бюджета. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М: Центральный Банк Российской Федерации, 2001. – 207с.


Приложение 1












































Рис. 1.1 Построение бюджетной системы Российской Федерации

Приложение 2

Таблица 1.1

Структура расходов государственного бюджета по отдельным статьям в 1999 г., %

Страна

Органы государственного управления

Оборона

Образование

Здравоохранение

Социальное обеспечение

Культура

Сельское хозяйство

Россия

2,39

16,3

3,6

1,8

7,3

0,5

1,6

Белоруссия

5,2

4,1

17,6

2,5

36,5

0,9

13,2

Бразилия

15,4

2,6

3,6

5,2

29,5

0,1

1,8

Великобритания

7,6

9,9

3,3

14,0

26,6

0,5

1,0

Венгрия

16,9

3,6

3,3

7,9

28,7

1,9

4,1

Германия

8,8

6,4

0,8

16,8

45,3

0,3

0,9

Италия

7,5

3,6

8,3

11,3

38,0

1,0

1,2

Китай

11,4

19,0

2,9

0,4

0,1

0,6

7,1

Люксембург

10,6

1,5

8,6

2,9

50,8

1,3

1,6

США

9,4

5,7

7,0

15,6

45,0

0,5

0,4

Швеция

4,7

5,5

5,0

10,3

48,2

0,7

0,7

Япония

3,6

4,1

6,0

1,6

36,8

0,2

1,1

 


[1] Соснин А.Е. Государственный долг – благо или зло?// Финансы. 2001 №10

[2] По закону о бюджетной классификации в объем государственного внешнего долга РФ и субъектов РФ включаются основной долг по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, а также международных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ по пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, выраженные в иностранной валюте (включая курсовую разницу).

[3]Катанандов С.Л. Бюджетная политика республики Карелия: сегодня и завтра // Финансы. 2001. №11

[4] Статья 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 21.01.96 г.

[5] Статья 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 21.01.96 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты