Государственное регулирование транспортной деятельности

4. Контроль ценообразования и применения тарифов. Данная функ­ция является одной из важнейших. К сожалению, нынешняя кризисная си­туация характеризуется общим ослаблением контроля за финансовой дис­циплиной, отсутствием четких инструкций по применению тарифов и вы­нужденным (вследствие роста цен на все ресурсы) повсеместным освобож­дением транспортных тарифов. Результатом является практически бесконтрольное ценообразование на транспорте, причем в ряде случаев увеличе­ние цен на транспортные услуги значительно превышает необходимую ве­личину.

Видимо, в перспективе будет создана новая тарифная система, сочетающая централизованный контроль за общим уровнем тарифов с доста­точной свободой формирования тарифов в конкретных регионах, на от­дельных видах перевозок, конкретными предприятиями.

5. Налоговое регулирование транспортной деятельности. Налоги, в отличие от тарифов, уровень которых важен и для клиентуры, и для тран­спортных предприятий, являются рычагом "однонаправленного" воздей­ствия и применяются для стимулирования выполнения определенных видов деятельности или же, напротив, для "ограждения" тех секторов рынка, где уровень конкуренции излишне высок.

Налоговая система Российской Федерации, как и система тарифов, находится в стадии формирования. Однако уже сейчас законодательство представляет региональным органам власти возможность определенного "маневра" с помощью местных налогов. Это означает, что региональные отделения РТИ в принципе получают возможность участия в подготовке решений об изменении местного налогообложения транспортных пред­приятий с учетом специфики их работы, важности для региона выполняе­мых перевозок и т.д.

6. Контроль и анализ транспортного обслуживания в различных сек­торах рынка. Эта задача является в настоящее время чрезвычайно важной для всей системы регулирования транспортной деятельности в Российской Федерации, а может быть и первоочередной. Дело в том, что отечественная транспортная статистика никогда не была ориентирована на анализ соотношения спроса и предложения на транспортном рынке и информировали. в основном, об объемных показателях работы транспорта. Между тем, для подготовки целенаправленных решений в области регулирования транспортной деятельности совершенно необходима достоверная информация о потребностях в транспортных услугах и степени их удовлетворения.

В получении данных о состоянии транспортного обслуживания на местах региональным отделениям РТИ будет принадлежать ведущая роль. При этом, помимо анализа официальной отчетности и статистики, тран­спортный инспектор должен иметь представление о состоянии транспортного обслуживания на важнейших секторах транспортного рынка своего региона, составляя точную картину на основе своего общения с транспортниками, клиентурой, представителями властей и т.д.

Новая система официальной отчетности транспортных предприятий, как и методика анализа соотношения спроса и предложения в различных секторах транспортного рынка, находятся еще в стадии разработки. Тем не менее, в практике работы отделений РТИ могут использоваться простей­шие методические приемы для анализа состояния транспортного рынка.

7. Финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание государственной помо­щи различным предприятиям в обеспечении такого финансирования.

Практика развитых стран показывает, что финансовые ресурсы, не­обходимые для обустройства транспортных систем (дорог, терминалов, ав­товокзалов и т.д.) не всегда оказываются доступными даже для крупных тран­спортных предприятий. В России сегодня из-за резкого падения финансовых возможностей предприятий эта проблема стоит чрезвычайно остро.

Разумеется, региональные отделения РТИ не обладают ресурсами для финансирования развития транспортных систем. Однако в тех ситуациях, когда при обсуждении местного бюджета решается вопрос о размерах и структуре ассигнований  на  развитие  регионального  транспорта (строительство автовокзала, улучшение дорог и мостов и т.д.), транспорт­ной инспекции должна быть предоставлена возможность дать свое обосно­вание по поводу того, какие объекты с учетом сложившейся транспортной ситуации должны финансироваться в первую очередь.

8. Покрытие текущих убытков транспортных предприятий, повыше­ние рентабельности которых за счет самоокупаемости является по тем или иным соображениям невозможным (дотации транспортным предприятиям).

            Чаше всего объектами дотации являются системы городского пасса­жирского транспорта, рентабельность которого не может быть обеспечена при разумном уровне цен. В развитых странах соответствующая дотация предусматривается как на уровне государственного бюджета, так и на уровне местных бюджетов. Величина соответствующих ассигнований со­гласовывается центральными и региональными властями.

Роль отделения транспортной инспекции в данном случае та же, что и в решении вопросов о финансировании развития транспорта.

9. Разработка и контроль выполнения экологических стандартов. Данная функция государственного регулирования приобрела особую акту­альность в последние годы, когда общепризнанной стала значительная роль транспорта в загрязнении окружающей среды (считается, что на его долю приходится более трети всех загрязнений).

Задача региональных отделений РТИ при осуществлении данной функции заключается в контроле за экологическим состоянием транспорт­ных предприятий.

10. Разработка и контроль выполнения норм безопасности труда на транспорте и технических стандартов безопасности.

Участие региональных отделений РТИ при реализации данной функ­ции заключается в организации совместно с органами ГАИ системы кон­троля за соблюдением установленных норм и стандартов.

11. Разработка и применение административно-экономических мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуа­циях. Государство должно иметь "механизмы" для оперативного привлече­ния провозных возможностей различных видов транспорта для ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, обеспечения убор­ки урожая, завоза грузов на Север, а также для проведения подготовитель­ных мероприятий в "особом периоде".

В период административно-командного управления транспортом проблема привлечения транспорта в экстренных ситуациях решалась адми­нистративными предписаниями транспортным предприятиям. В настоящее время еще предстоит выбрать механизмы нового типа, сочетающие адми­нистративно-правовые рычаги со средствами экономического стимулиро­вания и полной компенсацией дополнительных издержек транспорта. Ре-тональные транспортные инспекции, взаимодействуя с местными властя­ми, должны помогать в поиске и отработке таких механизмов с учетом конкретных особенностей транспортной системы своего региона.

Для реализации возложенных на РТИ функций предполагается, что отделения транспортной инспекции предоставляют:

Автотранспортным предприятиям:

-         защиту от появления конкурентов, не имеющих лицензий;

-         защиту от недобросовестной конкуренции, т.е. пресечение попыток конкурентов получить преимущество на рынке за счет нарушения установленных правил обслуживания;

-         рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных си­туаций, возникающих во взаимоотношениях между транспортни­ками и клиентурой, а также между различными транспортными предприятиями;

-         информацию транспортным предприятиям о наличии групп клиен­туры или секторов рынка, где могли бы быть реализованы избы­точные провозные возможности данного предприятия;

-         возможность получения официального разрешения на применение повышенных тарифов в тех случаях, когда это объективно соответ­ствует условиям выполнения перевозок и предусмотрено дей­ствующими правилами;

-         обоснование, подготовку и проведение (совместно с органами влас­ти и вышестоящими органами управления транспортом) мер по экономической, материально-технической и социальной поддержке транспортных предприятий, выполняющих важные социально-экономические функции в данном регионе.

Клиентам А ТП:

-         гарантии достаточной квалификации транспортников;

-         обеспечение (совместно с другими органами технического и адми­нистративного контроля) безопасности и экологической чистоты транспортного процесса;

-         подготовку и реализацию (совместно с региональными органами власти) мер для привлечения транспортных предприятий в те сек­тора рынка, где транспортное обслуживание недостаточно;

-         контроль тарифной дисциплины. Запрет применения предприятия­ми неоправданно высоких тарифов или использования прейскуран­тов, не разрешенных для данного транспорта или региона;

-         применение в отношении транспортников санкций за отказ в об­служивании невыгодных клиентов или за другие нарушения правил обслуживания, установленных для данного транспортного пред­приятия;

-         выполнение "квазиарбитражиых" функций, то есть рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возни­кающих между клиентурой и транспортными предприятиями.

Местным органам власти:

-         оперативные сведения о решениях Министерства транспорта Рос­сийской Федерации, касающихся формирования транспортной по­литики на местах;

-         объективную информацию о состоянии транспортного обслужива­ния на территории региона и в отдельных секторах транспортного рынка;

-         конкретные предложения по изменению условий работы транспорт­ных предприятий и рациональному использованию местного бюд­жета для улучшения транспортного обслуживания;

-         подготовку и совместное обоснование ходатайств в федеральные органы власти о материально-техническом обеспечении решения острых проблем транспортного обслуживания региона;

-         прямое управление работой транспортных предприятий (за счет применения дополнительных лицензионных требований) в целях обеспечения обслуживания "невыгодных" для транспортников сек­торов рынка и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

-         контроль состояния экологической чистоты и безопасности тран­спортной системы региона.

Министерству транспорта Российской Федерации:

-         достоверную общую информацию о состоянии транспортного об­служивания в регионах;

-         возможность непосредственного проведения транспортной полити­ки в регионах республики, а также контроля и анализа эффектив­ности предпринимаемых мер в области регулирования работы транспорта;

-         получение опережающей информации о неблагополучии в отдель­ных секторах рынка и необходимости принятия конкретных мер;

-         сведения о практическом опыте транспортного регулирования на местах и о наиболее эффективных методах, применяемых, найден­ных в отдельных регионах - конкретные предложения по совершен­ствованию действующего лицензирования предприятий, тарифной системы, разделения транспортного рынка на сектора;

-         информацию об актуальности и "работоспособности" действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области тран­спорта и предложения по их совершенствованию.

Необходим определенный период становления, накопления опыта, а также подкрепления всех перечисленных функций РТИ соответствующими административными и правовыми актами, что происходит в настоящее время.







































ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Информация, необходимая для принятия обоснованных решений по регулированию рынка транспортных услуг, зависит от многих факторов, в том числе от применяемых методов решения задач и масштабов регули­рующих воздействий. В свою очередь, методы решения задач по регулиро­ванию рынка транспортных услуг зависят от существующего технического обеспечения (ЭВМ) и возможностей программного обеспечения. Однако наиболее сложными задачами при этом являются разработка методов получения и сбор необходимой информации.

Источниками информационного обеспечения решения задач анализа, прогноза и регулирования рынка транспортных услуг являются:

1. Данные, представляемые владельцами транспортных средств при лицензировании;

2. Данные статистических органов;

3. Данные специальных обследований, проводимых транспортной инспекцией, налоговыми органами и т.п.;

4. Данные других организаций;

5. При необходимости транспортная инспекция может расширить (или откорректировать) перечень данных, представляемых владельцами транспортных средств.

Первичная информация, поступающая в РТИ от лицензиатов, пред­ставляет собой список подвижного состава, подлежащего лицензированию. В данном списке указываются:

1. Полное наименование предприятия;

2. Количество транспортных средств и их государственные номера;

3. Модели (марки) автомобилей;

4. Тип кузова;

5. Грузоподъемность (вместимость);

6. Год выпуска;

7. Требуемая зона деятельности.

Вторичная информация образуется в процессе лицензирования (дат выдачи лицензии и срок ее действия), а также при составлении статистической отчетности (форма № 7-тр и форма № 8-авто) и внутренней отчет­ности подразделений транспортной инспекции.

В качестве вторичной информации могут служить также данные, по­ступающие в процессе контроля соблюдения условий лицензирования.












ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ПРОЦЕССА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ


Целью регулирования транспортных услуг является повышение эф­фективности функционирования транспортно-дорожного комплекса ре­гиона (страны), защита прав потребителей транспортной продукции и под­держка социально значимой клиентуры.

Процесс регулирования рынка транспортных услуг включает в себя ряд этапов, основными из которых являются:

1. Анализ рынка транспортных услуг;

2. Прогноз (моделирование) развития рынка транспортных услуг;

3. Выбор формы регулирующего воздействия;

4. Контроль за исполнением регулирующих воздействий;

5. Анализ последствий и внесение изменений в систему регулирования рынка транспортных услуг.

Информационно все эти этапы регулирования рынка транспортных услуг взаимосвязаны: информация о структуре рынка, соотношении спроса и предложения служит исходной для прогноза развития рынка и моделиро­вания ситуации на нем в дальнейшем. В свою очередь эти данные служат источником информации при выборе форм регулирующего воздействия и оценки ожидаемых последствий. Количественные и качественные характе­ристики принятых методов регулирования служат источником информации при контроле за их исполнением. Анализ последствий регулирования основы­вается на сопоставлении информации о текущем состоянии рынка и отдель­ных его сегментов и проведенной ранее прогнозной оценки последствий.

Следующий вывод, который может быть сделан, состоит в том, что информация на каждом последующем этапе по отношению к предыдущему используется не в полном объеме (частично) и в переработанном виде.

Кроме того, следует отметить, что на каждом последующем этапе ра­боты используются данные не только предыдущего этапа, но и дополни­тельная, не связанная с ним информация.

Учитывая изложенное, можно сделать два важных вывода, ка­сающихся:

-         во-первых, формирования информационного обеспечения процесса регулирования рынка транспортных услуг;

-         во-вторых, структуры информационной базы данных (ИБД) регу­лирования рынка транспортных услуг.

            Вывод первый: при формировании информационного обеспечения процесса регулирования рынка транспортных услуг (РТУ) необходимо опре­делить объем и структуру требуемой информации каждого этапа процесса регулирования РТУ (начиная с первого - анализа рынка), проводя меж­этапное согласование данного информационного потока и методов обра­ботки и преобразования информации.

Вывод второй: информационная база данных должна строиться на блочной основе - это позволит избежать избытка информации, сократить время ее обработки, обеспечить более легкую адаптацию каждого блока к меняющимся условиям, не производя коренного изменения всей системы. Блочное построение ИБД упрощает построение вычислительного комплекса РТИ на сетевой основе.

Основой ИБД является "центральная база данных" (ЦБД), которая формируется на основе информации лицензиатов, госстатистики, а также других организаций и специальных обследований.

Данные ЦБД используются при формировании других локальных баз данных, таких как "Блок анализа", "Блок спроса", "Блок предложения", ''Блок прогнозирования", "Блок принятия решений" и некоторые другие.

Поэтапный анализ информационного обеспечения процесса регули­рования рынка транспортных услуг позволит определить структуру и со­держание каждого блока ИБД.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.      Богомазов В.А. Государственное регулирование транспортной деятельности и стратегическое управление автотранспортными предприятиями / СПбГИЭА. – СПб., 1997.

2.      СБОРНИК нормативно-справочных материалов по лицензированию и инспектированию на автомобильном транспорте в РФ по состоянию на 01.03.1993 г. /ГУК ПК при Минтопэнерго РФ. – Иваново, 1993.

3.      Регулирование транспортной деятельности: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Кононовой Г.А. / СПбГИЭА. – СПб., 1996.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты