48,3
задолженность бывшим странам СЭВ
14,6
14,5
14,1
По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм
39,4
39,1
39,1
В том числе:
задолженность кредиторам Лондонского клуба
30,1
29,8
29,8
По кредитам международных финансовых организаций
19,4
18,3
19,7
Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте
26,7
26,7
25,7
В том числе:
еврооблигационные займы
15,6
15,6
14,6
ОВВЗ
11,1
11,1
11,1
Источник: проект Федерального бюджета РФ на 2001 год
В то же время порядок выплат в 2003-2008 гг. (табл. 7) показывает, что даже если Парижский клуб согласиться перенести большую часть своих требований на последующие годы, то без радикального изменения экономической ситуации вероятность долгового кризиса все равно очень велика. В связи с этим следует обратить внимание на практику принятия федеральных бюджетов с огромным бюджетным дефицитом. Именно продолжительный и значительный дефицит бюджета явился одной из основных причин стремительного роста объема государственного долга.
Таблица 7. График выплат по внешнему долгу в 2001-2010 гг. млрд. долл.
Структура долга
Год
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Российский долг:
7,5
7,7
8,1
5,1
7,4
3,0
4,8
4,2
1,4
1,3
вврооблигации
2,6
1,5
3,1
2,5
4,9
0,9
3,2
3,2
0,7
1,7
привилигированные кредиторы
2,8
4,4
3,8
2,0
2,1
1,9
1,4
0,9
0,6
0,5
правительства иностранных государств
2,1
1,8
1,2
0,6
0,4
0,2
0,2
0,1
0,1
0
Советский долг:
4,1
5,0
5,2
5,2
5,2
5,8
6,8
7,4
8,9
8,8
Лондонский клуб
0,9
1,1
1,1
1,1
1,1
1,7
2,0
2,2
2,7
2,4
Парижский клуб*
1,1
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
2,1
2,5
3,3
3,4
платежи государствам, не входящим в Парижский клуб
0,3
0,4
0,4
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
др.платежи
1,8
2,0
2,2
2,1
2,2
2,3
2,2
2,3
2,4
2,6
ОВГВЗ
0,3
0,3
3,8
0,2
0,2
2,5
0,7
2,9
0,1
0,1
Всего (без других платежей)
10,1
10,9
14,9
8,4
10,7
9,1
10,1
12,3
7,9
7,6
Всего
11,9
12,9
17,1
10,5
12,9
11,4
12,3
14,6
10,3
10,2
Платежи до реструктуризации
15,7
16,2
21,8
17,9
21,2
19,8
20,2
24,0
17,7
19,8
*После реструктуризации долга РФ Парижскому клубу
Источники: Минфин РФ, оценки Альфа-банка
Говоря о величине внешнего долга сейчас нельзя обойти ряд обстоятельств:
1. Глобализация финансовых потоков в целом, а также политика неограниченной открытости к зарубежным инвестициям, прежде всего так называемым краткосрочным портфельным инвестициям, ведет к стиранию граней между внешним и внутренним долгом. Это касается выплат ГКО нерезидентам. Россией было предложено 2 варианта реструктуризации ГКО в валютные обязательства государства и новые рублевые облигации со значительной отсрочкой выплат. Был принят рублевой вариант, согласно которому западные кредиторы 10% долга получили живыми деньгами, 20% - в виде бескупонных бездоходных бумаг и остальные 70% - купонные облигации с погашением через 4-5 лет. Но даже в рублевой форме новые обязательства фактически будут иметь характер внешнего долга.
2. Усиливается связь государственных обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур, имеющих системообразующее значение для экономики (крупные российские банки). Конечно, государство не должно отвечать по обязательствам частных финансовых структур. Однако банкротство крупных структурообразующих банковскую систему кредитных учреждений может вызвать катастрофические последствия для платежной системы страны.
3. Еще одним новым моментом в оценке величины внешнего долга являются долги регионов, которые с 1997 года получили право самостоятельного размещения внешних займов. Формально правительство не несет ответственности по долгу местных и муниципальных органов власти, однако эти заимствования несут потенциальную угрозу бюджету в случае применения к должникам принятых в таких случаях санкций.
4. Существует просроченная задолженность предприятий по кредитам, которые брались предприятиями в банках, в том числе и зарубежных, под гарантии государства. По ранее гарантированным кредитам эта задолженность составляет примерно 800 млн. $.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8