Планирование в системе государственного управления

     Прогноз  социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех  до  пяти лет и ежегодно корректируется.

     Порядок разработки  прогноза  социально-экономического развития  на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

     Прогноз  социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

     Первое  после  вступления  в должность Президента Российской Федерации послание,  с которым он обращается  к  Федеральному  Собранию,  содержит специальный раздел,  посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

      В специальном разделе послания  Президента  Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации,  формулируются и обосновываются стратегические  цели и приоритеты социально-экономической политики государства,  направления реализации указанных целей,  важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне,  приводятся важнейшие це-

левые макроэкономические показатели,  характеризующие социально-экономическое  развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

     Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития  Российской  Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.

     Порядок  разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

     В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

     оценка итогов  социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика  состояния экономики Российской Федерации;

     концепция программы   социально-экономического   развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

     макроэкономическая политика;

     институциональные преобразования;

     инвестиционная и структурная политика;

     аграрная политика;

     экологическая политика;

     социальная политика;

     региональная экономическая политика;

     внешнеэкономическая политика.

     Программа социально-экономического развития Российской Федерации  на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет  Федерации  и Государственную Думу.

                                 Государственное прогнозирование и планирование

                                социально-экономического   развития  Российской

                                Федерации на краткосрочную перспективу

     Прогноз  социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

     Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел,  посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

     Правительство   Российской  Федерации  одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы:

     итоги социально-экономического развития Российской  Федерации за прошедший период текущего года;

     прогноз социально-экономического развития на  предстоящий год;

     проект сводного финансового баланса  по  территории  Российской Федерации;

     перечень основных  социально-экономических  проблем  (задач),  на  решение  которых  направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;

     перечень федеральных  целевых программ,  намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

     перечень и объемы поставок продукции для федеральных  государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

     намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

     Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов,  предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.

    Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.

     Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики  содержат  оценку  эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.

     Порядок рассмотрения представленных документов и материалов  определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.

     Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий год представляются  Правительством  Российской  Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.

     Правительство  Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обеспечивают ежемесячный мониторинг  состояния экономики Российской Федерации и публикуют информационно - статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации.

Индикативное планирование является средством реализации социально-экономической политики государства, это процесс формирования системы параметров (индикаторов) достижение которых определяет меру государственного воздействия на социальные и экономические процессы. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи. Индикативное планирование широко применяется в Японии, Китае, Франции.

Индикативное планирование является наиболее совершенной формой организации взаимодействия всех звеньев федеральных органов управления, как между собой, так и с региональными органами. В системе индикативного планирования на основе научных прогнозов и целевых программ разрабатываются государственные, региональные и корпоративные планы. Индикативные планы органично соединяют концепции экономической и промышленной политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, объемы государственных капитальных вложений и на этой основе обеспечивают взаимосвязь государственных и региональных программ, а также регламентируют процессы управления государственными предприятиями и регулирования рыночных структур.

Опыт государственного планирования и регулирования развитых стран свидетельствует, что посредством этих механизмов государство корректирует экономические деформации рыночных отношений, обеспечивает социально-экономическую стабильность общества, формирует макропропорции.

В настоящее время действует Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). Программа включает положения, реализация которых направлена на достижение долгосрочных целей, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года, направленной на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами. Достижение этих целей возможно только путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством, с более низкой степенью зависимости от мировой конъюнктуры, оптимальным участием государства в хозяйственной деятельности при усилении его роли как гаранта безопасности, а также в обеспечении социальных стандартов, экономической свободы, финансовой стабильности и эффективной инфраструктуры. Итоги социально-экономического развития страны в 1999-2000 годах свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики: валовой внутренний продукт вырос на 14 процентов, объем промышленной продукции - на 24 процента, объем инвестиций в основные фонды - на 24 процента. Одновременно формировался и благоприятный социальный фон осуществления реформ - продолжался рост доходов, возрос уровень потребления, произошло резкое снижение забастовочной активности. После августовского кризиса 1998 г. сложился ряд объективных предпосылок для начала общеэкономического подъема. Благодаря проведению осторожной денежно-кредитной политики и сдерживанию роста цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий девальвация рубля не привела к раскручиванию инфляционной спирали. В этих условиях отставание роста внутренних цен от масштабов девальвации повысило конкурентоспособность российской продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что способствовало улучшению платежного баланса и дало мощный импульс к подъему отечественного производства и оживлению деловой активности во всех сферах экономики. Другими факторами, оказавшими позитивное влияние на экономику, стали перемены в микроэкономической среде и мотивации экономических агентов. За прошедшие годы все большая часть предприятий стала приспосабливаться к рыночным условиям, существенно изменился характер их хозяйственной деятельности: снизился удельный вес нерыночных расчетов особенно по естественным монополиям, второй год подряд растет прибыль.

Способствуя поддержанию макроэкономической стабильности, бюджетная политика государства стала более взвешенной, бюджет стал сводиться с общим профицитом, что позволяет последовательно снижать долговую нагрузку на будущие поколения. Вместе с тем социально-экономические проблемы, с которыми продолжает сталкиваться Россия, свидетельствуют о недостаточной устойчивости позитивных тенденций развития экономики. Значительными остаются масштабы бедности, средние стандарты жизни недопустимо низки. Не обеспечиваются минимальные государственные социальные гарантии. Продолжается сокращение численности населения, не снижается отток квалифицированной рабочей силы в другие страны.

Целью программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) является формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны. Среднесрочная программа должна стать базовым документом, определяющим действия Правительства Российской Федерации в ближайшие три года, направленные на решение социально-экономических проблем страны. Реализация программных мероприятий будет логическим продолжением осуществления Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года и начатого в рамках Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы создания адекватной налоговой системы, правовых основ для снижения административных барьеров и ограничения непосредственного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий, формирования рынка земли, основ новой пенсионной системы, проведения таможенной, судебной реформ, реформы социального обеспечения, повышения качества и доступности важнейших социальных услуг, а также повышения эффективности экономической инфраструктуры.




Список литературы


1 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций – М., 1997.

2. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой. –М., 1997.

3. Материалы системы «Консультант Плюс»


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты