Система таможенных органов РФ

В непосредственном подчинении Главного таможенного управления состояли районные таможенные инспекторы, местонахождение которых устанавливал НКВТ по согласованию с СНК союзных республик на территории которых они действовали. Инспекторы осуществляли общее руководство деятельностью таможенных учреждений своего района, контролировали исполнения таможенными учреждениями постановлений, инструкций и распоряжений, касающихся монополии внешней торговли, расследовали жалобы на неправильные действия сотрудников таможен, обладая правом устранения виновных от должности. Непосредственно осуществление таможенных операций по досмотру перемещаемого через границу имущества, начислению пошлин, документированию и принятию мер в связи с таможенными нарушениями и контрабандой производили таможни первого, второго и третьего разрядов.

Таможни первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом, второго разряда — в небольших портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах. Как филиалы таможен могли создаваться в других пунктах таможенные посты. Открытия и упразднение таможенных учреждений, изменение мест их нахождения, отнесшие таможни к тому или иному разряду, переименование постов в таможни и таможен в посты производился НКВТ. Порядок приема на службу служащих Главного таможенного управления и его местных органов определялся Кодексом законов о труде. Четко таможенный устав определял запреты в действиях таможенных служащих, которые не должны участвовать в организациях, выполняющих работу по погрузке. разгрузке, приему и подготовке к досмотру импортных экспортных грузов, пассажирского багажа и почтовых посылок, принимать на себя доверенности или поручения по таможенным делам посторонних лиц, покупать товары на таможенных аукционах[19].

19 декабря 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР, просуществовавший с некоторыми изменениями почти 36 лет.

В первом разделе Кодекса «Организация таможенного управления» очень четко были определены цели деятельности. Основная — фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли, исторически традиционная — взимание сборов и дополнительная — совершение всех других таможенных операций. Управление таможенным делом на всей территории СССР принадлежит НКВП, осуществляющему эту задачу через входящее в его состав Главное таможенное управление[20].

Шире уточнялись полномочия ГТУ: разработка вопросов таможенной политики, участие в разработке проектов международных договоров и конвенции в части, касающейся таможенно-тарифного дела; разработка проектов таможенных тарифов и разрешение вопросов, связанных с их применением, издание в подлежащих случаях, по соглашению с Наркомфином СССР и другими заинтересованными ведомствами правил, инструкций и прочих распоряжений по таможенному делу; надзор за выполнением таможенными учреждениями законодательных постановлений и административных распоряжений; разработка мероприятий по борьбе с контрабандой и иными нарушениями таможенным постановлений и наблюдение за их осуществлением; разрешение дел о контрабанде и о нарушениях таможенных постановлений по жалобам на решения таможен, не входящих в районы отделений Главного таможенного управления и т.д.

В главе о центральных таможенных органах также подробно определялись полномочия состоящего при НКВТ таможенно-тарифного комитета, функции уполномоченных НКВТ при СНК союзных республик в области таможенного дела и компетенция местных таможенных учреждений. Не предусматривалось в ТК СССР создание районных инспекторских управлений.

Во время Великой Отечественной войны деятельность многих таможен была прекращена или прервана. На севере напряженно продолжали работу Муромская и Архангельская таможни. На Каспийском море и по сухопутной границе, не являющейся зоной военных действий — от Черного моря до Тихого океана, активно работали таможни, пропускавшие внешнеторговые грузы, осуществлявшие контрольно-инспекторские функции, оперативную работу и борьбу с контрабандой[21].

После Великой Отечественной войны работа советских таможен была подчинена главной задаче — восстановление народного хозяйства.

Огромную роль в развитии советской таможенной системы в последние годы сыграли демобилизованные офицеры и солдаты-фронтовики, пришедшие на работу в таможенные органы из армии. Почти все они постепенно закончили высшие учебные заведения, возглавляли местные таможенные учреждения, работали в аппарате Главного таможенного управления.

В 1964 году был принят Таможенный кодекс СССР, который подтвердил, что управление таможенным делом в СССР относится к ведению Министерства внешней торговли и осуществляется через входящее в его состав Главное Таможенное управление. Таможенные учреждения стали осуществлять контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и совершать таможенные операции, вести борьбу с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

К ведению Главного таможенного управления относилось управление местными таможенными учреждениями, давало им руководящие указания и контроль за выполнением местными таможенными учреждениями законодательства и правил по таможенному делу, разрабатывает вопросы таможенной политики; участвовало в разработке проектов международных соглашений в части, касающейся таможенного дела, подготавливало проекты таможенных тарифов и решение вопросов, связанных с применением таможенных тарифов: рассматривало жалобы на решения таможен и действия должностных лиц таможенных учреждений, а также проверка в порядке надзора местных таможенных учреждений[22].

По кодексу 1964 года местными таможенными учреждениями являлись таможни и подчиненным им таможенные посты. Сведения, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли[23].

Важной правовой основой для деятельности таможенных учреждений СССР явился принятый 24 ноября 1982 г. закон «О государственной границе СССР». Этот закон неоднократно подчеркивал роль таможенных учреждений и закрепил их участие и взаимодействие с пограничными войсками в охране границы.

Реформой таможенного дела в СССР явилось создание в 1986 году Главного управления государственного таможенного контроля. Оно учреждалось как самостоятельный орган государственного управления и приобрело статус союзного ведомства.

Положение о главном управлении государственного таможенного контроля, утвержденное постановлением Совета Министров от 13 июля 1987 года определяло функции и порядок деятельности этого органа. Это управление несло ответственность за состояние и совершенствование таможенного контроля, усиление борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, эффективное применение таможенного тарифа.

Основными структурными единицами ГУГТК являлись управление и отделы. Компетенция управлений носила комплексный характер и полномочия одного управления тесно переплетались с полномочиями других.

Что касается местных таможенных учреждений, то таможни и таможенные посты по их дислокации можно было разделить на пограничные и внутренние. По специфике характера деятельности местные таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные. морские (речные).

Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловил в 1987-1990 гг. значительный рост количества местных таможенных учреждений.

Приняты в 1991 г. Таможенный кодекс легализовал фактически сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов.

В 1993 г. был принят новый таможенный кодекс, который действует и по сегодняшний день[24].

1.4. Из истории Томской таможни

Появление таможни («таможенной избы») в Томске относится к началу 17 в. и было связано с установлением «калмацкого торга» — о чем сообщалось в отписке воеводы В. Волынского царю Борису Годунову, датируемой 1609 г. Таможенные сборы здесь напрямую взимались в пользу казны. Метом проведения торга местных жителей со степными кочевщиками был левый берег Томи по соседству с Тояновым городом (ныне район Дачного городка). Торговля проводилась и в самом городе.

Сохранившиеся таможенные книги г. Томска за 1624-1625, 1627 годы (а также приходная книга г. Томска за 1631-1632 гг. и наказная память хранятся в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки Томского государственного университета) позволяют восстановить перечень взимавшихся на Томской таможне торговых пошлин, имена приехавших в далекий сибирский город торговых людей или их приказчиков, перечисление привезенных ими товаров, с указанием количества каждого из них и общей суммы, установленной по оценке таможенной избы.

Таможенные сборы приносили значительный доход в городской бюджет. В 1626 году они составляли 70% его доходной части. В приходной книге Томска за 1631-1632 годы зафиксировано, что за год через таможню прошло денег, товаров и пушнины, обложенных пошлинами на 14.000 рублей. Только «печатных» пошлин было взято 252 рубля.

Возглавлял таможню голова — выборное должностное лицо. При нем состояло несколько помощников — целовальников (перед вступлением в должность они давали присягу и целовали крест — отсюда и название должности), избиравшихся сроком на один год. Старший из них, имевший доступ к таможенной казне, хранившейся в специальном ящике — «ларе», назывался «ларечным».

Имелись также «караульные» (охраняли таможенную избу) и «ходячие» (собирали пошлины в торговых местах) целовальники. Ведением таможенной документации занимались местные подъячие, получавшие жалование за счет сбора с «писчей деньги».

Вступив в должность, таможенный голова обязан был принять от своего приемника уставные грамоты и все таможенные дела.

Сохранялась наказная память, данная одному из таможенных голов Томска конца 17 в. В ней подробно описывается порядок приема-передачи дел, определяются должностные обязанности «Андрея с целовальники». Так, они должны были производить осмотр и опись всех приведенных товаров, давать им оценку в соответствии с ценами на местном рынке, взимать с них «государству десятую пошлину». Списки прибывших торговцев с росписью товара, его оценкой и деньги, полученные в качестве пошлины, полагалось ежемесячно сдавать в городскую казну.

Им следовало также следить, чтобы торговля велась только в отведенных для этого местах: в гостином дворе и на калмыцком торгу.

Точных данных о ликвидации Томской таможни пока нет. Однако известно, что в 1754 г. Указом императрицы Елизаветы Петровны внутренние таможенные пошлины были отменены на основной территории страны, а в 1755 г. — в Малороссии. Заменившая их единообразная 13%-я «новоположенная», или «новоположенная прибавочная» таможенная пошлина на границах государства должны была взиматься со всех ввозимых товаров в портовых и пограничных таможнях[25].

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ
ПО ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ 1993 г.

2.1. Общая характеристика

Создание таможенных органов — исходное начало и условие осуществления таможенного дела, его организационного обеспечения. Таможенный кодекс Российской Федерации относит к ним Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты[26].

Таможенные органы в структурном и функциональным отношении образуют единую, целостную систему. Эта система строится с учетом тех же принципов, на которых основывается таможенное дело в России: единства таможенной политики, единства таможенной территории, единства таможенного законодательства, единство тарифного регулирования, сочетания его с мерами экономической политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты